Календарь церковный

Литература по теме

Календа́рь церко́вный – утвержденный Церковью календарь, имеющий церковно-богосужебно-практическое (литургическое) назначение, содержащий указания о датах переходящих и непереходящих церковных праздников и постов, исчисляемых на основе седмичных циклов, лунных месяцев, и солнечного годичного цикла. См. Календарные циклы.

В Православной Церкви (как совокупности Православных Поместных Церквей) на сегодняшний день используются три богослужебных календаря:

1) Юлианский календарь – т.н. “старый стиль”, используется в Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской, Польской и Македонской Православных Поместных Церквах.

2) Новоюлианский календарь – в большинстве Поместных Церквей (совпадает и будет совпадать в ближайшие несколько веков с григорианским; при этом дни (даты) неподвижных праздников, определяемые по новоюлианскому календарю, соответствует дням (датам), определяемым по григорианскому календарю, но Пасха определяется по “старому стилю”).

3) Григорианский календарь – Финляндская Автономная Православная Церковь (в составе Константинопольского патриархата).

Юлианский календарь самый древний из перечисленных выше. Он был введен в действие в 46/45 году до Р. Х. и назван в честь римского императора Юлия Цезаря, правившего в это время. Какое-то время первым месяцем, согласно юлианскому календарю, был март. Затем новый год стал отмечаться 1 сентября. Сейчас этот день отмечается в церквях, живущих по юлианскому календарю, как церковное новолетие.

Григорианский календарь был введен в западных странах и церквях в XVI веке для преодоления расхождений между астрономическим и календарным временем и назван по имени папы Римского Григория XIII, который и провел эту календарную реформу. Сегодня григорианский календарь опережает юлианский на 13 дней.

В 1923 году по инициативе вселенского патриарха был созван «Всеправославный конгресс» для обсуждения возможности перехода Православных Церквей на новый календарь.

Многие Православные Церкви, в том числе Русская, не участвовали в работе этого собрания. Церкви, представленные на нем, также не смогли прийти к согласию по главному вопросу. Тем не менее, в разное время многие Православные Церкви стали переходить на новоюлианский календарь, в том числе Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Греческая, Кипрская, Румынская, Польская. Одной из последних на новый календарь перешла Болгарская Церковь (в 1968 году).

В Русской и Грузинской Церквах был очень короткий период, когда официально действовал новый календарь (это решение было вскоре отменено церковными властями). Старый, юлианский календарь, сохранили Русская, Грузинская, Иерусалимская и Сербская Церкви, а также почти все монастыри Афона. В 2014 году Польская Православная Церковь вернулась к использованию старого календаря.

Православные Церкви, использующие новый календарь, празднуют Рождество Христово 25 декабря (по гражданскому календарю), а живущие по старому календарю – 7 января. Первые отмечают Крещение Господне 6 января, последние – 19 января. При этом все православные празднуют главный праздник – Пасху, в один и тот же день, исчисляя ее по юлианскому календарю. Единственным исключением является Финляндская Православная Церковь. Так как только 2% верующих в Финляндии относят себя к православным, Православная Церковь в этой стране исчисляет и празднует Пасху по григорианскому календарю. См.: Пасхалия.

Какой из церковных календарей точнее и лучше?

Абсолютно точным астрономически не может быть вообще никакой календарь, так как продолжительность суток не кратна продолжительности солнечного года. В системе григорианского календаря одни и те же даты удерживаются в течение значительно более длительного времени, чем в юлианском, в астрономически тождественное время года; а юлианский календарь допускает смещение дат: так, через несколько тысяч лет 1 января по юлианскому стилю будет приходиться не на зимнее, а на весеннее время.

В тоже время, григорианский календарь не особенно удачен с астрономической точки зрения, кроме обозначенного выше преимущества. Известно, что хронографы и астрономы предпочитают пользоваться старым юлианским календарем – при его использовании нет необходимости переводить даты из одного исчисления в другое.

Основной недостаток новоюлианского календаря, введённого несколькими Поместными Православными Церквями, заключается в том, что в литургическом отношении он уступает юлианскому календарю. Можно отметить, что поскольку юлианский календарь был согласован с Александрийской Пасхалией, при переходе к несогласованному с ней новоюлианскому календарю с сохранением Александрийской Пасхалии возникла проблема с летним Апостольским постом, начало которого определяется Пасхалией, а конец – солнечным календарем. Поэтому в наше столетие он заканчивается на 13 дней ранее в Церквях с новоюлианским календарем, по сравнению с Церквами, живущими по традиционному юлианскому календарю, в случае поздней Пасхи совершенно исчезает. Чтобы избежать полного исчезновения данного поста, в некоторые годы потребовалось отменять Троицкую сплошную седмицу и начинать пост раньше.

Правда ли, что православный собор предал анафеме всех, кто использует новый григорианский календарь?

Нет, это утверждение основано на подлоге. Исследователь данной темы П.А. Пашков пишет:

«В действительности никакого «‎Сигиллиона"‎ Константинопольского Собора 1593 г. не существует. Есть лишь тенденциозная и произвольная подборка различных текстов, местами сокращенных, а местами – подвергшихся вставкам, составленная в середине XIX в. монахом Иаковом Неаскитиотом с не вполне ясными целями. Самый известный и значимый анафематизм из «‎Сигиллиона"‎ вовсе вымышлен (а значит, никаких анафем григорианскому месяцеслову не существует – есть лишь осуждение григорианской Пасхалии, но не самого календаря)».

Является ли вопрос о церковном календаре догматическим?

Нет, не является. Это вопрос, который Церковь может решить на своих соборах или синодах. Каждый православный христианин должен следовать календарю той Поместной Церкви, к которой он принадлежит.

calendar social – Календарь церковный

Цитаты о церковном календаре

«Догматического препятствия [к переходу на григорианский календарь] нет, но нам приятней праздновать единовременно со всею Вселенскою Церковью, чтоб наше праздничное славословие сливалось в один голос с славословием всех христиан по всему миру; не будет нравственным преступлением для певца, если его голос упредит других в хоре или отстанет от хора, но хороша ли такая дисгармония?».
равноап. Николай Японский

«Использование некоторыми Поместными Православными Церквами принятого Константинопольским Совещанием 1923 года исчисления календарных дат не нарушает всеправославного единства».
из определения Священного Синода РПЦ (1997 г.)

Комментировать

Загрузка формы комментариев...