Жестокосе́рдие –
1) особенность личности, проявляющаяся в нечувствительности по отношению к трудностям и проблемам ближних либо даже в безжалостном, немилосердном, отношении к ближним; бессердечие;
2) духовная черствость.
Ярчайшим библейским примером ожесточения сердца грешника является ожесточение сердца фараона в связи с его упорным нежеланием выпустить израильский народ из Египта. Некоторую сложность в восприятии этого сюжета могут вызвать слова Господа, обращенные к Моисею, о том, что Он, Господь, обещает ожесточить сердце правителя Египта: «И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа» (Исх.4:21).
Слова Бога: «Я ожесточу сердце фараона», повторяются в Священном Писании, в сюжете об исходе евреев из Египта, несколько раз (Исх.4:21; 14:4; 14:17), равно как и слова «Господь ожесточил сердце фараона» (Исх.9:12; 10:20; 11:10). Как следует из библейского повествования, сердце фараона ожесточается по мере ниспосылания на египтян тяжких бедствий, называемых «казнями египетскими», как результата упорного отказа фараона от выполнения требования Божьего отпустить израильский народ. Но можно ли утверждать, что Бог являлся Виновником жестокосердия фараона?
Блж. Феодорит Кирский, отвечая на этот вопрос, обращает внимание на то, что настроение фараона менялось в течении этих казней, что, по его мнению, подтверждает свободу произволения этого человека (Исх.8:8; 9:27). По словам этого толкователя, «как солнце одним и тем же действием производит противоположное, так и в долготерпении Бога всяческих одни пожинают пользу, другие – вред, одни умягчаются, а другие ожесточаются». Таким образом, он видит причину упорства фараона в его собственном выборе. Св. Августин, объясняя слова Господа об ужесточении сердца фараона, интерпретирует их следующим образом: «Не отнимайте у фараона свободного суждения только потому, что Бог во многих местах говорит: “Я ожесточил фараона”, “ожесточил” или “ожесточу сердце фараона”. Из этого не следует, что сам фараон не ожесточил своего сердца. Ведь о нем написано в Писании, когда египтяне были избавлены от мух: И ожесточил сердце свое (Исх.8:15), и в то время не захотел отпустить народ. Поэтому и Бог ожесточил по справедливому суждению, а сам фараон - по свободному».
Часто Бог предостерегает Свой народ от ожесточения сердец (Втор.15:7). Иногда жестокосердие ассоциируется в тексте Священного Писания с недостатком веры, отсутствием надлежащего упования на Бога (Евр.3:8,15; Евр.4:7). Как вариант близкого по значению термину «жестокосердный» в Писании используется термин «жестоковыйный» (Исх.32:9; Втор.10:16; 2Пар.30:8; Иер.19:15; Деян.7:51). Кроме того в Библии говорится о помрачении разума по причине невежества и «ожесточения сердца» (Еф.4:18). Апостол предостерегает христиан от неверия, чтобы им не подвергнуться наказанию подобно ветхозаветным иудеям, которые ожесточили свои сердца и роптали на Бога (Евр.3:7-19).
Слово «жестокосердие» (σκληροκαρδία) употреблено в Новом Завете у Мф.19:8; Мк.10:5; 16:14. В последнем месте оно поставлено в связь с απιστία (неверием). В Евангелии говорится о том, что Иисус Христос восскорбел об «ожесточении сердец» Его противников, когда они протестовали против исцеления сухорукого в субботу (Мк.3:5). Описывая хождение Христа по морю, евангелист Марк замечает, что ученики «не вразумились» и что «сердце их было окаменено» (Мк.6:52).
Милосердие Божие и человеческое жестокосердие
cв. праведный Иоанн Кронштадтский
В нынешний день, возлюбленные братья, читана была евангельская притча Спасителя, в которой Он, Господь Бог наш, уподобил Царство Небесное или праведный суд Свой над людьми царю, «который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведен был к Нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов», т. е. двадцать миллионов! Или просто без числа, ибо определенное число здесь поставлено вместо неопределенного. «А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорит: «Государь! Потерпи на мне, и все тебе заплачу». Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, вышедши, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев» – на наш счет не больше двадцати рублей – «и, схватив его, душил, говоря: «Отдай мне, что должен». Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «Потерпи на мне, и все отдам тебе». Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, пришедши, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: «Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, – заключил Господь речь Свою, – если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его"» (Мф.18:23-35). Я повторил все читаное Евангелие, чтобы вы лучше запомнили его.
Не к чести нашей в нынешнем Евангелии изображаются крайнее жестокосердие и злоба человеческого сердца относительно ближних наших. С того самого времени, как люди через грех предались начальнику злобы – диаволу, он свил в их сердцах твердое себе гнездо, насадив в нем свою адскую злобу, которую и проявляет с тех пор весьма часто в очень грубых, насильственных видах. История библейская и гражданская и дневники нашего времени полны примеров этой злобы и жестокосердия людей из-за корысти, из-за желания воспользоваться хищнически имением ближнего или из-за оскорбленного самолюбия, из-за дикого каприза, из-за неудовлетворенной животной любви. Многие, и очень нередко, не задумываются вонзить нож в сердце или в горло ближнего или иначе как-нибудь лишить его жизни, не говоря уже о ссорах, спорах, ругательствах, судах и прочих выражениях злобы человеческой.
Обратим внимание на поступок жестокосердого заимодавца, упоминаемого в нынешнем Евангелии. Он должен был сам своему государю огромную сумму, которой никогда не мог ему выплатить и по правосудию страны должен был быть продан с женой и детьми и всем имуществом, чтобы заплатить хоть часть долга, – беда, которой больше не может быть. Должник стал умолять царя о прощении – и он был прощен. Кажется, надобно бы помнить такую беспримерную милость и оказать подобную же милость при случае ближнему. Но вот случай с ближним и показал дурную сторону бывшего должника, его крайнюю злобу и жестокосердие: только что получив от царя величайшую милость, он встречает товарища, должного ему самую незначительную сумму денег, сразу же набрасывается на него с яростыо, душит его и говорит ему: «Отдай мне долг». Тот просит потерпеть. Заимодавец не терпит и сажает его в тюрьму. Не крайнее ли это жестокосердие? Не крайняя ли бесчувственность и неблагодарность? А к этому весьма многие из нас склонны и способны.
Мы бываем иногда чрезвычайно круты в расправе с нашими ближними, чем-либо нам должными, если есть к тому возможность! Да, наша природа крайне стремительна ко злу и самосуду или к расправе собственным судом, вероятно потому, что это скорее и легче удовлетворяет нашему самолюбию и злонравию, чем установленные суды. Но с нами, христианами, отрожденными в купели крещения водой и Духом Святым, усыновленными Богу и получившими от Бога благодать, или небесную помощь ко всякой добродетели, этого не должно быть; мы должны воспитывать в себе дух кротости, смирения, незлобия, терпения и долготерпения, умеренности во всех поступках. А чтобы иметь в себе такое расположение духа, надобно помнить общую слабость человеческую, общую склонность ко грехам, в особенности свои великие немощи и грехи и бесконечное к нам самим милосердие Божие, которое прощало и прощает нам грехи многие и тяжкие за покаяние и умоление наше. Да, уже одно чувство благодарности к Богу за Его бесчисленные к нам милости обязывает нас быть снисходительными и милостивыми к нашим ближним, которые одной плоти и крови с нами имеют одинаковые немощи, страсти, преткновения. Но величайшим побуждением к снисходительному и кроткому обращению нашему с ближними должно служить, конечно, более всего крайнее снисхождение к нам Сына Божия, нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего с небес, воплотившегося и вочеловечившегося, Его пример, Его заповеди и советы, Его кротость и незлобие к грешникам, Его долготерпение, Его страдания и смерть за всех нас.Если Он положил за нас Свою душу, то и мы должны друг за друга души свои полагатъ, говорит апостол (Ин.3:16). Другой апостол говорит: Будите друг ко другу блази, милосердни, не воздающе зла за зло или досаждения за досаждение (1Пет.3:8-9); терпяще друг другу любовию (Еф.4:2).
Господь говорит нам: Милости хочу, а не жертвы (Мф.9:13); Он, многомилостивый, хочет и от нас милости или милосердия, незлобия и терпения относительно ближних наших; Он же и готов всегда помогать нам во всяком добром деле. Если у тебя злое сердце, проси в покаянии, чтобы Он смягчил твое сердце, сделал кротким и терпеливым – и будет оно таково. Он нам говорит: Сыне, даждь Ми твое сердце. Нет ничего невозможного для верующего и искренне молящегося. Только решись, твердо решись оставить свою злобу. Должно в самом начале обуздывать в себе всякую возни-кающую страсть, особенно злобу и гнев, не дозволять искре сделаться огнем, который тушить, конечно, гораздо труднее, чем одну искру.
Итак, заключу слово, будем прощать от души ближним погрешности их против нас, памятуя общую нашу слабость, немощь, греховность и бесконечное к нам милосердие Божие. Аминь.
«Слово в неделю 11-ю по Пятидесятнице»
Цитаты о жестокосердии
«Жестокость — одно из самых страшных проявлений греха в человеке. Грехи могут быть разные — и зависть, и осуждение, и пустословие, и плотские грехи, от которых так часто страдают люди. Но жестокость особым образом парализует духовную жизнь человека. Жестокий человек не способен ни на какое доброе дело. Жестокость есть некий признак господства темной силы в жизни человека».
патриарх Кирилл
«Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою».
Прит.11:17
«Как ты можешь желать, чтобы Бог был кроток и милостив к тебе, когда сам ты остаешься жесток и безжалостен к сорабу?».
свт. Иоанн Златоуст
Литература по теме
- Жесткость, ожесточение, жестокосердие Словарь библейских образов
- Окамененное нечувствие (о жестокосердии) поучения св. отцов
- Жестокость Сокровищница духовной мудрости
- Немилосердие к животным, имеющее связь с немилосердием к людям прот. Евгений Попов
- О жестокости Фома Аквинский
- Домашнее насилие: христианское осмысление прот. Дионисий Свечников, Н. Ярасова
- Ребёнок жестоко обращается с домашними животными. Что делать Ю. Пожидаев
- В чем истоки детской агрессии? Н. Крамаренко
Комментировать