Главная » Алфавитный раздел » О » Ожесточение

Ожесточение

(3 голоса: 5 из 5)

 

Ожесточе́ние  — 1) озлобление; 2) озлобленность; жестокость; 3) чувство злобы, ненависти, вражды, направленное в отношении какого-либо конкретного лица или группы лиц; 4) (перен.) мощное проявление какой-либо силы (пример: гром загремел с ещё большим ожесточением).

Препятствует ли ожесточение спасению?

Книги Ветхого и Нового Заветов предоставляют нам множество примеров ожесточения людей или народов.

Достаточно часто в текстах Писания слово «ожесточение» сближается по смыслу с понятием «ожесточенность», «озлобленность», «жестокость». В этих случаях оно указывает на устойчивое греховное качество человеческой личности, греховную страсть или порок порок.

Жестокие, озлобленные люди противопоставляются в Библии тем, кто исполнен любви и милосердия (Притч.11:17). Поскольку в основе правильных отношений между человеком и Богом, человеком и ближним должна лежать любовь, и это требование напрямую связывается со спасением (Лк.10:27), постольку понятно, что жестокость служит серьёзным препятствием на пути к Богу, Который есть Любовь (1Ин.4:8) и Его Царству, которое есть Царство Любви.

Другое звучание слово «ожесточение» приобретает тогда, когда речь идёт об ожесточении человека (группы людей) в отношении конкретного лица, общества, народа, воспринимаемого им (ею) в качестве соперника, противника или врага. В зависимости от контекста, в котором используется это слово, обозначаемое им состояние может интерпретироваться по-разному.

Например, Писание сообщает об ожесточении язычников по отношению к еврейскому народу (Нав.11:20). Как известно, язычники не желали уступать место  Израилю в земле Обетованной, которую они считали своей, и даже не желали иметь евреев своими соседями. С одной стороны, их реакция может показаться естественной, справедливой. Именно так она нередко характеризуется противниками Библии и Бога. С другой стороны, сопротивление язычников Израилю противоречило замыслу Божьему, и, следовательно, должно оцениваться не иначе как богопротивная попытка воспрепятствовать реализации воли Божьей. Опять же, понятие «ожесточение» иногда прилагалось и к самому Израилю, как к отступившему от условий Завета, от Бога (4Цар.17:14).

Других оценок заслуживают люди, вступавшие в ожесточенные сражения с врагами веры (свв. Александр Невский, Димитрий Донской и др.). Правда и применительно к защитникам веры слово ожесточенность может иметь негативный окрас (положим, если дело касается богопротивного религиозного радикализма и фанатизма).

В ряде случаев даже о Боге говорится как об Источнике ожесточения, например, что Он ожесточил сердце фараона (Исх.9:12). Это выражение нельзя понимать таким образом, будто Бог сделал из доброго фараона жестокого. Сердце правителя ожесточилось потому, что он не желал соглашаться с Божественным замыслом о выведении Израильского народа из Египта, и упорствовал. Не соглашаясь с Богом, но и не имея возможности Ему воспрепятствовать, он, будучи жестоким, встретил серьёзный повод к обнаружению своей жестокости — ожесточился. Поскольку этот повод был связан с Божественным Провидением, постольку и говорится, что его ожесточил Бог.

***

Сам фараон является виновником этого состояния постольку, поскольку в силу своей гордости и своекорыстия не хочет подчиниться признаваемой им самим и его окружающими высшей божественной воле (8:199:27): во время казни готов отпустить евреев, по миновании ее отказывается сделать это. Но, с другой стороны, греховная наклонность фараона не развилась бы в такой степени, если бы к нему не было обращено божественное повеление об отпущении евреев. В этом отношении виновником ожесточения его сердца является Бог.
проф. Лопухин А.П.