Погружаясь всё больше в богословие, стал размышлять над этим вопросом, всё больше становится не ясным, в чем суть молитв святым.
Ход рассуждений
Сразу отбросим вариант, что святой может сделать что-то своей волей. Рассматривается только сценарий, что святой просто молится Богу "передавая" молитву просящего.
Теперь три утверждения:
- Бог - постоянен и не изменяется "Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак.1:17)."
- Бог знает всё: "не таится тебе ниже капля слезная, ниже капли часть некая. Несодеянное мое видесте очи Твои, в книге же Твоей еще не содеянное написано тебе суть" (как-то так).
- Бог есть любовь. Полная и 100% любовь. Оч. хорошая максима от профессора Осипова что Бог одинаково любит и маньяка-убийцу и Богородицу.
Дальше я буду опираться на эти три свойства Бога.
Из этого получается, что и просто молитва, в понимании просьбы к некоему могущественному волшебнику/начальнику/царю, не имеет смысла, потому что это будет означать что Бог чего-то не знал или не хотел, и молящийся Ему "напомнил" о себе. Это абсурд, потому что это будет противоречить п.1. о неизменности Бога. Он не может чего-то не знать, а потом узнать. Но молитва имеет смысл как акт, изменяющий самого молящегося, и делающий его готовым к новым обстоятельствам своей жизни, к которым он не был готов до молитвы. Только такое понимание молитвы не противоречит пунктам 1-3 приведенным выше.
Но молитва святым остаётся не понятной. Бог ВСЕГДА слышит молитву, ВСЕГДА знал, знает и будет знать о нужде человека, и Бог всегда хочет для человека блага. И человек не получает просимое, только если просимое для него не благо. А не потому, что молящийся для Бога не достаточно авторитетен.
А если допустить, что Бог не даёт чего-то человеку по его собственным молитвам, но даст по молитве святого, это будет значить, что Бог или не знал чего-то, или сменил отношение к человеку, передумал, т.е. Он стал другим. А это невозможно.
Если так думать, то молясь святому, я буду подразумевать "мне всё равно, что Бог считаешь для меня благом, я хочу то-то и то-то.". А если напротив, я принимаю, что лучше чем Бог обо мне никто не позаботится, и что всё что у меня есть, УЖЕ есть самое большое благо для меня, данное Богом, то зачем мне молится святому, ангелу хранителю, Богородице?
Однако, церковь молится и учит молиться святым. Значит я где-то ошибаюсь. Где ошибка в моих размышлениях?
P.S.
Перечень пунктов перечисленных здесь: Зачем молиться святым, если есть Христос? я прочитал. Из него следует - "мы не знаем почему". Да, это противоречит сугубо богословскому рассуждению, но почему-то Бог это принимает. Но всё таки, я хотел бы спросить у сообщества, может быть кто-то слышал от какого-то богослова более развернутый ответ. Спасибо.
3 Ответа
Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:18-20).
Из этих слов Господа видно, что совместная молитва сильнее одиночной. В этих словах мы находим основание для общественных молитв и молитв друг за друга.
Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак.5:16).
Святые - это приближённые Небесного Царя. В раю не будет равенства, кто в этой жизни был более близок к Богу, тот и там также будет ближе к Нему. Соответственно и молитва приближённого к Царю более доходчива до Него, чем просьбы обычного кающегося грешника.
Вы просили показать Вашу ошибку в рассуждениях. Она в том, что Вы Бесконечного Живого Бога пытаетесь втиснуть в какой-то алгоритм из нескольких пунктов. Это не богословское мышление, а мышление программиста-математика. Например, у Вас не нашлось места для пунктика, который все святые считают очень важным: Бог не спасает человека без воли на то самого человека. Это должна быть некая синергия Божественной и человеческой воли. Потому Господь и ждёт молитв к Нему, чтобы проявилась воля человека, а не потому, что Он чего-то не знает или не хочет.
