Апо­столь­ские мужи

***

Апо́стольские мужи – ряд цер­ков­ных писа­те­лей, живших в конце I в. — первой поло­вине II в., бывших совре­мен­ни­ками, само­вид­цами, уче­ни­ками, сотруд­ни­ками апо­сто­лов.

К числу апо­столь­ских мужей отно­сят: Игна­тия Бого­носца, апо­стола из 70-ти Вар­наву, сщмч. Кли­мента Рим­ского, сщмч. Поли­карпа Смирн­ского, автора «Посла­ния Вар­навы», автора «Пас­тыря Ермы», и неко­то­рых других цер­ков­ных писа­те­лей.

Наи­бо­лее важные из их сочи­не­ний: Первое посла­ние Игна­тия Антио­хий­ского (ок. 115 н.э.), Первое посла­ние Кли­мента Рим­ского (ок. 95 н.э.; так назы­ва­е­мое Второе посла­ние Кли­мента пред­став­ляет собой гомилию, отно­ся­щу­юся при­мерно к 130 н.э.) и серия виде­ний, извест­ных под назва­нием Пас­тырь Ермы. В этот ряд обычно вклю­чают еще Учение две­на­дцати апо­сто­лов (Дидахе), настав­ле­ние по нрав­ствен­но­сти и бого­слу­жеб­ной прак­тике; т.н. Посла­ние Вар­навы и изящ­ную апо­ло­гию хри­сти­ан­ской веры, извест­ную под назва­нием Посла­ние Дио­гнету. Муче­ни­че­ство Поли­карпа (ок. 155 н.э.) обычно замы­кает этот ряд.

***

Мужи апо­столь­ские

Нико­лай Дмит­ри­е­вич Таль­берг

Под назва­нием Мужей апо­столь­ских известны в Исто­рии Церкви непо­сред­ствен­ные уче­ники апо­сто­лов, лично общав­ши­еся с ними и нередко бывшие их бли­жай­шими сотруд­ни­ками. Тво­ре­ния их носят харак­тер писа­ний апо­столь­ских, – и это состав­ляет их отли­чи­тель­ную черту. К ним при­над­ле­жат:

Ап. Вар­нава. Имя его было Иосия. Апо­столы назы­вали его Вар­на­вой, что значит «сын уте­ше­ния». Он был иудеем рас­се­я­ния с ост­рова Кипр, при­над­ле­жал к сосло­вию леви­тов. По пре­да­нию он был в числе 70 уче­ни­ков Спа­си­теля. В хри­сти­ан­ской Церкви он явля­ется дей­ству­ю­щим на самых первых порах. Он продал свою землю и выру­чен­ные за нее деньги поло­жил к ногам апо­сто­лов. Он пред­ста­вил Савла апо­сто­лам, как чудесно обра­щен­ного. Он с Павлом осно­вал Цер­ковь из языч­ни­ков в Антио­хии и являлся рев­ност­ным сотруд­ни­ком его, в про­по­веди среди евреев рас­се­я­ния и языч­ни­ков. Когда апо­столы разо­шлись на про­по­ведь, то Вар­нава местом своей дея­тель­но­сти избрал Кипр, где и умер смер­тью муче­ника, уже после раз­ру­ше­ния Иеру­са­лима в 70 году. Ему при­пи­сы­ва­ется одно посла­ние, кото­рое с самых древ­них времен было известно под его именем. Он дока­зы­вает, что Ветхий Завет должен усту­пить место Новому и предо­сте­ре­гает уве­ро­вав­ших во Христа от увле­че­ния иудей­ством. Писал он о путях жизни.

Св. Дио­ни­сий Аре­о­па­гит. Родился в Афинах от знат­ных роди­те­лей, путе­ше­ство­вал для при­об­ре­те­ния обра­зо­ва­ния, впо­след­ствии зани­мал долж­ность члена аре­о­пага. Обра­тил его ап. Павел своей про­по­ве­дью в аре­о­паге (54 г). и поста­вил первым епи­ско­пом Афин­ским. Рев­ностно забо­тился о рас­про­стра­не­нии веры, для чего отправ­лялся в разные страны. Скон­чался муче­ни­че­ски, но неиз­вестно точно, где именно и когда. Известны его труды: О небес­ной иерар­хии, О цер­ков­ной иерар­хии, Об именах Божиих, О таин­ствен­ном бого­сло­вии и десять писем к разным лицам. Сочи­не­ния эти харак­терны воз­вы­шен­ным и глу­бо­ко­мыс­лен­ным бого­сло­вием.

