4 Ответа
Святые утверждают, что никто не способен слышать мысли человека, кроме Бога, ни ангелы, ни бесы. Они могут только догадываться об этом по внешнему облику души. Соответственно и умершие никак не могут слышать мысли живых. Однако они могут чувствовать их молитвы, в каком бы загробном состоянии они ни были. Умершие знают, кто и как о них молится.
Что же касается участия в делах живых, то это вопрос неоднозначный. Всё зависит от их посмертной участи и близости к Богу. Те, кто достиг святости или праведности, по многим свидетельствам, принимают живое участие, оказывают помощь, просящим её. Однако грешники, заключённые в аду, не только не видят живых, они не могут даже увидеть подобных им грешников, находящихся рядом и поговорить с ними. Об этом тоже есть свидетельства. Очевидно и покаявшиеся грешники, находящиеся на самом краю Рая, вряд ли имеют возможность участвовать в жизни живых, т.к. они далеки от Бога. Хотя бывает особый промысл Божий и они являются живым. Но это скорее исключения, чем правило.
Более подробно можно почитать у свт. Игнатия Брянчанинова по ссылке или у прп. Серафима Роуза по ссылке.
Здравствуйте! Умершие не отличаются принципиально от живых в плане своих возможностей. Они не могут одновременно быть в двух местах сразу, сами по себе наблюдать происходящее на земле, свободно бродить где и когда хотят, приходить к живым наяву или во сне, как то иначе вмешиваться в мир живых. Такая возможность есть только у святых, если Богу это будет угодно. Что касается наших молитв, то они вероятно чувствуют их действие, о чем существуют разные свидетельства.
Все, что мы знаем о посмертной жизни как учение Церкви, изложено здесь, в немногих словах.
Не могу согласиться с Вами, что о посмертном состоянии мало что известно. Наоборот, Церковь достаточно много знает об этом. Почитайте это известное сочинение, в котором излагается множество случаев явлений умерших и вообще учение Церкви по этому вопросу.
Если кратко, то умершие помнят о живых, а умершие праведники могут и молиться о живых, и слышат их молитвенные обращения. Все это происходит не их личной силой, конечно, но силой Божией, к которой они причастны. По этой же причине умершие грешники не могут слышать наших к ним обращений и тем более ходатайствовать за нас Богу. Однако наши молитвы об умерших благоприятны для них, облегчая участь грешников и способствуя еще большей славе праведников. Подробнее опять-таки см. у свт. Игнатия (Брянчанинова)

Сложно сказать определённо, но, например, в чине погребения есть такая стихира:
Когда душа из тела страшными Ангелами будет силою исторгнута, всех родных и знакомых забывает она, и заботится лишь о предстоянии на будущем судилище, и о разрешении от дел суеты и многотрудной плоти.
Требник. Последование отпевания мирян, 8-я стихира на целовании
Спасибо за ответы, буду теперь знать.