Давайте подумаем, а зачем мы вообще молимся друг за друга? Разве Бог не знает наших нужд? Знает. Разве Он нуждается в молитвах? Не нуждается. Зачем тогда? Молитва друг за друга - это возможность проявить любовь к ближнему. Люди имеют различные нужды. Например, потребность в пище и одежде. Разве Бог не может накормить или одеть любого нуждающегося без всяких посредников? Может конечно. Но Он дает нам возможность проявить любовь к людям, за что еще и обещает наградить. Я думаю, что в таком же духе нужно рассуждать и о ходатайствах святых. Бог дал им возможность проявлять любовь к нам (а нам к ним) через молитву. Я Вам больше скажу: святые не могут вымолить у Бога для нас ничего такого, что Бог от вечности не определил нам дать. Никакая молитва не может изменить Его волю. И молитвы святых всегда исполняются как раз потому что они знают, что Бог хочет нам дать, но мы этого не знаем очень часто, поэтому молитвы не исполняются так, как бы нам хотелось.
А если напротив, я принимаю, что лучше чем Бог обо мне никто не позаботится, и что всё что у меня есть, УЖЕ есть самое большое благо для меня, данное Богом, то зачем мне молится святому, ангелу хранителю, Богородице?
На самом деле, если продолжить эту логику, то и Богу молиться не нужно, Он и так позаботится о Вас. Но молиться святым нужно затем же, зачем Вы просите помолиться за Вас других христиан, здесь на земле. Бог связал нас узами общения и любви, Он Сам хочет, чтобы мы общались с Богородицей и другими святыми. Потому что все мы - Церковь, а не сообщество индивидуалистов, где каждый сам по себе и изолированно от других. Поэтому и помощь Свою в наших нуждах Он часто подает через других людей, а не просто она с неба падает.
Оч. хорошая максима от профессора Осипова что Бог одинаково любит и маньяка-убийцу и Богородицу.
Это представление справедливо лишь в отношении равенства природы всех людей, Бог любит всех одинаково как Свои разумные создания. Но что касается поведения человека, его состояния души, то неправильно говорить, что Бог всех любит одинаково. Кого-то Он даже ненавидит, о чем в Библии есть ясные слова:
Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня (Притч.8:17)
Всевышний ненавидит грешников и нечестивым воздает отмщением (Сир.12:6).
Дмитрий, в Ваших исходных посылках есть ряд ошибок или неточностей, которые и приводят к кажущейся неразрешимости заданного вопроса. Теперь по пунктам.
Сразу отбросим вариант, что святой может сделать что-то своей волей. Рассматривается только сценарий, что святой просто молится Богу "передавая" молитву просящего.
Совершенно напрасно Вы этот вариант отбросили. Давайте разберем на примере. Вот буквально сегодня на проповеди я слушал рассказ священника о том, как одна очень далекая от Церкви и веры женщина оказалась в отделении милиции за совершенное ей преступление. Там она решила молиться свт. Николаю Чудотворцу, по невежеству даже называя его не святителем, а спасителем. Затем она неожиданно смогла свободно оттуда уйти, села на улице на лавочку. К ней подсел благообразный старичок и предложил пойти в монастырь, чтобы на всенощной помолиться свт. Николаю Чудотворцу и поставить ему свечку. Когда она отказалась, он напомнил ей о молитве в отделении милиции, а потом исчез. Рассказ этот батюшка слышал из вторых уст, от лично знакомой с этой барышней монахини. Я и сам знаю подобные рассказы о явлениях и чудесах свт. Николая. Общался как-то с бывшим летчиком-испытателем, которому еще в советское время свт. Николай явился, когда у него почему-то пропал кислород, так что он почти без сознания перестал управлять самолетом и падал вниз. А после этого явления кислород появился, так что летчик даже успел выровнять машину.
Итак, святитель являлся по просьбе людей или без нее, сопровождая свои явления чудесами. Конечно, он так поступал по своей свободной и вместе благой воле. Но эта воля была хоть и свободной, но всецело укоренена в добре и поэтому вполне послушна была воле Божией, так что и Бог поступал согласно желаниям святителя, совершая чудеса. Значит, воля святого является важным или даже решающим фактором при ответе на молитву. Хотя конечное решение принадлежит Богу, Он с любовью отвечает на свободную просьбу святого и часто исполняет нашу молитву именно ради святого.
1. Бог - постоянен и не изменяется "Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак.1:17)."
Верно. Но неизменность Бога означает, что еще до творения мира Он знал все происходящие события, поэтому Его отношение к этим событиям не меняется по мере их совершения. Знал Бог и то, будет ли некий святой умолять Его о чем-то и как Он ответит на эти молитвы. Когда Бог пременяет первоначальный гнев на милость в ответ на молитвы, Он все так же знает, что угроза гневом не исполнится, потому что склонится на милость. Знает и то, что святой захочет о нас молиться, а мы будем призывать его на помощь.
Второй пункт к делу не относится. Третий ошибочен, но ошибается А.И. Осипов:
3. Бог есть любовь. Полная и 100% любовь. Оч. хорошая максима от профессора Осипова что Бог одинаково любит и маньяка-убийцу и Богородицу.
Конечно, Бог по-разному любит убийцу и Богородицу. В отношении к убийце Его любовь выражается как гнев, потому что иначе ожесточенный убийца и не может воспринимать божественную энергию. В отношении же к Пресвятой Богородице это именно любовь. При жизни Бог по любви призывает убийцу к покаянию, но тот остается нераскаянным, отвергая любовь Божию и собирая себе гнев на день гнева.
Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая во́лна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги. Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню (Дан.7:9-11).
Бог любит не только убийцу, но и зверя, однако оба они предаются огню из огненной реки, истекающей от престола Божия. Это та самая божественная любовь, которая попаляет грешников.
И человек не получает просимое, только если просимое для него не благо. А не потому, что молящийся для Бога не достаточно авторитетен.
Снова неверно. Вспомните воскрешение Тавифы.
В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою (Деян.9:36-41).
Когда она умерла, то иоппийские христиане не стали сами молиться Богу о воскрешении Тавифы, хотя что им мешало? Но они понимали, что они, как Вы выразились, "недостаточно авторитетны" для Бога. Или, точнее, не имеют той степени близости к Богу, которая была у ап. Петра. Воскрешение Тавифы было бы благом в любом случае - как при молитве местных христиан, так и при молитве ап. Петра. Но Бог соизволил ответить именно ап. Петру: такова была воля апостола, совпавшая с волей Божией.
В других случаях, однако, воля святого может не совпасть с волей Божией, как у ап. Павла при молитве о жале в плоти. В таком случае молитва останется не исполненной.
А если напротив, я принимаю, что лучше чем Бог обо мне никто не позаботится, и что всё что у меня есть, УЖЕ есть самое большое благо для меня, данное Богом, то зачем мне молится святому, ангелу хранителю, Богородице?
Мы им молимся потому же, почему просим о молитве друг друга. Такова заповедь апостольская, такова и воля Божия. Эти молитвы друг за друга выявляют единство Церкви и меру нашей взаимной любви, объединенной в любви к Богу (это ответ на Вашу мысль, что можно молиться вопреки воле Божией о нашем благе).
По мере воцерковления в нас должна все более и более проявляться любовь ко святым:
Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева (Евр.12:22-24).
Приступая в молитве к Богу, мы приступаем вместе с Ним и к духам праведников, достигших совершенства. Молясь святым, мы становимся все ближе к небесному Иерусалиму и ангелам, а с ними и к Богу, конечно. Это взаимозависимые явления.
Итак, без молитв святым наши взаимоотношения с Богом будут неполными. Хотя о них нет прямых свидетельств в Писании, но таково изначальное предание Церкви. Его ясные следы можно увидеть, например, в написанном в середине II века мученичестве св. Поликарпа Смирнского.