Воскресенье

Литература по теме

Воскресе́нье (Неделя, день Господень) – день недели, следующий после субботы и предваряющий понедельник, которым начинается седмичный круг православного богослужения (богослужебная седмица). Назван так в память воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа.

Официальным днём отдыха воскресенье стало при св. равноапостольном императоре Константине Великом в 321 году.

voskrese ne 1 – Воскресенье

В евангельских повествованиях о Воскресении Христовом именуется «первый день недели» (Лк.24:1, Ин.20:1, Деян.20:7). В церковно-богослужебных книгах называется еще Неделей, т.к. в этот день не положено работать, загружать себя житейскими делами (не-деля), но следует посвящать его молитве, чтению духовной литературы и совершению добрых дел.

Воскресенье уже в апостольское время стало обычным днем совершения Таинства Евхаристии и днем воспоминания Воскресения Христова. Одно из самых ранних свидетельств об особом значении первого дня недели содержится в первом послании к Коринфянам, где апостол Павел рекомендует коринфским христианам собирать в этот день пожертвования (1Кор.16:2). Здесь нет ясных указаний на церковное собрание в этот день, однако они не исключаются, тем более что в книге Деяний говорится о собрании христиан Троады для евхаристической трапезы именно в первый день недели (Деян.20:7). К концу I века празднование воскресного дня утвердилось настолько, что он получил названия дня Господня (см. греческий вариант текста: Откр.1:10).

Во II веке, несомненно, воскресенье уже было основным днем богослужебных собраний христиан. Некий «установленный день» для церковных собраний упоминает Плиний Младший в своем письме о христианах. О совершении Евхаристии по воскресеньям говорится в «Дидахе» и у мученика Иустина Философа. Участие в воскресном евхаристическом собрании стало одной из главных обязанностей христианина.

Воскресенье как день радости несовместимо с постом или трауром. Это отражено в ряде церковных канонов, запрещающих пост (64-е апостольское правило; 18-е правило Гангрского собора. Исключением из этого древнего правила на Востоке постепенно стали воскресные дни Четыредесятницы, см.: 56-е правило Трулльского собора) и коленопреклонение (15-е правило св. Петра Александрийского; 20-е правило I Вселенского собора; 91-е правило св. Василия Великого; 90-е правило Трулльского собора) в воскресенье. Главный признак воскресной радости – это обязательное совершение Таинства Евхаристии. Другим выражением радости являлась замена повседневных одежд более ценными и светлыми. Кроме того существуют ограничения в практике поминовения усопших в воскресные дни. Относительно этой практики свт. Афанасий (Сахаров) даёт следующее объяснение: «Строй службы воскресных дней исключает всякую возможность присоединения к нему гласных заупокойных молитвословий и в какой-либо форме гласного поминовения усопших, как не соответствующих праздничному торжеству ежеседмичной Пасхи. Сохраняются лишь краткие общие поминальные формулы на сугубой ектении вечерни, утрени и литургии и на заключительной ектении полунощницы и повечерия».

Воскресенье также является днем отдыха. В этот день христиане издревле отлагали житейские заботы ради участия в воскресном богослужении, о чем упоминает Тертуллиан. У церковных авторов IV–V вв. необходимость прекращения работы по воскресеньям связывается уже не столько с обязанностью участвовать в богослужении в этот день, сколько со святостью воскресного дня как такового. На Западе с VI века получило распространение мнение, что отдых в воскресенье заменяет собой субботний покой, предписанный законом Моисея (Исх.20:8-11; Втор.5:12-15). Эта же трактовка находится в ряде известных православных катехизисов, где 4-я заповедь декалога о праздновании субботы относится к празднованию христианами воскресенья. Согласно другому объяснению, воскресный день понимается не как замена субботы, а как новый праздничный день, день Воскресения и начала новой жизни во Христе. Житейские попечения, в таком случае, отменяются не ради покоя как такового, а для участия в богослужении, совершения духовных подвигов и добрых дел.

Церковные каноны о воскресном дне

  • 80-е правило Трулльского собора гласит: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из причисленных к клиру, или мирянин не имеет никакой настоятельной необходимости или затруднительного дела, побуждающих его долго отсутствовать в своей церкви, но, оставаясь в городе, три воскресных дня в течение трех недель не приходит в собрание, то, если он клирик, да будет извержен; если же мирянин – да будет отстранен от общения».
  • 29-е правило Лаодикийского собора предписывает «день воскресный преимущественно праздновать».
  • Карфагенский собор в 72-м правиле запрещает зрелища и игры «в день воскресный».
  • 19-е правило Трулльского собора говорит об обязанности предстоятелей произносить перед народом поучения, особенно в воскресный день.
  • 66-е правило Трулльского собора говорит о необходимости посещения верными храма в Светлую седмицу, начиная со дня Воскресения Христова.

