Не забудьте выключить телевизор! В чем истоки детской агрессии? — Наталья Крамаренко

Не забудьте выключить телевизор! В чем истоки детской агрессии? — Наталья Крамаренко

(2 голоса5.0 из 5)

Вся­кая жесто­кость про­ис­хо­дит от душев­ной черст­во­сти и сла­бо­сти. Сенека

Дети спо­собны пере­ни­мать агрес­сив­ное пове­де­ние дру­гих людей, попро­сту наблю­дая за их дей­стви­ями. Как долго могут про­дер­жаться усво­ен­ные агрес­сив­ные тен­ден­ции – несколько дней или несколько меся­цев? Если ребе­нок видит по теле­ви­зору сцену агрес­сии, то насколько долго он сохра­нит ее?

Круг замкнулся

Гад­кие и мерз­кие по своей жесто­ко­сти сюжеты из новост­ных пере­дач, от кото­рых мороз по коже, посто­янно мель­кают перед нашими гла­зами — здо­ро­вен­ные лбы класса из вось­мого или девя­того изде­ва­ются над пожи­лой учи­тель­ни­цей физ­куль­туры; девочки-школь­ницы пинают свою одно­класс­ницу ногами в живот, бьют чем при­дется по голове; при­ем­ные роди­тели замо­рили голо­дом усы­нов­лен­ного ребенка; скин­х­эды забили до смерти под­ростка за его наци­о­наль­ность; маль­чики-под­ростки испы­ты­вают на почти девя­но­сто­лет­нем ста­рике пытки, о кото­рых про­чи­тали в интер­нете… И так — прак­ти­че­ски каж­дый день. Про­яв­ле­ния чело­ве­че­ской агрес­сии и жесто­ко­сти не знает гра­ниц. Как ни при­скорбно, но все это про­ис­хо­дит вокруг нас, в нашей жизни, в нашем обще­стве, с нашими людьми.

Коли­че­ство иссле­до­ва­ний, изу­ча­ю­щих агрес­сив­ные формы пове­де­ния, за послед­ние 15 лет через­вы­чайно воз­росло. За 10 лет, с 1964 по 1973 г., на эту тему появи­лось в три раза больше пуб­ли­ка­ций, чем за три преды­ду­щих деся­ти­ле­тия; а в период с 1970 по 1976 г. было опуб­ли­ко­вано более 1200 работ. Дума­ется, что на сего­дняш­ний день эти цифры уве­ли­чи­лись в десятки раз.

У все­мирно извест­ного дат­ского худож­ника-кари­ка­ту­ри­ста Хер­луфа Бид­струпа есть заме­ча­тель­ный комикс под назва­нием «Круг замкнулся». На кар­тин­ках после­до­ва­тельно изоб­ра­жены: босс, кото­рый кри­чит на под­чи­нен­ного, тот — на свою сек­ре­таршу, она — на сотруд­ницу, сотруд­ница — на сво­его сына, сын пинает собаку, а собака кусает боса, иду­щего по улице. Круг замкнулся, агрес­сия вер­ну­лась к сво­ему первоисточнику.

Агрессия и жестокость

Говоря об агрес­сии, мы обычно пони­маем ее как умыш­лен­ное при­чи­не­ние вреда кому-либо. В пси­хо­ло­гии суще­ствуют раз­лич­ные клас­си­фи­ка­ции агрес­сии, среди кото­рых вер­баль­ная, физи­че­ская, ауто­агрес­сия (направ­лена на себя) и др. Агрес­сив­ное пове­де­ние пред­по­ла­гает спо­соб­ность чело­века к враж­деб­ным дей­ствиям, готов­ность напа­дать и нано­сить вред людям и окру­жа­ю­щему миру. Таким обра­зом, агрес­сив­ное пове­де­ние явля­ется спе­ци­фи­че­ской фор­мой, демон­стри­ру­ю­щей пре­вос­ход­ство в силе.

По сло­вам извест­ного пси­хо­лога Х. Хек­ха­у­зена, слово «агрес­сия» в обы­ден­ном языке озна­чает раз­но­об­раз­ные дей­ствия, кото­рые нару­шают физи­че­скую или пси­хи­че­скую целост­ность дру­гого чело­века или группы людей, нано­сят ему мате­ри­аль­ный ущерб, пре­пят­ствуют его инте­ре­сам или ведут к его уни­что­же­нию. Именно такой анти­со­ци­аль­ный отте­нок этого слова поз­во­ляет отне­сти к одной и той же кате­го­рии столь раз­лич­ные явле­ния, как дет­ская ссора и война, упреки и убий­ство, нака­за­ние и бан­дит­ское нападение.

Эксперимент с Бобо

С точки зре­ния вос­пи­та­ния инте­ресны несколько зна­ме­ни­тых пси­хо­ло­ги­че­ских экс­пе­ри­мен­тов по изу­че­нию при­роды и при­чин агрес­сив­ного поведения.

Одним из пер­вых в этой обла­сти был Аль­берт Бан­дура, кото­рый попы­тался прийти к объ­яс­не­нию исто­ков агрес­сии. В своем иссле­до­ва­нии он и его соав­торы Д. Росс и Ш. Росс пред­по­ло­жили, что агрес­сия явля­ется одним из типов пове­де­ния, кото­рому можно научить через под­ра­жа­ние, ими­ти­ро­ва­ние ребен­ком дей­ствий взрос­лого. В экс­пе­ри­менте при­ни­мали уча­стие дошколь­ники от 3 до 5 лет, и двое взрос­лых — муж­чина и жен­щина, выпол­няли роль модели. Вопрос состоял в том, будут ли дети, наблю­дав­шие агрес­сию в одной ситу­а­ции, вести себя агрес­сивно в дру­гой, даже если агрес­сив­ная модель (взрос­лый) уже не будет при­сут­ство­вать в ней. Дру­гими сло­вами, будут ли дети копи­ро­вать уви­ден­ное агрес­сив­ное пове­де­ние взрослых.

Этот экс­пе­ри­мент назы­ва­ется Бобо, так как в нем исполь­зо­ва­лась кукла с внеш­но­стью кло­уна Бобо.

Суть иссле­до­ва­ния заклю­ча­лась в сле­ду­ю­щем. Каж­дый из детей поме­щался в игро­вую ком­нату с «агрес­сив­ными» и «неа­грес­сив­ными» усло­ви­ями. В «неа­грес­сив­ных» усло­виях игро­вой ком­наты ребе­нок видел, как взрос­лый (модель) играет с раз­лич­ными игруш­ками и игно­ри­рует куклу Бобо. В «агрес­сив­ных» усло­виях модель уде­ляла дру­гим игруш­кам мини­мум вре­мени, а затем начи­нала бить куклу Бобо: кула­ком по носу, дере­вян­ным молот­ком по голове, под­бра­сы­вала куклу вверх и, пиная, гоняла ее по всей ком­нате. Эта ситу­а­ция сопро­вож­да­лась вер­баль­ной агрес­сией, фра­зами, такими как: «Влеплю ему по носу», «Свалю его с ног», «Брошу его вверх», «Пну его». (По сути, в экс­пе­ри­менте повто­ря­лось все то, что совре­мен­ные дети XXI века бес­ко­нечно видят по теле­ви­зору). Через 10 минут ребе­нок отправ­лялся в дру­гую ком­нату с игруш­ками. Там у детей изме­ряли уро­вень агрессии.

Ока­за­лось, что дошколь­ники из «агрес­сив­ной» ком­наты чаще пере­ни­мали пове­де­ние взрос­лых. Их агрес­сия про­яв­ля­лась именно в том виде, в каком они ее наблю­дали, кроме того, дети били молот­ком и по раз­лич­ным пред­ме­там в ком­нате. Что каса­ется поло­вых раз­ли­чий, то маль­чики чаще были готовы при­бег­нуть к физи­че­ской агрес­сии, чем девочки. При этом по коли­че­ству вер­баль­ной — раз­ницы выяв­лено не было.

Экс­пе­ри­мент пока­зал, что дети могут пере­нять агрес­сив­ное пове­де­ние всего лишь наблю­дая за дей­стви­ями дру­гого чело­века, и начи­нают при­ме­нять его в новых усло­виях, в ситу­а­циях, где отсут­ствуют агрес­сив­ные люди. Кроме того, они спо­собны откла­ды­вать про­яв­ле­ние уви­ден­ного на потом, т.е. в более позд­ний период вре­мени. В иссле­до­ва­нии А. Бан­дуры, этот «момент» насту­пал в тот же день, но само откры­тие этого факта под­няло важ­ней­ший вопрос: как долго по вре­мени про­дер­жатся агрес­сив­ные тен­ден­ции — несколько дней или несколько меся­цев? Если ребе­нок видит по теле­ви­зору сцену агрес­сии, то насколько долго он сохра­нит ее?

Инте­ресно еще одно иссле­до­ва­ние А. Бан­дура в кото­ром он рас­смат­ри­вал вли­я­ния теле­ви­зи­он­ных агрес­сив­ных моде­лей на пове­де­ние детей.

Эксперимент с телевизионной агрессией

В этом экс­пе­ри­менте дошколь­ники наблю­дали чело­века (модель), демон­стри­ру­ю­щего агрес­сив­ное пове­де­ние по теле­ви­зору. Иссле­до­ва­теля инте­ре­со­вал вопрос: что про­изой­дет, если ребе­нок уви­дит, к каким послед­ствиям для агрес­сора при­ве­дут его агрес­сив­ные дей­ствия. На этот раз модель либо нака­зы­вали за изби­е­ние куклы Бобо, либо воз­на­граж­дали, либо игно­ри­ро­вали. Резуль­таты пока­зали, что дети, наблю­дав­шие теле­ви­зи­он­ную модель, кото­рую воз­на­граж­дали за агрес­сив­ное пове­де­ние, были более склонны вести себя подоб­ным образом.

Иссле­до­ва­ния А. Бан­дуры под­твер­дили, что теле­ви­де­ние может слу­жить мощ­ным сред­ством пере­дачи агрес­сив­ных дей­ствий. Важно, что нега­тив­ные послед­ствия не все­гда про­яв­ля­ются сразу, т.к. вос­при­ня­тые модели пове­де­ния сохра­ня­ются в опыте лич­но­сти и могут отра­зиться в будущем.

Контр­ар­гу­менты к рас­смот­рен­ному иссле­до­ва­нию явля­ются сле­ду­ю­щие. Далеко не все дети, смот­ря­щие пере­дачи с агрес­сив­ными сце­нами, демон­стри­руют враж­деб­ное пове­де­ние. Мил­ли­оны под­рост­ков играют в агрес­сив­ные ком­пью­тер­ные игры, смот­рят такие же пере­дачи и при этом не уни­что­жают своих одно­класс­ни­ков. Но, как отме­чает У. Дик­сон, это еще не озна­чает, что уви­ден­ное не ока­зало ника­кого воз­дей­ствия на их пове­де­ние. Может быть, поиг­рав в агрес­сив­ную игру, они «пнули собаку или были несколько бес­це­ре­монны со сво­ими роди­те­лями. И тысячи детей по стране, воз­можно, еже­дневно отра­ба­ты­вают при­чуд­ли­вые и опас­ные при­емы борьбы на своих малень­ких бра­тьях и сест­рах, при этом не уби­вая и не калеча их». Вслед за У. Дик­со­ном заме­тим, что при­меры с рас­стре­лами одно­класс­ни­ков и учи­те­лей в аме­ри­кан­ских и евро­пей­ских шко­лах в наши дни гово­рят о том, что послед­ствия и одного такого «неха­рак­тер­ного» слу­чая на несколько сотен или тысяч бывают ужасными.

Стоит ли при­слу­шаться к дово­дам совре­мен­ной науки о том, что ком­пью­тер­ные игры, содер­жа­щие эле­менты агрес­сив­ного пове­де­ния не пред­став­ляют боль­шой опас­но­сти для под­рост­ков, т.к. они помо­гают ему «выплес­нуть» нако­пив­шу­юся агрес­сию в игро­вых усло­виях, решать, видимо каж­дому роди­телю. Как видим, дан­ная сфера оста­ется недо­ста­точно изу­чен­ной и до сих пор. Однако Аме­ри­кан­ская ака­де­мия педи­ат­ров реко­мен­дует роди­те­лям ограж­дать своих детей от любых теле­ви­зи­он­ных про­грамм до дости­же­ния ими двух лет. А еще лучше кон­тро­ли­ро­вать про­смотр пере­дач, как мини­мум, до под­рост­ко­вого возраста.

Хочется отме­тить еще один суще­ствен­ный момент. Агрес­сив­ное или асо­ци­аль­ное пове­де­ние копи­ру­ется так же успешно, как и поло­жи­тель­ное. Поэтому важно рас­ска­зы­вать детям о хоро­шем и доб­ром, пока­зы­вать при­мер сочув­ствия и тер­пи­мо­сти к окру­жа­ю­щим, обсуж­дать хоро­шие книги, смот­реть вме­сте хоро­шие фильмы, про­во­дить семьей побольше вре­мени. И тогда в их душе не оста­нется места для жесто­ко­сти, бес­сер­де­чия и бесчеловечности.

* * *

В про­дол­же­ние темы рас­смот­рим несколько важ­ных момен­тов, каса­ю­щихся осо­бен­но­стей пси­хи­че­ского и лич­ност­ного раз­ви­тия, кото­рые могут быть свя­заны с агрес­сив­ным пове­де­нием детей. Рас­ска­жем, на что обра­тить вни­ма­ние роди­те­лям, если они видят, что пове­де­ние их ребенка изме­ни­лось, он стал нерв­ным, раз­дра­жи­тель­ным и даже агрессивным.

Возрастные кризисы

В дет­ской пси­хо­ло­гии наряду с пери­о­дами спо­кой­ного, рав­но­мер­ного, ста­биль­ного раз­ви­тия ребенка выде­ляют и кри­зис­ные пери­оды. Это кри­зисы одного, трех, семи, три­на­дцати и сем­на­дцати лет. Форма, дли­тель­ность и острота про­те­ка­ния этого этапа жизни могут заметно раз­ли­чаться в зави­си­мо­сти от инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей, соци­аль­ных усло­вий, мето­дов вос­пи­та­ния в семье и педа­го­ги­че­ской системы в целом. Раз­ви­тие чело­века в кри­зис­ном пери­оде про­ис­хо­дит иначе, чем в ста­биль­ном. Именно в это время пове­де­ние ребенка отли­ча­ется от при­выч­ного, в том числе может быть агрессивным.

Один из осно­во­по­лож­ни­ков дет­ской пси­хо­ло­гии Л.С. Выгот­ский выде­лил семь при­зна­ков кри­зиса трех лет, но они харак­терны для любых пере­лом­ных эта­пов взрос­ле­ния лич­но­сти, могут ярко про­яв­ляться и в под­рост­ко­вый период.

Пер­вый из них — нега­ти­визм, выра­жа­ю­щийся в стрем­ле­нии посто­янно про­ти­во­ре­чить взрос­лым. Ребе­нок не желает выпол­нять просьбы роди­те­лей, гово­рит «нет» даже в слу­чае, когда пред­по­чел бы ска­зать «да», потому что ука­за­ния исхо­дят от взрос­лых. Ему важно дей­ство­вать напе­ре­кор для того, чтобы выра­зить таким обра­зом свое отно­ше­ние к дру­гим, дока­зать свою «самость».

Вто­рой при­знак — упрям­ство. Про­яв­ля­ется оно в стрем­ле­нии насто­ять на своем и неже­ла­нии отка­зы­ваться от соб­ствен­ного реше­ния. Важно, что ребе­нок не отка­зы­ва­ется от пер­во­на­чаль­ной пози­ции только потому, что «дол­жен» насто­ять на своем любой ценой.

Сле­ду­ю­щий симп­том — строп­ти­вость, кото­рая явля­ется, так ска­зать, без­ли­кой, т. е. не направ­лена на кого-то из взрос­лых кон­кретно, а воз­ни­кает как про­тест про­тив сло­жив­ше­гося образа жизни. Ребе­нок не хочет делать то, что делал раньше. Напри­мер, отка­зы­ва­ется умы­ваться, оде­ваться, идти за руку с бабуш­кой, ходить в школу, отка­зы­ва­ется от режима сна и т. п. Он как бы про­ве­ряет на проч­ность суще­ству­ю­щие правила.

Чет­вер­тый при­знак — свое­во­лие. Это свое­об­раз­ное про­яв­ле­ние само­сто­я­тель­но­сти. Ребе­нок хочет сам делать то, что еще пока делать не умеет, при этом кате­го­ри­че­ски отка­зы­ва­ется от помощи взрослых.

Пятый — про­тест-бунт. При про­яв­ле­нии его чело­век нахо­дится в посто­ян­ных ссо­рах с окру­жа­ю­щими, может вести себя агрес­сивно по отно­ше­нию к ним.

Шестой при­знак — симп­том обес­це­ни­ва­ния. Ребе­нок, прежде лас­ко­вый и неж­ный, начи­нает упо­треб­лять бран­ные слова, ругаться, обзы­ваться. Так же отно­сится и к своим игруш­кам, вещам — кидает их, ломает, отка­зы­ва­ется с ними играть.

И послед­ний, седь­мой — дес­по­тизм, чаще встре­ча­ется в семьях с един­ствен­ным ребен­ком, когда он застав­ляет близ­ких удо­вле­тво­рять все свои капризы, стре­мится к дес­по­ти­че­скому подав­ле­нию окру­жа­ю­щих, при­нуж­дает всю семью, что назы­ва­ется, «пля­сать под свою дудку». В про­тив­ном слу­чае роди­те­лей могут ожи­дать исте­рики с бро­са­нием на пол, битьем руками и ногами по полу (в дет­ском воз­расте) и агрес­сив­ные про­яв­ле­ния в сто­рону взрос­лых (в подростковом).

Без­условно, про­яв­ле­ние этих кри­зис­ных симп­то­мов в острой форме харак­терно не для всех детей. Мно­гие хотя и обна­ру­жи­вают какие-то из выше­на­зван­ных при­зна­ков пове­де­ния, но они могут выра­жаться более сгла­женно, не в столь яркой форме.

Но как быть тем роди­те­лям, чьи дети ведут себя именно так?

Прежде всего, нужно пони­мать, что кри­зис все­гда свя­зан с потреб­но­стью детей уста­но­вить со взрос­лыми вза­и­мо­от­но­ше­ния нового типа. И если агрес­сия ребенка обу­слов­лена воз­раст­ным кри­зи­сом, то при пра­виль­ном под­ходе роди­те­лей, при свое-вре­мен­ной пере­стройке отно­ше­ний, соот­вет­ству­ю­щих воз­расту, такое пове­де­ние легко можно скорректировать.

Опи­сан­ные симп­томы кри­зиса сви­де­тель­ствуют о про­ис­хо­дя­щих изме­не­ниях в отно­ше­ниях между ребен­ком и взрос­лым и изме­не­нии его отно­ше­ния к самому себе. Про­яв­ле­ние само­сто­я­тель­но­сти, попытки выра­зить соб­ствен­ное «Я» ста­но­вятся чрез­вы­чайно важ­ными. Поэтому при жест­ком подав­ле­нии лич­но­сти ребенка агрес­сив­ность может быть резуль­та­том про­те­ста про­тив усто­яв­ше­гося «ста­рого» типа вза­и­мо­от­но­ше­ний с роди­те­лями. Дру­гими сло­вами, агрес­сив­ность явля­ется след­ствием непра­виль­ного под­хода к детям, отсут­ствия у взрос­лых пони­ма­ния пси­хо­ло­гии взрос­ле­ния ребенка, ста­нов­ле­ния его личности.

Семья

Еще одна при­чина про­яв­ле­ния агрес­сив­но­сти у ребенка может быть свя­зана с семьей, где он вос­пи­ты­ва­ется, а именно — с тем, как скла­ды­ва­ются вза­и­мо­от­но­ше­ния в систе­мах «роди­тель — роди­тель», «роди­тель — ребе­нок». Важ­ней­ший фак­тор здесь — эмо­ци­о­наль­ная атмо­сфера семьи.

К агрес­сив­ному пове­де­нию может при­ве­сти раз­ру­ше­ние эмо­ци­о­наль­ных свя­зей между роди­те­лями — скан­далы, кон­фликты, про­ис­хо­дя­щие между супру­гами. Даже если ссоры бывают не на гла­зах у ребенка, а за закры­тыми две­рями, он чув­ствует изме­не­ние эмо­ци­о­наль­ного фона, испы­ты­вая тре­вогу, страх, напря­же­ние, стра­дая от пси­хо­ло­ги­че­ского дис­ком­форта. Что уж гово­рить о ситу­а­ции, в кото­рой ока­зы­ва­ется ребе­нок при раз­воде родителей.

Раз­ру­ше­ние эмо­ци­о­наль­ных свя­зей в семье бывает не только в системе «роди­тель — роди­тель», но и в системе «роди­тель — ребе­нок». Напри­мер, в эмо­ци­о­наль­ном отвер­же­нии ребенка близ­кими взрос­лыми, когда к нему отно­сятся пре­не­бре­жи­тельно, нега­тивно или безразлично.

Вопреки сло­жив­ше­муся мне­нию такие отно­ше­ния между род­ными людьми не все­гда свя­заны с асо­ци­аль­ной семьей, где роди­тели зло­упо­треб­ляют алко­го­лем, ведут раз­гуль­ный образ жизни. Подоб­ные про­блемы встре­ча­ются в семьях внешне бла­го­по­луч­ных, но где каж­дый член семьи суще­ствует сам по себе, роди­тели заняты исклю­чи­тельно своей жиз­нью, рабо­той, делами. При­чем эмо­ци­о­наль­ное отвер­же­ние ребенка мате­рью явля­ется осо­бенно трав­ма­тич­ным для пси­хики. Оно рож­дает страх, кото­рый вле­чет за собой либо неуве­рен­ность, замкну­тость, тре­вож­ность, безы­ни­ци­а­тив­ность, инфан­тиль­ность, либо враж­деб­ность к окру­жа­ю­щим, агрес­сив­ность и жесто­кость. При помощи таких реак­ций ребе­нок стре­мится изме­нить ситу­а­цию, ста­ра­ется добиться вни­ма­ния к себе.

Стиль воспитания

Сле­ду­ю­щей важ­ной при­чи­ной дет­ской агрес­сии явля­ется стиль вос­пи­та­ния в семье. Оди­на­ково небла­го­при­ят­ными явля­ются и гипе­ро­пека (чрез­мер­ная опека), и гипо­опека (попу­сти­тель­ское отно­ше­ние, рав­но­ду­шие, без­раз­ли­чие), и ситу­а­ция созда­ния «кумира семьи» — неуме­рен­ная похвала за весьма скром­ные успехи, чрез­мер­ное вни­ма­ние к малей­шим жела­ниям и побуж­де­ниям. При любом из этих сти­лей вос­пи­та­ния у детей может сфор­ми­ро­ваться агрес­сив­ность (вер­баль­ная или физи­че­ская) как «ответ» на сло­жив­шу­юся систему. Если ребе­нок хоть раз добился сво­его таким спо­со­бом, то веро­ят­ность повто­ре­ния подоб­ной ситу­а­ции высока. Посте­пенно он при­вы­кает вза­и­мо­дей­ство­вать с окру­жа­ю­щими на таком уровне, у него выра­ба­ты­ва­ется свое­об­раз­ный сте­рео­тип агрес­сив­ного пове­де­ния. При малей­шем про­мед­ле­нии в выпол­не­нии его жела­ний ребе­нок начи­нает кри­чать, топать ногами, про­яв­лять вер­баль­ную агрес­сию и вполне может при­ме­нить и физи­че­скую в виде кида­ния игруш­ками, раз­бра­сы­ва­ния вещей, дру­гих пред­ме­тов и т.д.

Еще одной при­чи­ной явля­ется при­мер роди­те­лей — агрес­сив­ный отец или мать.

Пси­хо­ло­гами дока­зано, что для боль­шин­ства детей именно семья явля­ется основ­ным при­ме­ром агрес­сив­ного пове­де­ния. Враж­деб­ность одного из роди­те­лей по отно­ше­нию к дру­гому или роди­те­лей по отно­ше­нию к детям не только дефор­ми­рует саму семью, но и при­во­дит к так назы­ва­е­мому «циклу наси­лия». Дети вос­про­из­во­дят такой стиль вза­и­мо­от­но­ше­ний сна­чала в про­цессе обще­ния со сво­ими бра­тьями и сест­рами, затем со сверст­ни­ками, затем при созда­нии соб­ствен­ной семьи, пере­да­вая это своим детям, — так цикл замы­ка­ется. При­чем осо­бенно быстро науча­ются агрес­сив­ному пове­де­нию дети с нали­чием таких физио­ло­ги­че­ских пред­по­сы­лок, как холе­ри­че­ский тем­пе­ра­мент и повы­шен­ная эмоциональность.

То же самое про­ис­хо­дит и в обще­нии с чрез­мерно власт­ными роди­те­лями, стре­мя­щи­мися во всем управ­лять своим чадом, подав­ляя его волю и ини­ци­а­тиву и тем самым вызы­вая у него тре­вож­ность и страх. Ребе­нок пыта­ется защи­тить себя, выби­рая фор­мой защиты напа­де­ние. Его агрес­сия — это про­тест про­тив суще­ству­ю­щего поло­же­ния вещей, стрем­ле­ние огра­дить свое «Я». В резуль­тате ребе­нок смот­рит на мир насто­ро­женно даже тогда, когда на самом деле опас­но­сти не суще­ствует. Дру­гим ито­гом такого вос­пи­та­ния может стать подав­лен­ный, безы­ни­ци­а­тив­ный, инфан­тиль­ный и без­раз­лич­ный, под­чи­ня­ю­щийся всем человек.

Ограничения в удовлетворении потребности в движении

Встре­ча­ется такое, что ребенка огра­ни­чи­вают в дви­га­тель­ной актив­но­сти, запре­щая ему бегать, пры­гать, ска­кать, не поз­во­ляя выплес­нуть нако­пив­шу­юся энер­гию. При­чем моти­ва­ция взрос­лых в дан­ном слу­чае может быть раз­лич­ной. Они объ­яс­няют это тем, что ребе­нок слиш­ком шумно играет и мешает дру­гим, слиш­ком быстро бегает и может упасть, про­сто раз­дра­жает своей актив­но­стью. Но чело­век, осо­бенно малень­кий, не может жить и нор­мально раз­ви­ваться без дви­же­ния. И если его попытки раз­ря­диться жестко пре­се­ка­ются, то рано или поздно от пере­из­бытка энер­гии он может начать вести себя агрессивно.

Как помочь ребенку справиться с самим собой?

Без­условно, агрес­сив­ный чело­век при­но­сит массу про­блем не только окру­жа­ю­щим, но и самому себе. Ведь, по сути, он попа­дает в замкну­тый круг. Сво­ими дей­стви­ями настра­и­вает окру­жа­ю­щих про­тив себя, что в свою оче­редь уси­ли­вает его про­тестное поведение.

Помочь ребенку спра­виться с таким состо­я­нием может только взрос­лый — любя­щий, забот­ли­вый и понимающий.

В боль­шин­стве слу­чаев гра­мот­ное, взве­шен­ное отно­ше­ние роди­те­лей к сво­ему ребенку, их уме­ние убеж­дать, объ­яс­нять воз­ник­шие ситу­а­ции и про­сто нор­мально и спо­койно общаться при­но­сит свои плоды. Поэтому от того, как реа­ги­руют взрос­лые на про­яв­ле­ния агрес­сив­но­сти у детей, во мно­гом зави­сит, закре­пится ли такое пове­де­ние, ста­нет ли чер­той их характера.

Система соци­аль­ных норм, при­ня­тых в обще­стве и прежде всего в семье, посте­пенно ста­но­вится частью лич­но­сти ребенка. Со вре­ме­нем малыш научится выра­жать свои нега­тив­ные эмо­ции соци­ально одоб­ря­е­мыми спо­со­бами, не при­чи­няя вреда ни дру­гим, ни себе.

Боль­шую роль здесь играет соб­ствен­ный при­мер роди­те­лей. Обычно взрос­лые гово­рят детям о том, как не надо себя вести, но не объ­яс­няют, как надо. И если такого образца у ребенка нет, то слова, ско­рее всего, будут не очень эффективными.

Отдель­ным и очень важ­ным эле­мен­том кор­рек­ции и про­фи­лак­тики агрес­сив­но­сти у детей явля­ется раз­ви­тие у них чув­ства сопе­ре­жи­ва­ния — эмпа­тии, сочув­ствия к другим.

Конечно, при­чин, спо­соб­ству­ю­щих появ­ле­нию в пове­де­нии ребенка агрес­сив­но­сти, огром­ное коли­че­ство. Мы рас­смот­рели лишь неко­то­рые из них, наи­бо­лее часто встре­ча­ю­щи­еся. И прак­ти­че­ски все их можно устра­нить без помощи спе­ци­а­ли­стов, имея лишь жела­ние это сде­лать. Ведь часто до того, как вспышки враж­деб­но­сти ста­но­вятся замет­ными всем, ребе­нок выра­жает свою потреб­ность в изме­не­нии сло­жив­шейся системы более мяг­кими спо­со­бами, но, поскольку они оста­ются неза­ме­чен­ными, непо­ня­тыми, он яростно ста­ра­ется быть услы­шан­ным теперь уже по-дру­гому, агрессивно.

Жур­нал «Вино­град» № 2(46), № 3(47) 2012

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки