Антипасха

Антипа́сха (от греч. ἀντιπασχα — вместо, напро­тив Пасхи) — первое вос­кре­се­нье после Пасхи, слу­жа­щее обнов­ле­нием Празд­ника Пасхи в 8‑й день. Этот день имеет три назва­ния: Анти­пасха, Неделя о Фоме, Неделя Новая. Каждое из этих назва­ний имеет опре­де­лен­ный смысл и отра­жает этап в исто­рии дан­ного празд­ника.

antipasha 1 - Антипасха

Анти­пасха – самое древ­нее назва­ние (появи­лось в VI веке), кото­рое отра­жает раннюю тра­ди­цию вос­при­я­тия этого дня как отда­ния Пасхи. Этот празд­ник уже в IV веке вос­при­ни­мался как день, когда завер­ша­ются пас­халь­ные тор­же­ства, о чем гово­рил бла­жен­ный Авгу­стин, назы­вая Анти­пасху «окта­вой Пасхи» (впо­след­ствии термин «октава» в запад­ной литур­ги­че­ской тер­ми­но­ло­гии стал тех­ни­че­ским тер­ми­ном, обо­зна­ча­ю­щим отда­ние празд­ника). В древ­ней иеру­са­лим­ской тра­ди­ции в этот день бого­слу­же­ние совер­ша­лось во многих чертах по тому же чину, что и в сам день Пасхи. В этот день совер­ша­лись обряды, кото­рые были завер­ше­нием кре­ще­ния огла­шен­ных, совер­шав­ше­гося в Вели­кую Суб­боту: ново­кре­щен­ные сни­мали белые одежды, омы­вали голову (всю Свет­лую сед­мицу голову не мыли, носили особый кукуль, чтобы сохра­нить пома­за­ние миром, кото­рое нано­сили только на лоб). Полу­ча­ется, Анти­пасха – это день, завер­шав­ший древ­ний пас­халь­ный цикл, как бы «Пасха с другой сто­роны».

Назва­ние «Неделя о Фоме» или «Фомина» («Фомино вос­кре­се­нье») появи­лось после IX века и свя­зано с изме­не­нием основ­ного акцента в бого­слу­же­нии: вместо «отда­ния Пасхи» празд­ник стал вос­по­ми­на­нием вто­рого явле­ния Вос­крес­шего Христа апо­сто­лам (про­изо­шед­шего в вось­мой день после вос­кре­се­ния), среди кото­рых был Фома, не желав­ший верить изве­стию о вос­кре­се­нии Спа­си­теля, пока не увидел Его соб­ствен­ными гла­зами (Ин.20:19-31).

Нако­нец, наиме­но­ва­ние «Новая неделя», упо­треб­ля­е­мое в Ирмо­ло­гии (а также в Типи­коне, см. «Неделя Анти­пасхи», 5‑е «зри»), объ­яс­ня­ется местом этого дня в годич­ном круге бого­слу­же­ния. Со дня Анти­пасхи начи­на­ется новый годо­вой цикл чтения кафизм и после­до­ва­тель­ность гласов Окто­иха. Кроме того, тема новизны или обнов­ле­ния отра­жена в «Слове на неделю новую» свя­ти­теля Гри­го­рия Бого­слова и имеет идей­ный смысл: люди, пройдя Страст­ную сед­мицу и отпразд­но­вав сед­мицу Свет­лую, должны начать новую жизнь, поль­зу­ясь пло­дами иску­пи­тель­ного подвига Иисуса Христа, Кото­рый совер­шил обнов­ле­ние мира и чело­века в Своем вос­кре­се­нии. Свя­ти­тель Гри­го­рий гово­рит: «Вот вам слово о дне Обнов­ле­ния! Но и сами обно­ви­тесь и, совлек­шись вет­хого чело­века, в обнов­лен­ной жизни (Рим.6:4) житель­ствуйте. <…> Да обно­вится у тебя вся жизнь, да обно­вятся тебе пути твоей дея­тель­но­сти. <…> А теперь явись новым, с иными нра­вами, все­цело изме­нен­ным. Древ­нее прошло, теперь все новое (2Кор.5:17). Этим пло­до­носи празд­нику, изме­нись добрым изме­не­нием».

Совре­мен­ное бого­слу­же­ние этого дня посвя­щено в основ­ном 2‑й теме — вос­по­ми­на­нию уве­ре­ния апо­стола Фомы на вось­мой день после Пасхи и осно­вано на еван­гель­ском чтении празд­ника (Ин.20:19-31).

В этот день мы совер­шаем как бы аль­тер­на­тив­ное празд­но­ва­ние Вос­кре­се­ния Хри­стова. Дей­стви­тельно, анализ идей­ного содер­жа­ния пес­но­пе­ний пока­зы­вает, что тема вос­кре­се­ния Христа и в этой службе явля­ется доми­ни­ру­ю­щей, но рас­смат­ри­ва­ется немного в другом ракурсе. Мы празд­нуем то же собы­тие Вос­кре­се­ния, но акцен­ти­руем вни­ма­ние на других свя­зан­ных с ним дета­лях: явле­нии апо­столу Фоме и обнов­ле­нии мира. Свя­ти­тель Гри­го­рий вот как гово­рит о раз­ли­чии Пасхи и Анти­пасхи: «То был день спа­се­ния, а это — день вос­по­ми­на­ния спа­се­ния. Тот день раз­гра­ни­чи­вает собой погре­бе­ние и вос­кре­се­ние, а этот есть только день нового рож­де­ния, чтобы, как первое тво­ре­ние начи­на­ется днем недель­ным (а это видно из того, что седь­мой от него день дела­ется суб­бо­той, потому что он день упо­ко­е­ния от дел), так и второе тво­ре­ние начи­на­лось опять тем же днем, потому что он есть первый в числе после­ду­ю­щих за ним и вось­мой в числе пред­ше­ству­ю­щих ему».

Всё бого­слу­же­ние Анти­пасхи совер­ша­ется по Триоди цвет­ной по чину дву­на­де­ся­тых Гос­под­ских празд­ни­ков, хотя сам день к таким празд­ни­кам фор­мально не отно­сится. Можно назвать Анти­пасху «три­на­дца­тым дву­на­де­ся­тым празд­ни­ком» (осо­зна­вая всю услов­ность такой тер­ми­но­ло­гии).

Этот празд­ник откры­вает собой период после Вели­кого поста, Страст­ной и Свет­лой седмиц, когда вновь начи­нает совер­шаться Таин­ство Брака.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки