Всевышний

Всевы́шний (Быт.14:19) — имя Божие, равно при­над­ле­жа­щее Отцу, и Сыну, и Свя­тому Духу, сим­во­ли­зи­ру­ю­щее бес­ко­неч­ную воз­вы­шен­ность Бога над тво­ре­нием.

***

Если Бог возвышен над Творением, то не означает ли это, что Он не присутствует в преисподних местах, в адовых безднах?

Воз­вы­шен­ность Бога над тво­ре­нием (Ис.66:1), в том числе над адом, сле­дует пони­мать не про­стран­ственно, а духовно.

Про­стран­ственно Бог при­сут­ствует везде (Пс.138:6–10), хотя и не зави­сит от усло­вий про­стран­ства. Если бы Бог отсут­ство­вал в аду, этим бы озна­ме­но­ва­лось, что зло может созда­вать тайные лакуны, огра­ни­чи­ва­ю­щие при­сут­ствие и вла­ды­че­ство Отца и Сына и Свя­того Духа. Из этого бы сле­до­вало, что Бог — не бес­ко­не­чен, что Он — не абсо­лют­ный, не все­со­вер­шен­ный Дух.

Воз­вы­шен­ность Бога озна­чает Его без­мер­ное пре­вос­ход­ство над миром, как види­мым, так и неви­ди­мым. В отно­ше­нии же адовых сил это пре­вос­ход­ство про­яв­ля­ется ещё более остро и выра­зи­тельно.

Если Бог име­ну­ется Все­выш­ним, то не сле­дует ли их этого, что Он, будучи выше любых наших пред­став­ле­ний о Нём, не под­ле­жит поло­жи­тель­ным опи­са­ниям и, сле­до­ва­тельно, позна­нию?

Будучи бес­ко­неч­ным, Бог, конечно же, не может быть все­цело охва­чен ника­кой огра­ни­чен­ной мыслью. В этом отно­ше­нии Он и дей­стви­тельно выше любых чело­ве­че­ских пред­став­ле­ний о Нём. Однако это не значит, что Он — абсо­лютно непо­зна­ваем. У святых отцов суще­ствует немало ана­ло­гий, опро­вер­га­ю­щих миф об абсо­лют­ной непо­зна­ва­е­мо­сти Бога.

Напри­мер: если чело­век не спо­со­бен выпить целое озеро, из этого не сле­дует, что он не может уто­лить жажды, выпив, глоток; если чело­век, войдя в пре­крас­ный сад, не в силах съесть всех его плодов, из этого не сле­дует, что он не в состо­я­нии уто­лить голод, съев несколько из них.

Точно также сле­дует отно­ситься и к бого­по­зна­нию. Мы не в силах познать Бога во всей пол­ноте, однако можем позна­вать Его отча­сти, насколько Он сам откры­ва­ется нам и насколько мы спо­собны при­нять Его Откро­ве­ние).

Бого­по­зна­ние под­ра­зу­ме­вает два направ­ле­ния: отри­ца­тель­ное (апо­фа­ти­че­ское) и поло­жи­тель­ное (ката­фа­ти­че­ское) (см.: Что такое ката­фа­ти­че­ское и апо­фа­ти­че­ское бого­сло­вие?).

В рамках пер­вого направ­ле­ния чело­век пости­гает истины о том, Кем (или Каким) Бог не явля­ется. Напри­мер; Он не явля­ется обу­слов­лен­ным вре­ме­нем, поэтому мы назы­ваем Его Вечным; Он не зави­сит от усло­вий про­стран­ства, и мы назы­ваем Его Неиз­ме­ри­мым.

В рамках вто­рого направ­ле­ния мы познаём Бога посред­ством подо­бий и ана­ло­гий, при­бе­гая к извест­ным поня­тиям: Бог есть Любовь, Он — мило­сер­ден, пра­ве­ден и т. д. Учи­ты­вая же, что Бог есть Все­выш­ний, что Он — бес­пре­де­лен, мы пони­маем, что Он есть не просто Любовь, но Сверх-любовь, не просто мило­серд­ный, но Сверх-мило­серд­ный и т. д.

Если и мы, и мусульмане именуют Бога одним и тем же именем «Всевышний», то не означает ли это, что они представляют себе Бога также, как и мы?

Именуя Бога Все­выш­ним, мусуль­мане, конечно же, как и хри­сти­ане, при­знают Его пре­вос­ход­ство над миром. Однако во многом другом они с нами рас­хо­дятся. Прежде всего, они отри­цают тро­ич­ность Бога по Лицам, и, стало быть, отри­цают все те важ­ней­шие истины, кото­рые свя­заны с Искуп­ле­нием и спа­се­нием чело­века (Бого­во­пло­ще­ние; Крест­ные Стра­да­ния, смерть и Вос­кре­се­ние Сына Божия; обра­зо­ва­ние Церкви Хри­сто­вой как един­ствен­ного Собра­ния верных, обла­да­ю­щего пол­но­той средств ко спа­се­нию).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки