Совесть. Иуда

Совесть. Иуда

Сюжет

Картина отсылает нас к эпизоду предательства Иисуса Христа: «Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк. 22:47-49).

Описание

Перед зрителями разворачивается трагическая картина предательства одного из учеников Иисуса Христа. Мы видим одинокую фигуру, закутанную в шерстяной плащ как в кокон, освещенную мертвенным лунным светом. Перед ним по дороге стражники уводят Спасителя на муки. На большом отдалении от него едва различимые люди с факелами уводят Христа. За этой группой людей, которая вот-вот исчезнет из виду, спешат любимые ученики Христа – Пётр, Иоанн. Иуда не решается идти вслед за всеми, слишком тяжел груз предательства на его душе. Он стоит в нерешительности, осознавая весь ужас своего поступка, и уже не сможет простить и оправдать самого себя. Предатель молча взирает на уходящих людей, словно превратившийся в соляной столб. Он застыл, ничего не чувствуя, ничего не ощущая. Целью художника было показать отчаяние и опустошенность человека, совершившего преступление, но не раскаявшегося.я.

В отличие от Апостола Петра, отрекшегося трижды от своего Учителя, но впоследствии принесшего ценные плоды покаяния, Иуда не сделал этого. Ссутулившаяся спина Иуды выражает его мучительную нерешительность, она оказывается более выразительной и говорящей, чем его лицо.«Лицо Иуды не важно и все попытки его выразить бесцельны и ни к чему не привели», – писал Ге, объясняя, что дело не в том, чтобы передать на картине выражение лица Иуды – оно ничего не даст для понимания его личности, а в том, чтобы поставить его лицом к лицу с преступлением, которое он совершил.

История

Картина написана художником в 1891 году и входтит в состав так называемого «Страстного цикла»: «Выход с Тайной вечери» (1889), «Что есть истина? Христос и Пилат» (1890), «Суд синедриона. «Повинен смерти!» (1892), «Христос и разбойник» (1893, картина явилась подготовительной для написания другого полотна «Распятие»), «Голова распятого Христа» (1893, также явилась подготовкой для создания «Распятия») и наконец само «Распятие», созданное в нескольких вариантах.

Художник отмечал, что данный сюжет чрезвычайно дорог для него, а над живописным решением картины он работал мучительно долго, дважды бросал, потом опять возвращался к ней и найденную композицию считает удачной и вполне отвечающей его замыслу. Иуду, после длительных размышлений, художник считал первообразом (или, как сказали бы в ХХ веке – архетипом) предательства. В письме А.С.Рождествену он объяснял: «Такой Иуда – в каждом из нас, когда мы остановились и не можем бежать за тем, кто наш Идеал, наша жизнь, смысл нашей жизни. Вот эта связь зрителя с положением Иуды и дала название этой картине «Совесть».

Критика

В оценке картины известные критики разошлись во мнениях. Н.К. Михайловский и художник Павел Чистяков высказывали достаточно резкие суждения. Даже искренне симпатизирующие Ге художники И. Репин и В. Поленов оценили картину как очень слабую – и по замыслу, который оставался непонятен зрителю, и по композиции, и по прорисовке фигуры Иуды и других персонажей. В картине не нравилось даже то, как нарисованы лунный свет и дорога.

Однако были и другие отзывы. Так, критик Н.Д. Ахшарумов отечал, что «Фигура на первом плане – это Иуда, но не тот грубый злодей, каким его рисовали многие. Нет, это величественный, исполненный мрачной красоты образ, в котором вы видите тип того энергического, живучего племени и народа, против черствого, жестко-практического и материального духа которого боролся Иисус. Это все иудейство <…> воплощенное в одном живом человеке, еще недавно избранном члене небольшого кружка реформаторов, но теперь разрывающим с ними связь, конечно, не вследствие мелкой обиды или копеечной жадности, а потому, что он с ними не мог сойтись <…> Посмотрите на это лицо: это отступник в полном значении слова, но это не тот мелкий шпион и предатель, который продал учителя за дешевую цену <…> Нет, тридцать серебряников играют тут роль простой формальности <…>».

Рекомендуемая литература

Комментировать