Врач

( Врач 2 голоса: 5 из 5 )

 

Врач — в строгом богословском употреблении — Бог. В широком смысле — человек, занимающийся лечебной деятельностью — лекарь. В переносном значении — человек, оказывающий духовную помощь ближнему.

Во времена Ветхого Завета Бог Сам открыл для Израиля эту сторону Промысла: «Я Господь, целитель твой» (Исх.15:26). Суть данного изречения заключалась в том, что поскольку жизнь всех людей — в деснице Божьей, постольку и здоровье каждого человека зависит от Божьего произволения.

Например, Царь Охозия, занедужив, предпочел вопросить о выздоровлении не Бога, а Веельзевула, и умер (4Цар. 1:2,17). Та же участь постигла и Асу: «он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей. И почил Аса с отцами своими» (2Пар. 16:12-13).
Разумеется, все вышесказанное не означает бессмысленность медицины, равно как и утверждение о том, что Бог дает пищу боящимся Его (Пс. 110:5), не означает бессмысленность кулинарного искусства. Что касается врачебной деятельности как таковой, Священное Писание нигде не отзывается о ней негативно, не запрещает её, лишь бы только она не отталкивала человека от Вседержителя, не противоречила Божьим благословениям и судам.

Врач, как и человек любой другой законной профессии, может служить орудием Провидения Божия. Однако Бог может даровать исцеление, не прибегая к посредничеству лекарей.

Так, Иов, доверившись Богу, а не «бесполезным врачам» (Иов. 13:4), сделал правильный выбор: «И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние» (Иов. 42:12).

Царь Езекия, заболев и приблизившись к смертной черте, обратился с молитвой ко Господу, и был исцелен (4Цар.20:1-5). Напоминанием Езекии о том, что его выздоровление произошло не случайно, служило предварительно явленное через Исаю знамение: «И воззвал Исаия пророк к Господу, и возвратил тень назад на ступенях, где она спускалась по ступеням Ахазовым, на десять ступеней» (4Цар. 20:11).

В пользу положительного отношения Бога к целительской деятельности свидетельствует тот факт, что Сам Господь Иисус Христос исцелял многие болезни, в том числе в дни субботнего покоя, чем вызывал неприкрытую ярость у иудейских начальников. В Новом Завете обозначение «Врач» в первую очередь прилагается именно ко Христу: «Он сказал..: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя» (Лк. 4:23).

Правда, в отношении Мессии понятие «Врач» подразумевает и более глубокое осмысление: освобождение человека от скверны греха: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные… Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:12).
В таком осознании и само слово «Спасение» требует интерпретации: «исцеление»: «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил — и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны» (Ос. 6:1); «ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5).

Святитель Тихон Задонский: «Что госпиталь для больных, то Святая Церковь для христиан, больных духовно. В госпиталь больные входят через дверь; в Святую Церковь больные духовно входят верою и святым Крещением. В госпиталь ради того входят больные, чтобы исцелиться от болезни и стать здоровыми; в Святую Церковь ради того входят больные духовно, чтобы исцелиться от душевных болезней и так спастись. В госпитале есть врач, который больных посещает, осматривает и лечит; в Святой Церкви Врач есть Христос, Который христиан, духовно больных, посещает и исцеляет».

***

Из молитв утренних: Врача́ ро́ждшая, уврачу́й души́ моея́ многоле́тныя стра́сти.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru