Добрый день!
Мое убеждение что священное писание может ответить на любой вопрос, сейчас, всегда и во все времена, правильно или нет? Речь идет про вопросы познания добра или зла. Вопросы не категории "как собрать велосипед", а вопросы это добро или зло, можно или грех...
3 Ответа
В понимании Церкви, вопросы добра и зла полностью разрешаются Священным Преданием, в состав которого входит не только Писание, но и соборные решения епископов, устоявшиеся богослужения, мнения отцов Церкви, жития святых, иконография и даже церковная архитектура и одеяния.
И действительно, как сказал Иоанн Богослов, что так много сотворил Иисус, что даже всему миру не вместить написанных об этом книг. Ин. 21:25
Смею предположить, что никакой человек земной жизни не способен понять истины.
Человек с помощью Бога имеет возможность только безконечно приближаться к этой цели, но не более.
И это связано с испорченностью ума грехом. Испорченный инструмент всегда будет производить ошибку, и даже хорошо настроенный даёт погрешность.
Как нам судить истины о человеке, если мы с трудом можем воображать аксиомы геометрии Лобачевского или положения квантовой физики? А это самые элементарные вещи, которые у нас под носом.
Св. Предание позволяет нам подойти к истине, но не способно раскрыть её. Вернее, мы всегда в силу искажения будем недопонимать и находить противоречия в ответах на любой вопрос.
Спасибо, Вы донесли до меня новое понимание вопроса
Св. Писание в православном понимании - это часть Св. Предания, под которым, в данном случае, понимается учение Господа Иисуса Христа, переданное Церкви. Вопросы бывают разные по степени их сложности и утонченности. Св. Писание - это священный текст, который, как правило, излагает общие нравственные принципы, некоторые из которых, в силу ряда причин, имели неоднозначную интерпретацию в истории Церкви. Даже святые отцы, читая одни и те же библейские тексты, приходили к разным нравственным выводам (например, в вопросах о допустимости употребления клятвы, лжи по необходимости, казней еретиков). Поэтому я бы ответил так, что в Св. Писании мы можем найти более менее общие ответы по вопросам морали, общие принципы, но вопрос об их применении к собственной жизни требует духовной мудрости, опытности, прошения к Богу о вразумлении, совета от духовно опытных христиан, чтения творений св. отцов и т.д.
Может быть это на первый взгляд кажется что святые отцы приходили к разным мнениям? Истинна только может быть одна.
Например про ложь по необходимости:
Авва Дорофей: «иногда случается такое дело, что бывает крайность скрыть мало; и если кто не скроет мало, то дело приносит большое смущение и скорбь. Когда встретится такая крайность, и видит кто-либо себя в такой нужде, то может посему изменить слово для того, чтобы не вышло… большого смущения и скорби или обиды. Но когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а каяться и плакать пред Богом и считать такой случай временем искушения. И на такое уклонение решаться не часто, а разве однажды из многих случаев»
Тут очень даже все понятно сказано, что если солгал по необходимости, все равно согрешил, и нужно каяться со слезами. Т.е. все отцы считают, что ложь это грех, и нет у них тут кажущегося разногласия.
И в евангелие Господь твердо учит, что нет ничего общего между светом и тьмой.
Поэтому я ну ни как не могу согласится с тем что в священном писании написаны общие принципы морали. Общие принципы морали, это в коммунизме, а не в православии.
Другой вопрос в том, что мы не в состоянии без помощи святых отцов правильно понимать св. писание, тут конечно с Вами согласен.
Истина разумеется одна, но люди, даже святые, не всегда ее определяют однозначно. Ваше рассуждение о святых показывает, что Вы довольно поверхностно знакомы с проблемой их разномыслия по некоторым важным нравственным вопросам. Подробнее о лжи по нужде и спорах по этому поводу см. https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelleckij/opyt-nravstvennogo-pravoslavnogo-bogoslovija-v-apologeticheskom-osveshenii-tom-2/7_4
спасибо большое за ответ. Признаюсь бегло просмотрев текст по ссылке, я не понял, что Вы хотели мне показать в нем. Буду очень признателен если Вы процитируете более кратко ту мысль которую там смогли понять или увидеть.
Если кратко: святые по разному отвечали на вопрос, бывает ли нравственно оправданной ложь по нужде в некоторых случаях. Некоторые (как блж. Августин), считали что даже если твоя ложь спасет жизнь человеку — это не может ее оправдать. Другие (как прп. Иоанн Кассиан или прп. Феодор Студит) — считали, что это оправдано в некоторых случаях и даже не будет ложью. Все они ссылались на Библию. Но это частный пример, который показывает что на Ваш вопрос нет универсального ответа. Хотя в большинстве случаев общие ответы в Библии конечно есть. Но их надо уметь адаптировать к собственной жизни.
Спасибо, что уделили время, узнал что-то новое!
Верно ли что священное предание и др. что Вы написали, это не что то новое самодостаточное, а лишь поясняющие, раскрывающее правильное понимание, если угодно комментарии к священному писанию? (Под священным писанием разумею, ветхий и новый завет)