Анти­пасха

***

Антипа́сха (от греч. ἀντιπασχα — вместо Пасхи) — первое вос­кре­се­нье после Пасхи, слу­жа­щее обнов­ле­нием Празд­ника Пасхи в вось­мой день (в вос­пом­ни­а­ние того, как Гос­подь Иисус Хри­стос, явив­шись один­на­дцати уче­ни­кам в вось­мой день по Вос­кре­се­нии, обно­вил Своё явле­ние, слу­чив­ше­еся в первый день (Ин.20:26); а также в вос­по­ми­на­ние того, что это вос­кре­се­нье стало Новым после пер­вого Вос­крес­ного дня); назы­ва­ется также «Неделя о Фоме», или «Фомино вос­кре­се­нье».

Бого­слу­же­ние этого дня посвя­щено вос­по­ми­на­нию явле­ния вос­крес­шего Иисуса Христа уче­ни­кам в «первый день недели вече­ром» и уве­ре­ние апо­стола Фомы на вось­мой день после Пасхи и осно­вано на еван­гель­ском чтении празд­ника (Ин. 20:19–31). Число «восемь» имеет сим­во­ли­че­ское зна­че­ние, вось­мой день обо­зна­чает жизнь мира гря­ду­щего (см. Евр.4).

Анти­пасха свя­зана с одной сто­роны, с Вос­кре­се­нием Хри­сто­вым, т. к. с IV в. она слу­жила завер­ше­нием 8‑дневных пас­халь­ных тор­жеств, с др. сто­роны – с Таин­ством Кре­ще­ния, т. к. в этот день или нака­нуне кре­щен­ные на Пасху или в Вели­кую суб­боту, сни­мали белые кре­щаль­ные ризы. Всё бого­слу­же­ние Анти­пасхи совер­ша­ется по Триоди цвет­ной по чину дву­на­де­ся­тых Гос­под­ских празд­ни­ков, хотя сам день к таким празд­ни­кам фор­мально не отно­сится. На каждой из вос­крес­ных служб, начи­ная с Анти­пасхи, поётся пас­халь­ный канон, повто­ряя празд­но­ва­ние Пасхи.

Этот празд­ник откры­вает собой период после Вели­кого поста, Страст­ной и Свет­лой седмиц, когда вновь начи­нает совер­шаться Таин­ство Брака.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки