Здравствуйте.
Зачем нужно совершать добрые дела, если для спасения достаточно принести покаяние о своих грехах? Священник говорил, что на Суде не будут взвешены наши добрые и злые дела, и что перевесит (какая сторона), туда человеку и суждено отправится (в ад или рай). Самое главное, как разбойнику, распятому рядом со Христом - принести покаяние о своих грехах, и попадёшь в рай. Поэтому не очень понятен смысл добрых дел. Чем они могут помочь спастись, и обязательный ли это критерий спасения?
Спасибо большое.
4 Ответа
Все очень просто. Христос призывает: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин.13,34-35). Любовь без добрых дел немыслима. Да и вообще "вера без дел мертва" (Иак.2,26). Христианин призван Христом любить ближнего, причем ближний - это не только родственник или сосед, а всякий человек. Дела любви - это всегда жертва ради предмета любви. Учение Христово в первую очередь о любви.
Покаяние тоже важно, но сосредоточение исключительно на себе и собственном покаянии возможно разве что в полном уединении. Поскольку это весьма затруднительно для обычного современного человека, то все же придется общаться с ближними. И как поступать по отношению к ним, опять же читаем в Евангелии - с любовью.
Логика батюшки имеет один существенный изъян. Разбойник принял Христа в сердце свое будучи распятым рядом на кресте. За что был вознагражден. Это был конец его земной жизни и именно в этот момент он узнал Христа. У него уже не было возможности принеся покаяние и жить так, как учил Христос. А как же быть с теми, кто, например, крещен в младенчестве или покрестился уже будучи взрослым? Разве им довольно одного покаяния? Отнюдь. У них вся жизнь впереди. И за эту жизнь они постоянно будут общаться с разными людьми. А как же это делать, если не с любовью, к которой призывает Христос?
Так добрые дела - это и молитва и участие в церковных богослужениях, и церковных Таинствах... См. Добро.
Что касается Благоразумного разбойника, то он совершил уникальный подвиг веры.
Спасибо!
Апостол Павел пишет, что мы «созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:8). Бог задумал нас, стремящимися к добру и исполняющими Его волю в своей жизни. Это норма для члена Божией семьи. Мы не всегда бываем способны соответствовать этому высокому призванию, поэтому Господь по Своему милосердию даёт нам возможность покаяния. Господь обещает награду за исполнения Его заповедей и именно благодаря добрым делам мы можем войти в Его Царство (вспоминайте притчу о Страшном суде, о делах милосердия). Покаяние неразрывно связано с добрыми делами, так как оно не будет полноценным без плодов, то есть тех дел, которые мы совершаем вместо грехов. Те, кто умирают в покаянии, но без этих плодов, по учению Церкви, отправляются временно в ад и благодаря молитвам и добрым делам живых будут освобождены оттуда по милосердию Божию. Таким образом, добрые дела, совершаемые ради Господа, служат напрямую нашему оправданию и спасению.
Спасибо!
Христианская вера - это не учение о том, как перехитрить Бога, всю жизнь греша, а перед смертью покаявшись. Христианство - это система, которая работает в комплексе. Тут и правоверие, и церковность, и чистота, и добрые дела, и многое другое. И по отдельности эти элементы не работают, то есть не ведут к спасению. Да, есть исключения, одно из которых Вы привели. Но это именно исключения, которые, как известно, подтверждают правило.
Спасибо!