5 Ответов
Иное дело грех, иное — любовь ко греху (страсть). По молитве священника совершенный греховный поступок прощается, если мы его ненавидим и обещаем исправиться. А вот страсть, которая сама по себе является нечистотой нашего сердца, нуждается в уврачевании через наши труды: молитву, воздержание от злых дел и помыслов, пост, деятельную любовь к ближним, терпение поношений и скорбей и проч. Через это в нас формируется любовь к добру и ненависть ко злу, которые свидетельствуют нашей совести об окончательном прощении греха Богом.
Если человек “кается” неискренне, с прицелом обмануть Бога и грешить дальше, то будет только хуже. Бог не позволит Собой манипулировать, у Него есть все возможности для этого.
Покаяние — это не ритуал, а преображение человеческой души. Грех прощается в случае искреннего покаяния, сопровождаемого твердым решением бороться с грехом и приложить максимум усилий для того, чтобы не повторять его.
С уважением,
Вы правильно заметили, что назвать грехи на исповеди было бы слишком просто. На самом деле, покаяние — это процесс, в котором исповедь занимает важное место, но все не ограничивается ею. Покаяться — это полностью измениться, не только перестать совершать названные грехи, но и начать жить противоположной грехам жизнью. Если этого изменения нет, то и покаяния не произошло. Покаяние включает в себя: осознание грехов, сокрушение о них, исповедь перед священником + принесение плодов покаяния (удовлетворение). Свт. Димитрий Ростовский пишет о покаянии:
Истинное покаяние заключается в том, чтобы не только исповедать поистине грехи свои, но и не возвращаться также на прежние злые дела, но проводить жизнь свою в непрерывном ее исправлении; не только не возвращаться к прежнему, но и с сокрушением сердечным жалеть о преждесодеянном; не только же жалеть, но и дать удовлетворение за содеянные грехи немалыми трудами покаяния, которые не только сравнялись бы с содеянными грехами, но и превзошли бы их. Суетно покаяние того, кто недолгим от брашен (пищи — С.Ф.) воздержанием и единодневным пощением хочет многократное объедение и пьянства покрыть. Тщетно покаяние того, кто каким-либо кратким и легким умерщвлением своего тела думает очистить себя от долговременных и тяжких смертных грехов. Неправедно покаяние того, кто немногими воздыханиями и биениями в перси надеется оправдаться от многих неправд как убийства, хищения, грабления, братоозлобления и тому подобных прегрешений. Сомнительно прощение грехов того, кто малыми только слезами (кроме других, истинному покаянию подобающих подвигов и трудов) великие скверны и беззакония чает смыть и избавиться от вечных мучений […] Человек есть мысленное древо, имеющее корень покаяния своего в помысле и намерении исповедания грехов; имеет он и листья – это уже само исповедание грехов Богу пред отцем духовным и обещание исправления; плоды же этого древа – удовлетворения и подвиги. Познается поэтому истинное покаяние не по корню намерения и не по листьям исповедания и обещания, но по самым плодам удовлетворения. Утверждай намерение как корень, умножай слова как листья, но если ты не имеешь достойных покаяния плодов, подвигов, говорю, трудов и усердного тщания об удовлетворении за грехи, то бойся проклятия.
Здравствуйте!
По установлению Таинства Исповеди все названные на исповеди грехи отпускаются священником и прощаются Богом. Поэтому вспоминать о них и исповедовать больше не надо. Это легко, но в этом парадокс спасения человека Богом. Прощаются исповеданные грехи потому, что Христос искупил их на Кресте.
От кающегося же требуется осознать, что грех был совершен, что это — грех, желание чтобы Бог простил и стараться не повторять. Если повторили — исповедуйте и старайтесь не повторять дальше. В этом состоит начальная духовная жизнь.
Если что-то забыл исповедовать, то можно на следующей исповеди произнести. И каждую исповедь лучше завершать словами: В этих и других, забытых мною грехах каюсь, и прошу отпущения их”.
И не смущайтесь.
Помощи Божией!