Здравствуйте. У меня есть такой вопрос, который меня достаточно сильно интересует. Сколько у нас вариантов будущего? Один или множество? Немного поясню, что спрашиваю. Есть старцы или святые, которые при жизни имели прозорливость и видели будущее. Так как им Бог такой дар дал. При этом как известно, если святые или старцы говорили о каких-то бедах в будущем, то покаянием народов или отдельных людей, можно это будущее изменить. Или наоборот, если народ или отдельный человек будет делать злые дела, то доброе будущее может быть заменено какими-то бедами и скорбями. Так вот, будущее фактически одно единственное и то, что предсказывают или предсказывали старцы всего лишь условность. Например Ниневия в принципе не имела того варианта будущего, где она погибла после пророчества о её гибели. Она имела только один вариант будущего, что после слов пророка народ покается. А пророчество было не видением будущего, а некой условностью. Ну или пророчества современных старцев о будущем России и мира. Даже если и говорится у них о разных вариантах, то это именно условность. В будущем свершился один единственный вариант. И покаянием или потерей нравственности человек и народы будущее не меняют по факту, а само покаяние или озлобленние уже имеется в будущем. Или же вариантов будущего действительно, в реальности множество. Не условных вариантов, а фактически. И покаяние действительно может изменить плохое будущее. То есть в первом случае время и вся история из вечности Богом видится как одна единственная линия. От начала времён до конца. Или же история фактически состоит из множества ветвей и вариантов. Где люди каются, то ветвь истории хорошая. Где люди озлоблены, там больше скорбей. То есть ветвей много и в каждой Бог промыслом ведёт людей к покаянию и спасению. Есть ли консенсус патрум по этому вопросу или же какой-то догмат? Если есть разные мнения святых, то интересно было бы узнать.
5 Ответов
"В те дни заболел Езекия смертельно, и пришел к нему Исаия, сын Амосов, пророк, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь.
И отворотился [Езекия] лицем своим к стене и молился Господу, говоря:
«О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно.
Исаия еще не вышел из города, как было к нему слово Господне:
возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень;" 4 Цар. 20:1-5.
Из приведённой цитаты можно сделать вывод, что будущее изменяемо Богом по молитвам людей.
С уважением,
Здравствуйте. Это достаточно сложная тема, поскольку касается вопросов о Промысле Божием. Кратко говоря, Бог находится над временем и для Него уже все события случились, тогда как для нас, события будущего неизвестны, но произойдет то, что произойдет. То есть что-то одно. Что касается покаяния, как условия, то опять же, это условие и разные варианты существуют только для нас. Для Бога не существует неожиданностей и Он действует исходя из Своих желаний и зная обо всем сразу. Для Него уже известно покаяние или нераскаянность людей и соответствующий результат. В Библии сказано:
Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом (Прит.19:21).
При этом, я допускаю, в качестве теории, что могут быть несколько вариантов равно возможных вариантов с различным исходом, но произойдет что-то одно. Человек может, в некоторых ситуациях, уехать из зоны военных действий или эпидемии, а может остаться. И это будут два различных сценария жизни. Но все это каким-то образом включено в непостижимый Промысл Божий.
Бог по определению должен быть существом совершенным, в том числе всемогущим и всеведущим. Поэтому если Бог не знает будущего, то Он не всеведущ и Его нельзя было бы назвать Богом.
Однако Вы поставили вопрос о свободе человека: влияет ли она на будущее и на знание Бога об этом будущем? Ответ таков: наша свобода реальна, мы действительно можем выбирать, как нам поступать, и этот выбор происходит во времени. Но Бог, Который выше времени, от века помыслил весь мир и знает все события в нем от момента сотворения и до Второго пришествия. Не так, чтобы заставлять нас поступать каким-то определенным образом, но так, что Он знает, как мы поступим.
Поэтому если Господь обещает гнев и призывает к покаянию, Он действительно наказал бы при отсутствии покаяния, но вместе заранее знает, когда люди покаются, а когда нет. Собственно, в этом причина, почему пророк Иона не хотел идти к ниневитянам. Он знал, что они покаются, и угроза Божия не исполнится. По слову Великого канона прп. Андрея Критского, Иона ревновал пророчеству не солгатися, т.е. не желал, чтобы его истинное (от Бога) пророчество выглядело как лжепророчество и через это у ниневитян могло бы возникнуть пренебрежение Богом.
Если для Вас затруднительно представить, как Бог может одновременно предусмотреть множество самых разнообразных событий, то тут я с Вами соглашусь. Я тоже этого не понимаю. Но мы с Вами существа сложные и конечные, а Бог - существо простое и бесконечное.
Объясню на конкретном примере слов Иисуса Христа.
И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? (Мк.14:13,14)
Вот представьте, а если бы этот человек на минутку задержался бы у колодца, или взял бы из дома не кувшин, а бурдюк, или послал бы служанку (носить воду было преимущественно женское дело), или споткнулся бы, и т.д.? Но Господь говорил не с вероятностью, а как бы из будущего, описывая прошедшее. Ведь мы же с Вами сейчас не будем спорить, что какие-то события в прошлом случились именно так, хотя могли бы иначе? Именно таково знание Бога.
Сколько у нас вариантов будущего?
Один, тот который мы сами выбираем. Иначе стоило бы признать, что мы живем в нескольких временных измерениях, где возможны разные варианты развития событий. Но это не реальность, а фантастика. Реальность - линейная временная шкала, без разветвлений и параллельных прямых. Это вовсе не исключает того, что могли бы быть разные варианты развития событий практически в каждый момент времени. Но выбираем каждый раз мы, и временная шкала продолжает свое линейное развитие. Это наше восприятие.
А вот что касается Бога, то тут все иначе. Он вне времени, поэтому Он видит все возможные варианты развития событий, но при этом не вмешивается в выбор человека. Если помните сказку про богатыря, который должен сделать свой выбор, стоя у камня на перекрестке трех дорог, то вот Бог - это такой Камень, который знает исход всех дорог. Но выбор делает богатырь.