Поясните пожалуйста, если возможно, смысл невольных детских мучений за Христа. Одно дело, когда за Христа сознательно и добровольно идут страдать и умирать взрослые люди. Страдания Христа были добровольными, и тут мученики подражают Господу. Совсем по-другому предстают невольные страдания за Христа детей-мучеников. Особенно яркий пример - житие мученика младенца Гавриила Белостокского, обманом похищенного иудейскими фанатиками для ритуального убийства. 6-летний ребенок 9 дней умирал на кресте, и, наверное, до самого конца не подозревал что ему уготовано. Мой ум не вмещает.
2 Ответа
В своих размышлениях старайтесь исходить из точки зрения Бога. Господь прославил этого мученика посмертными чудесами, поэтому не нужно сомневаться, что св. Гавриил показал истинную веру в течение своей мученической смерти. Видя твердое произволение любящей души ребенка, Господь даровал ему стать мучеником уже в таком нежном возрасте. Бог не человек, чтобы судить о деле по концу; Он заранее знает будущее, в том числе возрастание души в добродетели или зле.
Обдумайте, в частности, историю Исава и Иакова и ее святоотеческие толкования. Тогда Вам станет яснее идея предведения Божия.
Добровольность не всегда сопутствует мученичеству взрослых. Бывало так, что христиан убивали, даже не предоставляя альтернативы. Что касается младенцев-мучеников, то здесь, вероятно, можно провести аналогию с Крещением. Как в случае крещения младенцев заслуга Христа способствует обретению славы через посредство благодати крещения, точно так же в случае смерти ради Христа заслуга страстей Христовых способствует обретению мученического венца. В обоих случаях это происходит бессознательно, просто Бог пожелал их прославить через мученичество в таких обстоятельствах.