Здравствуйте.
Стоит ли просить Бога о чем-либо, или более правильно всё оставить на Его усмотрение? С одной стороны, Бог лучше знает, что дать конкретному человеку. С другой, у человека есть свободная воля, и можно обратиться с просьбой. Как более правильно поступить?
6 Ответов
Учение о молитве весьма многообразно. Всегда и обо всем мы должны просить Бога, а если Он не отвечает сразу, то просить ещё и ещё:
"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят." (Мф. 7:7-8)
И даже больше того:
"Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего." (Ин 15:5)
Молясь, надо иметь веру:
"и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите." (Мф. 21:22)
С другой стороны, некоторые просьбы неразумные или даже греховные. Они оскорбляют величие Бога и не будут исполнены:
"Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу." (Иак 4:1-4)
Итак, молиться можно и нужно, но разумно, соизмеряя свои просьбы с евангельскими заповедями, а не просто с личными пожеланиями и вожделениями.
В молитве Господней, которая является образцом всех молитв, есть конкретное прошение:
Хлеб наш насущный даждь нам днесь.
Под насущным хлебом принято понимать все необходимые нужды нашей жизни. Это значит, что Бог не против, чтобы мы просили о чем-то конкретном, однако всегда должны быть готовы к тому, что молитва может быть исполнена как-то иначе, как желает Бог. В связи с этим св. Августин пишет:
Если что-либо происходит, не согласуясь с нашей молитвой, мы должны, терпеливо перенося огорчение и во всем благодаря Бога, не испытывать никаких сомнений в том, что это было правильно, что воля Божья, а не наша воля должна быть исполнена.
Важно также, чтобы прошение было о необходимом, а не о чем-то заведомо неполезном для человека.
"Проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него". Мф. 7:7-11.
Бог велит просить у Него, если мы хотим получить от Него милость. Не стоит относиться к Нему, как капризная жена к мужу: "Ты должен был сам догадаться"...
После молитвы-просьбы христиане добавляют: "Но да будет не моя, а Твоя святая воля". Тем самым оставляя выполнение своей просьбы на волю Бога, Который лучше знает, что пойдет нам на благо, а что нет.
С уважением,
Можно, конечно, и просить со смирением, это вполне приемлемо в рамках православного благочестия. Думаю, если хочешь быть совершенным (Мф.19:21), можно и предать себя целиком в руки Божии, прося лишь милости и прощения грехов - это одна из высших ступеней добродетели.
Есть разные меры духовного совершенства человека: новоначальных, преуспевших и святых. Мера святых - просить и желать себе скорбей житейских для большего приближения к Богу через очищение ими своих душ от грехов. Мера преуспевших - всё оставлять на промысел Божий: Ему виднее, что нам полезней. Мера новоначальных - детская молитва к Небесному Отцу обо всех нуждах. Дай Бог нам придти хотя бы в меру новоначальных, а не топтаться в прихожей умозрительной веры без настоящих чувств к Богу. Безразличие к своей жизни - это не смирение, это - отчаяние.