Можно ли работать в воскресенье?

29-й канон Лаодикийского собора предписывает верующим в воскресенье оставлять «все дела, если только могут». Византийский толкователь патриарх Феодор Вальсамон дает по данному поводу такой комментарий: «То, чтобы не работать в воскресный день, [отцы] не принудительно заповедали, но присовокупили: если могут верные. Ибо если кто по бедности или по другой какой-либо необходимости будет работать и в воскресный день, не подвергнется осуждению». Таким образом, общей нормой является не работать по воскресеньям и быть на Божественной литургии, однако из этого могут быть сделаны исключения (особенно это касается профессий, которые требуют ежедневного труда – полиция, служба спасения, работа в больнице и т.п.). Бытовые дела, не требующие много времени, не возбраняются.

В данном случае лучше говорить о неуместности работы в малую Пасху, чем о всеобщем безусловном запрете.
Кроме того, важна цель отмены работы в день Господень: работа отменяется не ради покоя как такового, а для участия в богослужении, духовного делания и помощи ближним. Общепринято начинать празднование дня совершения Евхаристии и воспоминания Воскресения Христова с вечера субботы и оканчивать вечером воскресенья.

На каком основании Церковь заменила заповедь о соблюдении субботы на празднование воскресенья?

Обряды и празднования Ветхого Завета имели прообразовательное значение (Кол.2:16-17). Они исполнили свое предназначение, и поэтому Церковь не следует ветхозаветным предписаниям в их обрядовой части. В отличие от других заповедей декалога, которые являются нравственными предписаниями, неизменными во все времена, предписание о субботе является обрядовым. С отменой прочих обрядовых предписаний закона Моисеева, соблюдение субботы перестало быть обязательным для христиан. Однако обязанность особым образом посвящать некоторое время Богу, актуально независимо от эпохи. Наиболее подходящим для этого временем является воскресный день, поскольку «в этот день Воскресением Иисуса Христа Господа нашего совершилось обновление всего мира, и освобождение рода человеческого от рабства диавольского» (Православное исповедание, Ч. 3, вопрос 60). Поэтому в Церкви с апостольского периода установился обычай богослужебного празднования воскресного дня, который также стал временем совершения добрых дел и отдыха.

Цитаты о воскресенье

«В седьмой день отдыхай.
Как отдыхать? Помни, отдых может быть лишь рядом с Богом и в Боге. На этом свете нигде больше истинного отдыха не найти, ибо этот свет бурлит, как некий водоворот.
Посвяти седьмой день целиком Богу, и тогда воистину отдохнешь и исполнишься новых сил. Весь седьмой день думай о Боге, говори о Боге, читай о Боге, слушай о Боге и молись Богу. Так ты воистину отдохнешь и исполнишься новых сил».
свт. Николай Сербский

«Мы, прежде всего, должны освящать этот день общественною молитвою, как известно, совершаемою во храмах Божиих и в известной степени приноровленною к воспоминаемым в нем событиям и лицам. Участвуя в праздничном Богослужении, доставляющем нам богатый запас духовного удовольствия и освежения душа наша очищается от той суеты, какая приражается к ней в течение будничных дней и через это возвышается в область вечного своего назначения. Соответственно светло-радостному характеру праздничных дней, должна устрояться и вся жизнь наша в эти дни. Изливши свою любовь пред Богом в храме, православный христианин спешит излить ее и пред своими ближними в кругу собственной семьи.
Члены семьи, разъединенные обыкновенно в будничные дни каждый своим делом, в праздники собираются вместе, и, под влиянием Церкви, более и более укрепляется их семейный союз любви. Дома православный христианин, не занимаясь в праздничные дни обычными житейскими делами, направленными к снисканию материального пропитания, проводит свободное от общественной молитвы время в чтении слова Божия, особенно тех мест его, которые относятся к празднику, в душеспасительном чтении других книг религиозно-нравственного содержания, полезных «светских» книг, в приличествующих празднику беседах и разговорах, – и семья невольно проникается тем духом, какой дышит в песнопениях церковных, положенных в праздничные дни. Посещая в праздники родных и знакомых, православный христианин желает разделить с ними радость праздничного дня, и если принимает в их домах, или в собственном доме участие в каких-либо невинных развлечениях и увеселениях, то он помнит, что все должно совершаться благопристойно и чинно (1Кор.14:40. Ср. 7:31).
Праздничная радость христианина должна быть полная. Притом же жизнерадостное настроение в праздничные дни способно действовать на нас освежающим образом, давая нам возможность с новым запасом сил и с большею охотою на следующий день снова приняться за свои обычные занятия. По той же причине празднику свойственна лучшая пища и лучшая одежда, и мы, позволяя себе это, не должны забывать, что все делаем в славу Божию (1Кор.10:31).
Если в праздничные дни должно уклоняться от обычных мирских дел, невинных и полезных для земной жизни, то тем более не должно омрачать святость этих дней грубыми забавами и порочными удовольствиями, лишающими христианина того благодатного ободрения и утешения, какие получены им в храме при праздничном Богослужении. Наконец, истинный христианин считает своим долгом освящать праздники добрыми делами в пользу нуждающихся ближних. Бедные люди ждут с нетерпением этих светло-радостных дней, надеясь, что их вспомнит участие христианской любви».
протоиерей Николай Стеллецкий

«В этот день успокойся от всех мирских земных дел (Исх.20:10-11); освяти этот день, оставляя все житейские занятия, кроме самых необходимых. Всем подчиненным твоим и всем живущим с тобою под одним кровом, дай покой, чтобы все вы единодушно могли славить стяжавшего нас Своею смертию, воскресшего и совоскресившего наше естество. Памятуй о будущем веке, и поучайся во всех заповедях и оправданиях Господних, и испытуя себя, не преступил ли ты чего-либо, не сделал ли упущений, исправляй себя во всем. В то же время будь усерден к храму Божию, посещай собрания в нем, с искренней верой и непостыдной совестью причащайся Святого Тела и Крови Христовых, и положишь так начало строгой жизни, ты обновишь себя и приготовишься к принятию будущих вечных благ, ради них и в остальные дни [недели] не заботься излишне о земном, а в воскресенье, ревнуя о Боге, отложи заботу обо всем, кроме самого необходимого, без чего нельзя жить […] Подобно дню Господню проводи и прочие установленные Церковию великие праздники, соблюдая относительно их вышеизложенные наставления и предостережения».
свт. Григорий Палама

«Как не скорбеть о тех, которые не часто обращаются и приходят к общей матери всех – церкви? Какое бы ты представил мне занятие необходимее сего? Какое собрание полезнее? Или что тебе препятствует это делать? В неделе семь дней; и эти семь дней Бог разделил с нами не так, чтобы себе взял более, а нам дал менее; Он разделил их даже и не пополам: не три взял и не три дал, но тебе отделил шесть дней, а себе оставил один. А ты даже и в этот весь день не хочешь воздержаться от дел житейских; но, что делают святотатцы, на то дерзаешь и ты по отношению к сему дню, похищая и употребляя его на житейские заботы, тогда как он освящен и назначен для слушания духовных учений. И что говорить о целом дне? Что сделала вдовица по отношению к милостыне (Мк.12:41–44), то делай и ты по отношению ко времени дня. Та положила две лепты, и заслужила великое благоволение у Бога: и ты употреби для Бога два часа, и внесешь в дом твой добычу бесчисленных дней. А если не хочешь, то смотри, чтобы тебе не погубить трудов целых лет за то, что не хочешь на малую часть дня воздержаться от земных попечений!
Если ты приходишь сюда в год раз или два, то скажи мне, чему необходимому мы можем научить тебя, касательно души, тела, бессмертия, Царства Небесного, муки, геенны, долготерпения Божия, прощения, покаяния, крещения, оставления грехов, твари горней и дольней, природы человеческой, ангелов, коварства демонов, ухищрений диавола, нравов, догматов, правой веры, нечестивых ересей? Все это, и еще гораздо больше этого, христианин должен знать и во всем этом давать ответ, когда его спросят. А вы из этого и самой малой части узнать не можете, собираясь сюда однажды, и то мимоходом, и то по случаю праздника, а не по благочестивому душевному расположению».
свт. Иоанн Златоуст

«Я не могу, поститься в воскресный день; устанавливать пост в этот день – значит не верить воскресению Христа».
свт. Амвросий Медиоланский

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka