Секты




  1. Секта – рели­ги­оз­ная группа или община, объ­еди­нен­ная: 1) либо соб­ствен­ным уче­нием (воз­зре­ни­ями), либо пере­ра­бо­тан­ным уче­нием, заим­ство­ван­ным у другой рели­ги­оз­ной общины; 2) опре­де­лен­ными нор­мами пове­де­ния; 3) вокруг лидера или иерар­хи­че­ской струк­туры.
  2. Первым сек­тан­том был сатана — он первым отде­лился от Бога, орга­ни­зо­вал темное цар­ство и воз­гла­вил его; в раз­го­воре с Евой он исполь­зо­вал типич­ные (ныне) приемы сек­тант­ской вер­бовки (Быт.3:1–5).
  3. Чаще всего вер­бовка в секту про­ис­хо­дит на доб­ро­воль­ной основе. При этом вер­бов­щики, по воз­мож­но­сти, учи­ты­вают пси­хо­ло­ги­че­ское состо­я­ние жертвы, охотно исполь­зуют её «слабые места».
  4. Среди причин появ­ле­ния сект можно выде­лить несколько. С одной сто­роны, при­чи­ной созда­ния секты может высту­пать гор­дость её потен­ци­аль­ного осно­ва­теля (напри­мер, ему хочется стать лиде­ром и / или почтен­ным учи­те­лем, а то и «богом»). С другой сто­роны, при­чи­ной, побуж­да­ю­щей к созда­нию секты, может высту­пать и само­об­ман, свя­зан­ный с рели­ги­оз­ным неве­же­ством.
  5. Любая секта про­ти­во­ре­чит истин­ному хри­сти­ан­скому учению.
  6. Отри­ца­ние хри­сти­ан­ской дог­ма­тики сек­тами может быть не замет­ным на первый взгляд: сек­танты могут под­чер­ки­вать свою пре­ем­ствен­ность с хри­сти­ан­ством, исполь­зо­вать хри­сти­ан­скую сим­во­лику, молитвы, могут даже и назы­вать себя истин­ной цер­ко­вью, но такой Цер­ко­вью явля­ется только Все­лен­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь.
  7. Отри­ца­ние хри­сти­ан­ской дог­ма­тики сек­тами может быть откры­тым: такая секта, как пра­вило, имеет язы­че­ские истоки, пред­став­ляя собой одну из форм совре­мен­ного неоязы­че­ства.
  8. Нередко секты опе­ри­руют неким тайным уче­нием, кото­рое скры­ва­ется от непо­свя­щен­ных, и глав­ные моменты учения сооб­ща­ются только после обра­ще­ния в их веру.
  9. Харак­тер­ные черты секты: кон­троль созна­ния, умыш­лен­ное насиль­ствен­ное управ­ле­ние пси­хи­кой и пове­де­нием чело­века для дости­же­ния мани­пу­ля­то­ром корыст­ных целей.
  10. Секты не сле­дует путать с ино­сла­вием: если секты для Пра­во­сла­вия явля­ются прин­ци­пи­аль­ным ино­ве­рием, то ино­сла­вие в той или иной сте­пени сохра­няет основ­ные Дог­маты хри­сти­ан­ства.
  11. Поня­тие «секта» часто бывает свя­зано с поня­тием ереси, лже­уче­ния (лож­ного учения), однако слово «секта» обо­зна­чает группу или орга­ни­за­цию, а «ересь» — ее учение. Кроме того, ересью в особом зна­че­нии слова назы­вают такую форму заблуж­де­ния, кото­рая фор­ми­ру­ется на почве основ­ного учения той или иной рели­ги­оз­ной общины (напри­мер, по отно­ше­нию к Пра­во­сла­вию ере­сями явля­ются ари­ан­ская ересь, несто­ри­ан­ская ересь, моно­фи­зит­ская ересь; язы­че­ство по отно­ше­нию к хри­сти­ан­ству – другая рели­гия).  
  12. Как пра­вило, секты на началь­ном этапе исполь­зуют обман, скры­вают инфор­ма­цию о себе при кон­так­тах с людьми, не состо­я­щими в данной орга­ни­за­ции.
  13. Харак­тер­ные цели сект: само­ре­а­ли­за­ция «пас­то­ров», гуру; отра­ботка пси­хо­ло­ги­че­ских мето­дик; деньги, мате­ри­аль­ные цен­но­сти и недви­жи­мость потен­ци­аль­ных жертв.
  14. При­чины, почему умные, обра­зо­ван­ные люди со ста­биль­ным поло­же­нием могут быть вовле­чены в культ: боль­шой дефи­цит инфор­ма­ции о кон­троле созна­ния и куль­тах; неко­то­рые ситу­а­ции делают людей более уяз­ви­мыми для вер­бовки (потеря близ­кого, утрата работы, тяже­лая болезнь и т.д.); струк­тура неко­то­рых пси­хо­ло­ги­че­ских типов лич­но­сти как раз бла­го­при­ят­ствует вер­бовке (недо­ста­ток кри­ти­че­ского мыш­ле­ния).
  15. Если вы заме­тили, что ваши близ­кие попали под вли­я­ние подо­зри­тель­ной рели­ги­оз­ной орга­ни­за­ции, то лучше обра­титься за помо­щью к спе­ци­а­ли­стам и, конечно, молиться за заблуд­шего. 

***

«Как боль­шие реки сопро­вож­да­ются в своём тече­нии ому­тами, заво­дями и просто боло­тами, так и вели­кие рели­гии рож­дают вокруг себя свои иска­жён­ные отра­же­ния – секты. Секта – это оско­лок вели­кой идеи, обме­ле­ние боль­шой реки, иска­же­ние и узость, так ска­зать, про­вин­ци­а­лизм в рели­гии. Если мы встре­чаем рели­ги­оз­ное учение, кото­рое не при­ни­мает в себя всей исто­рии чело­ве­че­ской мысли, не пони­мает этой исто­рии, не объ­яс­няет её, про­хо­дит мимо, не бла­го­слов­ляя и не осуж­дая, а просто не заме­чая того или иного факта чело­ве­че­ской жизни, мы имеем дело с сектой. Если какое-нибудь рели­ги­оз­ное дви­же­ние не живо­тво­рит, не воз­рож­дает те страны, по кото­рым оно про­те­кает, если под его вли­я­нием не рас­цве­тает чело­ве­че­ская мысль, мы имеем дело с сектой. Если, нако­нец, отдель­ные после­до­ва­тели дан­ного учения не при­об­ре­тают муд­ро­сти, чув­ства свя­зан­но­сти со всем миром в его про­шлом и насто­я­щем, то это учение — не все­це­лая живо­тво­ря­щая истина, а секта… В чем оба­я­тель­ность секты? В её доступ­но­сти и про­стоте»
(Цит. по кн.: «Исто­рия рели­гий». М., 1909).

Почему так успешны “сви­де­тели Иеговы” или другие сек­танты? да потому, что они жерт­венно служат своему сума­сше­ствию… Любого чело­века можно захва­тить и под­жечь только жерт­вен­но­стью. Только жерт­вен­ность при­вле­кает вни­ма­ние. Если Цер­ковь не хочет идти на лише­ния, а хочет создать себе ком­форт, то тогда будет как везде – внеш­нее спо­кой­ствие, но не будет глав­ного, потому что Цер­ковь нача­лась с жертвы, с Креста на Гол­гофе и может жить только жерт­вой.
прот. Димит­рий Смир­нов

Самые насто­я­щие хариз­маты – это как раз пра­во­слав­ные. Точно так же как пра­во­слав­ные – насто­я­щие пяти­де­сят­ники, насто­я­щие бап­ти­сты, насто­я­щие сви­де­тели Бога по имени Иегова. Это мы насто­я­щие, а они нена­сто­я­щие.
прот. Андрей Юревич

«Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие прийдут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их» (Лк. 21:8).


Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки