Распятие

Литература по теме

Распя́тие

1) вид казни, заключавшейся в том, что приговоренный к ней человек пригвождался или привязывался ко кресту либо столбу и оставался висеть на нем вплоть до наступления смерти. Самым известным в истории примером распятия является казнь на Кресте незаконно осуждённого Богочеловека Иисуса Христа. Иисус Христос принял Крестные Страдания и смерть добровольно, в целях Божественного Домостроительства, ради Искупления людей, спасения рода человеческого;
2) изображение Господа Иисуса Христа, распятого на Кресте или сам Крест с изображением Распятия. Пер­вые, дошедшие до нас развернутые изо­бра­же­ния распятого Христа от­но­сят­ся к V веку.

Распятие

raspjatie – Распятие

Распятие применялось в Ва­ви­ло­нии, Древ­ней Гре­ции, Па­ле­сти­не, Кар­фа­ге­не, ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лучи­ло в Древ­нем Ри­ме, где ста­ло основным видом по­зор­ной и му­чи­тель­ной каз­ни. Цицерон называл ее «самой жестокой и ужасной пыткой», а Иосиф Флавий – «самым ужасным видом смерти». Таким способом каз­ни­ли осо­бо опас­ных пре­ступ­ни­ков (бун­тов­щи­ков, из­мен­ни­ков, во­ен­но­плен­ных, раз­бой­ни­ков, бег­лых ра­бов). В Римской им­пе­рии казнь через распятие су­ще­ст­во­ва­ло до середины IV века, пока это не запретил император Константин. Для распятия обычно использовал­ся Т-об­раз­ный деревянный крест (crux com­missa), а так­же про­стой вертикальный столб (crux sim­plex), два пе­ре­кре­щён­ных бру­са (crux immissa) и X-об­раз­ный крест (crux decussata). Нередко перед распятием осуждённый на смерть должен был нести patibulum (весящий порой до 30-50 кг), который клали на плечи и привязывали к рукам и который потом служил горизонтальной перекладиной креста.

О распятии Иисуса Христа повествуют все четыре евангелиста (Мф.27:33-50; Мк.15:22-37; Лк.23:33-46; Ин.19:17-30).

Вскоре после Своей смерти, по свидетельству евангелиста Иоанна, Иисус получил удар копьём в бок. Из этой раны вытекла кровь и вода (Ин.19:34), что является очевидным признаком наступления смерти.

Помимо Евангелий о распятии и смерти Господа Иисуса Христа сообщает ряд апостольских посланий, например, первое послание к Коринфянам апостола Павла, написанное, как утверждают некоторые исследователи, примерно через 20 лет после произошедших событий (1Кор.1:23; 15:3-4).

Апостол Павел говорит о духовном участии верующих в смерти Христа через принятие Крещения (Рим.6:3-8), а также о духовном распятии плоти «со страстями и похотями» (Гал.5:24), как о признаке истинного христианина. Под этим духовным распятием следует понимать твердую решимость христианина следовать по стопам Христовым, в соответствии со словами апостола Петра: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет.2:21), стараться всегда поступать в соответствии с заповедями Божьими, отвергая все греховные искушения.

Нехристианские свидетельства о распятии Иисуса Христа

Самое раннее нехристианское свидетельство о земной жизни Иисуса Христа принадлежит перу иудейского историка Иосифа Флавия (37/38 – ок. 100). В арабском переводе рукописи Иосифа Флавия «Иудейские древности» свидетельство выглядит так: «В это время был мудрый человек по имени Иисус. Его образ жизни был похвальным, и он славился своей добродетелью; и многие люди из числа иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть. Однако те, которые стали его учениками, не отреклись от своего ученичества. Они рассказывали, будто он явился им на третий день после своего распятия и был живым. В соответствии с этим он-де и был Мессия, о котором пророки предвещали чудеса» (перевод С. С. Аверинцева).

Одним из ранних авторов, упоминавших о Христе, является крупнейший римский историк Корнелий Тацит (свидетельство записано ок. 115 г.): «Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлёк на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается всё наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев».

Согласно Юлию Африканскому († ок. 240 г.), один историк первого столетия родом из Самарии, Талл (ок. 52 г.), «рассказывая о тьме, которая пала на землю во время распятия Христа», считает её следствием затмения.

Греческий писатель Лукиан Самосатский (II в.) называет Иисуса Христа «человеком, который был распят в Палестине за то, что принёс в мир новый культ», а также «распятым софистом».

В «Письме Мары Бар-Серапиона» (ок. 73 г.), хранящемся в Британском музее, после рассказа о смерти Христа задаётся вопрос: «Что выиграли евреи, казнив своего мудрого Царя?».

В 1968 году во время археологических раскопок к северо-востоку от Иерусалима было обнаружено тело распятого человека, датированное I веком. Исследование останков показало определённое соответствие распятию Иисуса Христа, описанного в Евангелиях (в частности, было подтверждено использование гвоздей при распятии). Человек был идентифицирован как Йоханан Бен Хагалгал и, вероятно, умер около 70 года, во время иудейского восстания против Римской империи.

azsaints 345 – Распятие

Цитаты о распятии

«У евреев существовало обыкновение, чтобы осужденный, на смерть преступник лишаем был жизни не скоро после осуждения. Глашатай несколько раз всенародно объявлял его имя, вину, свидетелей преступления и род казни, ему назначенный, вызывая всякого, кто мог, идти в суд и защищать несчастного. И у римлян был закон, изданный Тиверием, в силу которого смертная казнь совершалась не ранее десяти дней после приговора. Но для Иисуса Христа, хотя Он судим был и по римским, и по иудейским законам, это правило применено не было. Отсрочка казни простиралась только на обыкновенных преступников, а возмутители общественного спокойствия, враги Моисея и кесаря, каковым клевета представила Спасителя, не имели права на эту милость: их казнь была тем законнее, чем скорее совершалась. Итак, Иисус после осуждения немедленно был предан воинам для исполнения приговора».
епископ Василий Кинешемский

Комментировать

Загрузка формы комментариев...
TG-канал АВ: t.me/azbyka