Св. Кли­мент, третий епи­скоп Рим­ский (92–101). В хри­сти­ан­ство он обра­щен ап. Петром. Был сотруд­ни­ком ап. Павла в рас­про­стра­не­нии Церкви, как сви­де­тель­ствует об этом сам Павел. Свою веру запе­чат­лел муче­ни­че­ской кон­чи­ной при Траяне. Памят­ни­ком его дея­тель­но­сти оста­лось его посла­ние к корин­фя­нам. Коринф­ская цер­ковь знала, с самого начала своего, раз­де­ле­ния, и их настав­лял ап. Павел. Впо­след­ствии там неко­то­рые дошли до сомне­ния в истине вос­кре­се­ния мерт­вых. Бла­го­мыс­ля­щие и обра­ти­лись к св. Кли­менту, тем более, что неверы отло­жи­лись от своей иерар­хии. Св. Кли­мент, про­ник­ну­тый духом апо­столь­ской любви и кро­то­сти, при­зы­вал свое­воль­ных корин­фян сми­риться, пока­яться и поко­риться своей иерар­хии. Обли­чал он заблуж­де­ния их отно­си­тельно вос­кре­се­ния мерт­вых. Посла­ние св. Кли­мента поль­зо­ва­лось боль­шим ува­же­нием в древ­ней Церкви, так, что чита­лось при бого­слу­же­нии наравне с кни­гами апо­столь­скими. Св. Кли­менту при­пи­сы­ва­ются еще неко­то­рые сочи­не­ния, но нет твер­дой уве­рен­но­сти, что они напи­саны им.

Св. Игна­тий Бого­но­сец, епи­скоп Антио­хий­ский, ученик ап. Иоанна Бого­слова, в 107 г. по при­ка­за­нию Траяна бро­шен­ный в Риме на рас­тер­за­ние львам. Име­ются семь его посла­ний, напи­сан­ных во время доставки его в Рим на казнь: посла­ния к ефе­ся­нам, маг­не­зи­а­нам, трал­лий­цам, рим­ля­нам (из Смирны), к Поли­карпу, еп. Смирн­скому, смир­ня­нам и фила­дель­фий­цам (из Троады). Он убеж­дал их сохра­нять правую веру, пови­но­ваться Бого­учре­жден­ной иерар­хии, в осо­бен­но­сти епи­ско­пам. По отзыву св. Поли­карпа, посла­ния св. Игна­тия содер­жат в себе образцы веры, тер­пе­ния и вся­кого нази­да­ния о Гос­поде.

Св. Поли­карп, епи­скоп Смирн­ский, люби­мый ученик ап. Иоанна Бого­слова, им постав­лен­ный во епи­скопа Смирн­ского. Он дожил до глу­бо­кой ста­ро­сти и заму­чен в 167 г. во время гоне­ний при Марке Авре­лии. Он писал много посла­ний хри­сти­а­нам сосед­них Церк­вей для укреп­ле­ния их в чистой и правой вере. Сохра­ни­лось только посла­ние к филип­пий­цам. Боролся он против ере­ти­че­ских суж­де­ний, глав­ным обра­зом, доке­тов, гово­рил, что тот, кто не испо­ве­дует при­ше­ствие Иисуса Христа во плоти, тот анти­христ.

Св. Ерм еще в древ­но­сти при­зна­вался тем Ермом, кото­рому ап. Павел посы­лал при­вет­ствие (посла­ние к рим­ля­нам). Родом грек, он про­жи­вал в Риме во второй поло­вине 1 века. При­над­ле­жа­щая ему книга «Пас­тырь» была известна еще в древ­но­сти и поль­зо­ва­лась боль­шим ува­же­нием в Церкви. Она раз­де­ля­ется на три мень­шие книги: в первой изло­жены четыре виде­ния Ерма, во второй 12 запо­ве­дей, сооб­щен­ных ему пас­ты­рем: о мило­сер­дии, пока­я­нии и т.п., в тре­тьей 10 прит­чей или срав­не­ний, направ­лен­ных к изъ­яс­не­нию разных истин хри­сти­ан­ского веро­уче­ния. Ерму настав­ле­ния сооб­щал Ангел в виде пас­тыря.

Св. Папий, епи­скоп Иера­поль­ский во Фригии, ученик ап. Иоанна и друг св. Поли­карпа Смирн­ского. По пре­да­нию, он скон­чался муче­ни­че­ски при Марке Авре­лии. Ему при­пи­сы­ва­ются пять сочи­не­ний под загла­вием «Изъ­яс­не­ние Гос­под­них изре­че­ний», из кото­рых сохра­ни­лось только несколько отрыв­ков. Он не огра­ни­чи­вался изу­че­нием св. Писа­ния, но и соби­рал устные рас­сказы о делах и учении Спа­си­теля и апо­сто­лов, осно­вы­ва­ясь на непи­сан­ном пре­да­нии. Вслед­ствие не всегда доста­точ­ной про­верки мате­ри­ала, у него встре­ча­ются непра­виль­но­сти.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки