Врач

***

Врач — 1) в стро­гом бого­слов­ском упо­треб­ле­нии — Бог; 2) в широ­ком, обы­ден­ном смысле — чело­век, зани­ма­ю­щийся лечеб­ной дея­тель­но­стью — лекарь; 3) в пере­нос­ном зна­че­нии — чело­век, ока­зы­ва­ю­щий духов­ную и/или пси­хо­ло­ги­че­скую помощь ближ­нему.

Во вре­мена Вет­хого Завета Бог Сам открыл для Изра­иля эту сто­рону Про­мысла: «Я Гос­подь, цели­тель твой» (Исх.15:26). Суть дан­ного изре­че­ния заклю­ча­лась в том, что поскольку жизнь всех людей — в дес­нице Божьей, постольку и здо­ро­вье каж­дого чело­века зави­сит от Божьего про­из­во­ле­ния.

Напри­мер, Царь Охозия, зане­ду­жив, пред­по­чел вопро­сить о выздо­ров­ле­нии не Бога, а Веель­зе­вула, и умер (4Цар. 1:2,17). Та же участь постигла и Асу: «он в болезни своей взыс­кал не Гос­пода, а врачей. И почил Аса с отцами своими» (2Пар. 16:12–13).

Разу­ме­ется, все выше­ска­зан­ное не озна­чает бес­смыс­лен­ность меди­цины, равно как и утвер­жде­ние о том, что Бог дает пищу боя­щимся Его (Пс. 110:5), не озна­чает бес­смыс­лен­ность кули­нар­ного искус­ства. Что каса­ется вра­чеб­ной дея­тель­но­сти как тако­вой, Свя­щен­ное Писа­ние нигде не отзы­ва­ется о ней нега­тивно, не запре­щает её, лишь бы только она не оттал­ки­вала чело­века от Все­дер­жи­теля, не про­ти­во­ре­чила Божьим бла­го­сло­ве­ниям и судам.

Врач, как и чело­век любой другой закон­ной про­фес­сии, может слу­жить ору­дием Про­ви­де­ния Божия. Однако Бог может даро­вать исце­ле­ние, не при­бе­гая к посред­ни­че­ству лека­рей.

Так, Иов, дове­рив­шись Богу, а не «бес­по­лез­ным врачам» (Иов. 13:4), сделал пра­виль­ный выбор: «И бла­го­сло­вил Бог послед­ние дни Иова более, нежели преж­ние» (Иов. 42:12).

Царь Езекия, забо­лев и при­бли­зив­шись к смерт­ной черте, обра­тился с молит­вой ко Гос­поду, и был исце­лен (4Цар.20:1–5). Напо­ми­на­нием Езекии о том, что его выздо­ров­ле­ние про­изо­шло не слу­чайно, слу­жило пред­ва­ри­тельно явлен­ное через Исаю зна­ме­ние: «И воз­звал Исаия пророк к Гос­поду, и воз­вра­тил тень назад на сту­пе­нях, где она спус­ка­лась по сту­пе­ням Аха­зо­вым, на десять сту­пе­ней» (4Цар. 20:11).

В пользу поло­жи­тель­ного отно­ше­ния Бога к цели­тель­ской дея­тель­но­сти сви­де­тель­ствует тот факт, что Сам Гос­подь Иисус Хри­стос исце­лял многие болезни, в том числе в дни суб­бот­него покоя, чем вызы­вал непри­кры­тую ярость у иудей­ских началь­ни­ков. В Новом Завете обо­зна­че­ние «Врач» в первую оче­редь при­ла­га­ется именно ко Христу: «Он сказал..: конечно, вы ска­жете Мне при­сло­вие: врач! исцели Самого Себя» (Лк. 4:23).

Правда, в отно­ше­нии Мессии поня­тие «Врач» под­ра­зу­ме­вает и более глу­бо­кое осмыс­ле­ние: осво­бож­де­ние чело­века от скверны греха: «не здо­ро­вые имеют нужду во враче, но боль­ные… Ибо Я пришел при­звать не пра­вед­ни­ков, но греш­ни­ков к пока­я­нию» (Мф. 9:12).

В таком осо­зна­нии и само слово «Спа­се­ние» тре­бует интер­пре­та­ции: «исце­ле­ние»: «В скорби своей они с ран­него утра будут искать Меня и гово­рить: пойдем и воз­вра­тимся к Гос­поду! ибо Он уязвил — и Он исце­лит нас, пора­зил — и пере­вя­жет наши раны» (Ос. 6:1); «ранами Его мы исце­ли­лись» (Ис. 53:5).

Свя­ти­тель Тихон Задон­ский:
“Что гос­пи­таль для боль­ных, то Святая Цер­ковь для хри­стиан, боль­ных духовно. В гос­пи­таль боль­ные входят через дверь; в Святую Цер­ковь боль­ные духовно входят верою и святым Кре­ще­нием. В гос­пи­таль ради того входят боль­ные, чтобы исце­литься от болезни и стать здо­ро­выми; в Святую Цер­ковь ради того входят боль­ные духовно, чтобы исце­литься от душев­ных болез­ней и так спа­стись. В гос­пи­тале есть врач, кото­рый боль­ных посе­щает, осмат­ри­вает и лечит; в Святой Церкви Врач есть Хри­стос, Кото­рый хри­стиан, духовно боль­ных, посе­щает и исце­ляет”.

***

Из молитв утрен­них: Врача́ ро́ждшая, уврачу́й души́ моея́ многоле́тныя стра́сти.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки