Оже­сто­че­ние

***

Ожесточе́ние  — 1) чув­ство злобы, нена­ви­сти, вражды; 2) неже­ла­ние чело­века слу­шать Бога и испол­нять Его волю (оже­сто­че­ние сердца).

Книги Вет­хого и Нового Заве­тов предо­став­ляют нам мно­же­ство при­ме­ров оже­сто­че­ния людей или наро­дов.

Доста­точно часто в текстах Писа­ния слово «оже­сто­че­ние» сбли­жа­ется по смыслу с поня­тием «оже­сто­чен­ность», «озлоб­лен­ность», «жесто­кость». В этих слу­чаях оно ука­зы­вает на устой­чи­вое гре­хов­ное каче­ство чело­ве­че­ской лич­но­сти, гре­хов­ную страсть или порок порок.

Жесто­кие, озлоб­лен­ные люди про­ти­во­по­став­ля­ются в Библии тем, кто испол­нен любви и мило­сер­дия (Притч.11:17). Поскольку в основе пра­виль­ных отно­ше­ний между чело­ве­ком и Богом, чело­ве­ком и ближ­ним должна лежать любовь, и это тре­бо­ва­ние напря­мую свя­зы­ва­ется со спа­се­нием (Лк.10:27), постольку понятно, что жесто­кость служит серьёз­ным пре­пят­ствием на пути к Богу, Кото­рый есть Любовь (1Ин.4:8) и Его Цар­ству, кото­рое есть Цар­ство Любви.

Другое зву­ча­ние слово «оже­сто­че­ние» при­об­ре­тает тогда, когда речь идёт об оже­сто­че­нии чело­века (группы людей) в отно­ше­нии кон­крет­ного лица, обще­ства, народа, вос­при­ни­ма­е­мого им (ею) в каче­стве сопер­ника, про­тив­ника или врага. В зави­си­мо­сти от кон­тек­ста, в кото­ром исполь­зу­ется это слово, обо­зна­ча­е­мое им состо­я­ние может интер­пре­ти­ро­ваться по-раз­ному.

Напри­мер, Писа­ние сооб­щает об оже­сто­че­нии языч­ни­ков по отно­ше­нию к еврей­скому народу (Нав.11:20). Как известно, языч­ники не желали усту­пать место  Изра­илю в земле Обе­то­ван­ной, кото­рую они счи­тали своей, и даже не желали иметь евреев своими сосе­дями. С одной сто­роны, их реак­ция может пока­заться есте­ствен­ной, спра­вед­ли­вой. Именно так она нередко харак­те­ри­зу­ется про­тив­ни­ками Библии и Бога. С другой сто­роны, сопро­тив­ле­ние языч­ни­ков Изра­илю про­ти­во­ре­чило замыслу Божьему, и, сле­до­ва­тельно, должно оце­ни­ваться не иначе как бого­про­тив­ная попытка вос­пре­пят­ство­вать реа­ли­за­ции воли Божьей. Опять же, поня­тие «оже­сто­че­ние» иногда при­ла­га­лось и к самому Изра­илю, как к отсту­пив­шему от усло­вий Завета, от Бога (4Цар.17:14).

Других оценок заслу­жи­вают люди, всту­пав­шие в оже­сто­чен­ные сра­же­ния с вра­гами веры (свв. Алек­сандр Нев­ский, Димит­рий Дон­ской и др.). Правда и при­ме­ни­тельно к защит­ни­кам веры слово оже­сто­чен­ность может иметь нега­тив­ный окрас (поло­жим, если дело каса­ется бого­про­тив­ного рели­ги­оз­ного ради­ка­лизма).

***

Как верно пони­мать слова “Гос­подь оже­сто­чил сердце фара­она”?

В ряде слу­чаев даже о Боге гово­рится как об Источ­нике оже­сто­че­ния, напри­мер, что Он оже­сто­чил сердце фара­она (Исх.9:12; 10:20; 10:27; 14:18). Это выра­же­ние нельзя пони­мать таким обра­зом, будто Бог сделал из доб­рого фара­она жесто­кого. Сердце пра­ви­теля оже­сто­чи­лось потому, что он не желал согла­шаться с Боже­ствен­ным замыс­лом о выве­де­нии Изра­иль­ского народа из Египта, и упор­ство­вал. Не согла­ша­ясь с Богом, но и не имея воз­мож­но­сти Ему вос­пре­пят­ство­вать, он, будучи жесто­ким, встре­тил серьёз­ный повод к обна­ру­же­нию своей жесто­ко­сти — оже­сто­чился. Поскольку этот повод был связан с Боже­ствен­ным Про­ви­де­нием, постольку и гово­рится, что его оже­сто­чил Бог.

Это под­твер­ждает и то, что выше по тексту несколько раз гово­рится о само­сто­я­тель­ном оже­сто­че­нии сердца фара­она (Исх.7:13; 8:32; 9:7; 9:35).

Совре­мен­ный лите­ра­тур­ный пере­вод так изла­гает этот биб­лей­ский фраг­мент:  Но Гос­подь попу­стил фара­ону кос­неть в своем упрям­стве, и он не хотел слу­шать Моисея и Аарона, как и было то ска­зано Гос­по­дом Моисею.

проф. А.П. Лопу­хин:
“Сам фараон явля­ется винов­ни­ком этого состо­я­ния постольку, поскольку в силу своей гор­до­сти и свое­ко­ры­стия не хочет под­чи­ниться при­зна­ва­е­мой им самим и его окру­жа­ю­щими высшей боже­ствен­ной воле (Исх.8:19; 9:27): во время казни готов отпу­стить евреев, по мино­ва­нии ее отка­зы­ва­ется сде­лать это. Но, с другой сто­роны, гре­хов­ная наклон­ность фара­она не раз­ви­лась бы в такой сте­пени, если бы к нему не было обра­щено боже­ствен­ное пове­ле­ние об отпу­ще­нии евреев. В этом отно­ше­нии винов­ни­ком оже­сто­че­ния его сердца явля­ется Бог”.

свт. Феофан Затвор­ник:
«Слово оже­сто­чает не так сле­дует пони­мать, что Бог силою Своею про­из­во­дил оже­сто­че­ние в сердце непо­кор­ных, подобно фара­ону, а так, что непо­кор­ные нравом, под дей­ствием мило­стей Божиих, сами, по своему зло­нра­вию, не умяг­ча­ются, а более и более оже­сто­ча­ются в своем упор­стве и непо­ко­ри­во­сти».

К. Бори­сов:
Бог оже­сто­чил сердце фара­она уже тем, что послал Моисея про­сить об осво­бож­де­нии Своего народа. Этим Он вызвал его жесто­кость. Это ана­ло­гично тому, как прийти к злодею и попро­сить его вер­нуть часть награб­лен­ного иму­ще­ства. Не сложно пред­ста­вить его реак­цию…

мит­ро­по­лит Иеро­фей (Влахос):
Болез­нью сердца явля­ется оже­сто­че­ние и ока­ме­не­ние. Не при­ни­мая бла­го­дать Хри­стову, изме­ня­ю­щую все, сердце пре­бы­вает в оже­сто­че­нии.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки