Зачем давать обеты Богу за крещаемого младенца восприемнику, если на практике исполнение их едва ли возможно. Потому что воспитание в вере требует непрестанного труда, а восприемник, как правило, человек, живущий в другой семье, под другой крышей и со своими обязанностями, семейными в том числе. Восприемник при крещении, чаще всего, это близкий или дальний родственник, друг семьи и т.д. Зачем возлагать такую ответственность, если её нельзя исполнить должным образом, и это известно всем? Эта ответственность за ребенка уже лежит на родителях, которые и призваны заниматься воспитанием, это же очевидно. Несмотря на то, что они обетов не давали никаких перед лицом церкви. Так что получается, восприемники при крещении больше несут ответственности чем родители? Для меня это важный практический вопрос, прошу ответить, кому даровал Господь это служение.
3 Ответа
Лев, я разделяю Вашу озабоченность, потому что также считаю институт восприемничества для детей сегодня излишним (в Древней Церкви существовал обычай, чтобы сами родители воспринимали детей из купели). Однако обеты служить Господу, даваемые при Крещении, которые делаются от лица ребенка, сами не содержат обещания наставлять ребенка в православной вере. Это подразумевается по умолчанию и я не вижу оснований считать, что восприемники более ответственны за детей, чем их собственные родители. Это никак не следует из самих обетов.
Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст.
В современной ситуации, я думаю, что следует рассматривать восприемников, как помощников родителей, которые должны в той или иной мере участвовать в духовном становлении ребенка.
Например, св. Цезарий Арелатский (VI в.) пишет: «При крещении вопрошают нас: отрицаемся ли мы от сатаны? И мы свободно отвечаем: отрицаемся. А как этого не могут заявлять дети, то поручителями за них становятся их родители» (Цит. по: Павлов А. Номоканон при Большом Требнике: Его история и тексты, греческий и славянский, с объяснительными и критическими примечаниями: Опыт научного разрешения вопросов об этом сборнике, возникших в прошлом столетии в Святейшем Правительствующем Синоде. – М.: Типография Г. Лисснера и А. Гешеля, 1897. С. 364). Интересно заметить существование среди христиан (IV – V в.) представления о том, «что освободиться от первородного греха в Крещении возможно лишь в том случае, если родители сами будут приносить свое дитя к купели и сами же будут воспринимать его из крещенских вод.. Таким образом, родители сами часто были восприемниками у своих же детей» (Эмирханов В. М. Феномен института восприемников в Православной Церкви // Молодой ученый. — 2012, №1. Т.2. С. 49).
Проф. Павлов пишет о том, что до 8 века эта практика была распространена как на Востоке, так и на Западе. У него можно найти и другие свидетельства.
Ваш ответ…»В современной ситуации, я думаю, что следует рассматривать восприемников, как помощников родителей, которые должны в той или иной мере участвовать в духовном становлении ребенка.»
Ваш ответ мне по душе, потому что вижу, что в лучшем случает так и бывает. Если же такова современная ситуация, то может быть есть нужда изменить не современное чинопоследование таинства крещения? В таинстве родители не участвуют, веру не свидетельствуют, обеты не дают. Если их вера и обет «по умолчанию», тогда зачем восприемники? А если не «по умолчанию», почему они могут не участвовать в таинстве крещения, нету свидетельства их ожидаемой веры верности в словах молитв?
Еще раз хотел бы подчеркнуть — в чине Крещения нет никаких обетов «воспитывать младенца в вере». Есть обет самого младенца служить Христу, в силу малого возраста произносимый за него восприемником. Что касается каких-либо изменений в практике, то это вопросы не к нам, не в нашей компетенции что-то менять. Упомянутый выше проф. А. Павлов был сторонником того, чтобы родители сами воспринимали своих детей из купели (как раз по причине «формальных крестных») и указывал, в частности, что в 19 веке такая практика была распространена между православными греками.
Лев, если человек не может исполнить обязанности должным образом, то зачем ему становиться крестным?
И ответ на Ваш вопрос следует начать с уточнения: какие неисполнимые обеты даёт восприемник?
Вот всё, что произносит восприемник:
И отвеща́ет: Отрица́юся.
И отвеща́ет: Отреко́хся.
И отвеща́ет: Сочетава́юся.
И отвеща́ет: Сочета́хся.
И глаго́лет: Ве́рую ему́, я́ко Царю́ и Бо́гу.
И глаго́лет: Ве́рую во еди́наго Бо́га...
И покланя́ется, глаго́ля: Покланя́юся Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, Тро́ице единосу́щней и неразде́льней.
Становится крестным отцом спешу по любви к младенцу и его семье. Эта малая любовь спешит передать то драгоценное сокровище, которое принято верой от Господа нашего, Иисуса Христа. Сокровище веры и истины…
Обет, в двух словах, быть православным Христианином, произношу вместо младенца. Но со своим малым жизненным опытом вижу, что этот подвиг любви к Богу, быть христианином, величайший и объемлет всю жизнь. Несомненно нуждается в непрестанном труде. Даже родители не могут непрестанно заботится о своих детях, что говорить о восприемнике, который чаще всего не живет с ребенком. Родители, в лучшем случае, закладывают «фундамент» личности ребенка, используя те «материалы», которые имеют, и далее помогают в этом «строительстве». С моим малым опытом жизни в роли крестного отца, вижу, что именно родителей и нужно «воспитывать» в вере и верности Богу, передавать то Сокровище, которое имеешь. Но это совсем другая история. Помысел говорит мне, что помочь стать человеком, православным христианином лучшем образом смогут родители…если это так, тогда зачем восприемнику (родственнику, другу, ближнему) давать обеты Богу за младенца?
Лев, я Вам привёл список произносимого восприемником. Какой ОБЕТ (обещание) Вас там смущает?
И от того, что родители могут «лучше» что-то сделать, то это не значит, что им помешает помощь крёстного.
Лев, если Вы почему-то считаете затруднительным для себя научить крещеного ребенка православной вере, то не надо становиться крестным. Если же Вы родитель, то эти сомнения должны стать для Вас поводом для горячей молитвы и внимательного поиска вокруг себя людей, которые могли бы стать восприемниками Вашего ребенка.
Понятно, благодарю.
Подскажите, кто из древних авторов указывает, что плотские родители должны быть восприемниками своего ребенка?