3 Ответа
Богослужебный день, как правило, начинается после церковной службы 9-го часа (15-00 в современном измерении). Следующие за этим службы вечера, ночи, раннего утра относятся к следующим солнечным суткам, и значит, к праздникам следующего дня, и вот почему:
Быт. 1:5 ... И был вечер, и было утро: день один.
То есть, сутки в Церкви начинаются с вечера, потом ночь и потом утро.
Таким образом, богослужебные посты начинаются и завершаются после служб 9-го часа. Но, например, богослужебная Страстная Суббота завершается службой полунощницы, когда уносят Плащаницу в алтарь, а следом уже Пасха, то есть около 23 часов 45 минут.
Понятно, что в храмах время привязано к службам, а не к солнцу, потому служба 9-го часа бывает днём, как в Троицу, или даже утром, как в Великий Пост, а ещё для разных храмов разное время. В периоды богослужебных постов песнопения, молитвы и чтения несут большую покоянную нагрузку.
Но как сказано выше, гастрономический пост, то есть требования к составу пищи, отмеряют по началу солнечных суткок в месте пребывания в 0 часов 00 минут.
Типикон (Устав) в 49 главе, по любви к насельникам монастырей ограничивает число поклонов в службу полунощницы, положенной в ночь с Прощенного воскресенья на понедельник 1-й седмицы Великого поста:
И собравшеся вси в притвор, поем полунощницу без поклонов: точию по Честнейшую херувим, 3 поклоны великия, с молитвою: Господи и Владыко живота моего: Сие же бывает в 1-й день точию. В прочия же дни святаго и великаго поста поем полунощницу всю с поклоны.
В другие службы полунощницы следует выполнять все поклоны, коих 16 земных, а еще ранее и 17 поклонов. Составители Типикона знали, что монахам предстоит долгий период говения, они хорошо перед этим поели, и ночью на полный желудок делать все поклоны будет очень неудобно.
Таким образом установилась граница гастрономического поста по границе солнечных суток, по службе полуношницы, до которой в монастырях Типиконом благословлялось вкушать масло и яйца.