Здравствуйте! Интересует православное отношение к длительному сну. Я читал, что в монастырях стремятся сократить продолжительность сна, начиная с семи часов в день и вплоть до трех-четырех часов для опытных монахов, а также в житиях святых нередко говорится о подвижниках, старавшихся бодрствовать духовно и телесно практически круглосуточно. Возникает впечатление, что чем меньше сна, тем лучше для нашего духовного делания. Но при этом мой личный опыт несколько другой: когда я невысыпаюсь, я часто весь день не могу состредочится, ни на учебе или каком-либо труде, ни, в первую очередь, на молитве. Особенно страдает утреннее правило, когда организм наполовину ещё не смог проснуться и внимание к молитве минимальное. В то же время, если я хорошо высыпаюсь (для меня это обычно 9 часов в день), то и настроение гораздо лучше, и внимание к молитве больше, чаще размышляю о духовном, и т.д. Это если не говорить о пересыпе, когда действительно голова потом весь день кружится и сосредоточенности на чем-либо не много. Получается, лучше ли стараться спать поменьше, например 7 часов в день, или всё же искать эту золотую середину между недосыпом и пересыпом, исходя из личных ощущений? Большое спасибо.
4 Ответа
Роман, у подвижников немощь естества (в том числе в сне и пище) восполняется за счет благодати Божией, которой они покоряются. Для этого нужны опыт, твердая надежда на Бога, преодоление страстей и правильное внутреннее устроение. Поскольку Вы лишь встали на этот путь, не стоит требовать от себя слишком многого. Будет хорошо, если Вы научитесь подниматься утром так, чтобы чуть-чуть недосыпать, а также вставать из-за стола с ощущением, что хотелось бы еще немного покушать.
Освободившиеся ресурсы времени можно тратить на что-то душеполезное. Например, поставить цель полностью прочитать Новый Завет или даже всю Библию. А если уже читали, то прочитать целиком толкование блж. Феофилакта Болгарского. Или какие-то аскетические сочинения, например авву Дорофея или «Аскетические опыты».
Такие вещи должны определяться индивидуально и благоразумно. То, что некие подвижники спали минимально не говорит о том, что Роман должен подражать им в этом и спать минимально. Есть множество факторов, включая образ жизни и специфические задачи подвижника, которые нужно учитывать. Поэтому спать, как и есть, нужно умеренно. Известный православный моралист проф. А. А. Бронзов писал по этому поводу:
Какой сон может быть назван нравственно-упорядоченным явлением? Как известно, поступок, отмеченный элементами нашей нравственной свободы, сознательности, носит нравственный характер. При иных условиях говорить о нравственном, как таком, нельзя. В приложении к сну это значит, что он должен быть упорядочен разумными движениями нашей нравственной свободы, должен стоять в зависимости от наших сознательных решений. Каждый раз сну должно быть посвящаемо лишь столько времени, сколько необходимо, сколько требуется законами нашей природы, – не более того. Иначе он будет отмечен уже чертами в известной степени нравственно-дурного явления. Уже Премудрый предвещает бедность спящим более, нежели сколько необходимо (Притч.6:6-11,20-24:33). Но и другая крайность также не одобряется Словом Божиим (Кол.2:23).
Спасибо!
Само по себе количество сна никак не влияет на дело спасения. Подвижники, стараясь бодрствовать, посвящали время молитве и иным богоугодным делам. Поэтому если Вы просто будете мало спать, то это не даст Вам ничего, кроме проблем со здоровьем, учебой и т.д. Учитесь посвящать имеющееся время богоугодным занятиям.
Большое спасибо за ответ!
Сон должен соответствовать состоянию человека, средней нормой сейчас считается 7-8 часов, для христиан это вполне приемлемо. Вот такие советы приводит духовный писатель Н.Е. Пестов:
В котором часу надо ложиться спать?
Всего здоровее жить жизнью природы и ложиться по возможности рано, чтобы иметь возможность рано и вставать.
Сколько времени надо спать?
Это зависит от состояния здоровья, возраста, работы и окружающей обстановки.
Норма 6–7 часов была рекомендована для иноков прп. Серафимом.
Московский старец о. Алексий М. рекомендовал своим духовным детям спать 7 часов.
Семь часов – это минимум для вполне здорового взрослого человека, живущего нормальной жизнью.
Однако в наше нездоровое для нервной системы время эта норма может быть увеличена до 8 часов, включая часы дневного сна, в зависимости от состояния нервной системы и работы.
Более того, следует помнить, что для нервнобольных, переутомленных и престарелых сон является лучшим и естественным целебным средством (в соединении с физическим трудом на воздухе или продолжительными прогулками), и тогда необходимое время для сна может быть и более 8 часов.
Большое спасибо за ответ!
Большое спасибо за ответ!