Известно, что католическая церковь в своё время организовывала крестовые походы с целью распространения своей религии и своей церкви. В частности, на святой земле, например, они противостояли мусульманам во главе с Салах Ад Дином. Но с другой стороны, они разоряли Русь и Константинополь. Попадут ли рыцари-крестоносцы, которые противостояли мусульманам в рай?
5 Ответов
Противостояние кому-либо, не разделяющему убеждений человека или группы людей, не является основанием для того, чтобы говорить утвердительно или отрицательно о посмертной участи человека. Даже если это вопрос веры. Исключением является лишь вопрос мученичества или исповедничества за веру. Попросту говоря, противостояние христиан с мусульманами в борьбе за присутствие на Святой Земле не является само по себе поводом говорить о том, что крестоносцы за это попадут в рай. Господь будет судить каждого индивидуально.
Бог судит каждого человека индивидуально, вникая во все обстоятельства его жизни, зная о всех его помыслах, словах и поступках. Поэтому надо быть осторожным в вопросах, кто куда попадет. Другое дело, мы можем спросить «помогает ли участие в крестовых походах по благословению папы Римского спасению души» — и тут ответ мы можем дать. Нет, не помогает.
Очень непростой вопрос, однозначно отрицательный ответ на который можно дать лишь начиная с IV крестового похода, который разорил Константинополь. До этого времени в некоторых патриархатах, кажется, иногда общение с западными сохранялось. Т.е. на раскол 1054 г. смотрели как на каноническую, а не догматическую схизму. Такого рода канонических схизм в древности было немало, даже и сейчас в подобном расколе находится РПЦ и Константинополь по поводу незаконного признания последними УПЦ.
Таким образом, для первых крестоносцев, которые не разделяли еретических учений Рима, можно говорить об обычной христианской участи и суде. Другое дело, что эти малообразованные в своей массе люди нередко плохо знали детали христианского вероучения, а их поступки нередко прямо противоречили Евангелию. Тем не менее, по умолчанию их еще нельзя назвать еретиками.
Однако разорение Константинополя было поступком против совести и Евангелия. Оно сопровождалось кощунствами и закрыло дорогу не только к церковному примирению, но и к спасению тех, кто его поддержал, т.е. всех последующих крестоносцев. Они стали еретиками, а по слову Писания еретики Царства Божия не наследуют (Гал.5:19-21).
В Вашем сообщении все слишком утрированно. Крестовых походов было несколько на протяжении нескольких веков, крестоносцы были разными и разорение Константинополя во время 4 похода было осуждено папой римским. Поэтому ответить можно так: тот, кто умер в состоянии смертного греха, не может быть спасен, тот кто умер в состоянии благодати - может. И это не зависит от крестовых походов. А об участи конкретных людей, об их состоянии в момент смерти, предоставим судить Богу.
Сергей, о лицемерии пап Вы знаете не хуже моего. Хотя формально Четвертый крестовый поход был осужден, но именно папы извлекли из него обилие возможностей. В том числе за счет эксплуатации греческих святынь.
Но первоначальный вопрос был шире: среди поздних крестовых походов были явно беззаконные, совершенные ради утверждения ложного католического учения. Т.е. в их основании лежала еретическая вера, сама по себе лишавшая участников этих походов Царства Небесного.