Архиерейский собор

Аудио-версия статьи

***

Архиере́йский Собор — кано­ни­че­ский орган высшей власти и управ­ле­ния в помест­ной Церкви.

arhierejskij sobor - Архиерейский собор

Кано­ни­че­ская основа управ­ле­ния в авто­ке­фаль­ной помест­ной Церкви осно­вы­ва­ется на 34‑м апо­столь­ском пра­виле: «Епи­ско­пам вся­каго народа подо­бает знати пер­ваго в них, и при­зна­вати его яко главу, и ничего пре­вы­ша­ю­щего их власть не тво­рити без его раз­суж­де­ния: тво­рити же каж­дому только то, что каса­ется до его епар­хии и до мест к ней при­над­ле­жа­щих. Но и первый ничего да не творит без раз­суж­де­ния всех. Ибо тако будет еди­но­мыс­лие, и про­сла­вится Бог о Гос­поде во Святом Духе, Отец и Сын и Святый Дух». Данное пра­вило запре­щает пер­вен­ству­ю­щему епи­скопу дей­ство­вать в своей роли само­властно и без общего согла­сия своих сослу­жи­те­лей.

IV Все­лен­ский Собор уста­но­вил, что «согласно пра­ви­лам святых отец, чтобы в каждой обла­сти епи­скопы дважды в году соби­ра­лися во едино, где назна­чит епи­скоп мит­ро­по­лии, и исправ­ляли все, что откро­ется» (пра­вило 19). Трулль­ский Собор внес изме­не­ние в пери­о­дич­ность в созыве Собо­ров, не меняя их состава: «Но как по при­чине набе­гов вар­ва­ров, и по иным слу­чай­ным пре­пят­ствиям, пред­сто­я­тели церк­вей не имеют воз­мож­но­сти состав­ляти Соборы дважды в году, то раз­суж­дено: для могу­щих, как веро­ятно, воз­ни­кати цер­ков­ных дел, в каждой обла­сти, все­мерно быти Собору выше­ре­чен­ных епи­ско­пов еди­но­жды в лето...» (8 пра­вило). Обя­зан­ность созы­вать Соборы и быть пред­се­да­те­лем на них, согласно кано­нам, воз­ла­га­ется на мит­ро­по­лита как на главу помест­ной Церкви.

Каноны не знают Собо­ров, в кото­рых бы при­ни­мали уча­стие пре­сви­теры, диа­коны и миряне. В исто­рии древ­ней Церкви бывало, что они участ­во­вали, но не имея кано­ни­че­ских пол­но­мо­чий.

Впо­след­ствии, в Пат­ри­ар­ха­тах, ана­ло­гично высшей цер­ков­ной власти в древ­них авто­ке­фаль­ных мит­ро­по­лиях, управ­ле­ние Цер­ко­вью осу­ществ­ля­лось через Пред­сто­я­теля и Собор епи­ско­пов. Но поскольку с регу­ляр­но­стью соби­рать епи­ско­пов обшир­ных обла­стей было очень неудобно, еще в эпоху Все­лен­ских Собо­ров появи­лись посто­ян­ные соборы при Пат­ри­ар­ших кафед­рах, или архи­ерей­ские синоды. Слово «синод» (греч. σύνοδος) обо­зна­чает собор, но в нашем языке его стали исполь­зо­вать в зна­че­нии «малого посто­янно дей­ству­ю­щего собора». Среди них важ­ней­шим был Кон­стан­ти­но­поль­ский синод, бла­го­даря суще­ство­ва­нию кото­рого Пат­ри­арх всегда имел воз­мож­ность собрать доста­точ­ное коли­че­ство епи­ско­пов для того, чтобы соборно при­нять какое-либо реше­ние.

Во всех помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вах Архи­ерей­ский Собор высту­пает   орга­ном высшей власти и управ­ле­ния. В разных Церк­вах он имеет раз­лич­ные офи­ци­аль­ные назва­ния: в Бол­гар­ской – Свя­тей­ший Синод в полном составе, в Серб­ской  – Святой Архи­ерей­ский Собор, в Эллад­ской – Свя­тей­ший Архи­ерей­ский Синод, в Румын­ской  – Свя­щен­ный Синод.

В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви исто­ри­че­ски высшее управ­ле­ние осу­ществ­ля­лось неоди­на­ково.

В доси­но­даль­ный период высшая власть при­над­ле­жала мит­ро­по­литу (впо­след­ствии Пат­ри­арху) с Собо­ром епи­ско­пов.

В сино­даль­ный период (1721–1917) – Свя­тей­шему Пра­ви­тель­ству­ю­щему Синоду. Он полу­чил обще­цер­ков­ное при­зна­ние в ста­тусе посто­ян­ного Собора, име­ю­щего равную власть с восточ­ными Пат­ри­ар­хами, и поэтому име­но­вался «Свя­тей­шим». Рус­ский Синод, в отли­чие от Сино­дов, кото­рые были при восточ­ных Пат­ри­ар­хах, не вос­пол­нял, а заме­нял власть Пат­ри­арха, в каче­стве выс­шего органа цер­ков­ной власти.

Помест­ный Собор 1917 года вынес поста­нов­ле­ние, согласно кото­рому, «в Пра­во­слав­ной Рос­сий­ской Церкви высшая власть — зако­но­да­тель­ная, адми­ни­стра­тив­ная, судеб­ная и кон­тро­ли­ру­ю­щая — при­над­ле­жит Помест­ному Собору, пери­о­ди­че­ски, в опре­де­лен­ные сроки созы­ва­е­мому в составе епи­ско­пов, кли­ри­ков и мирян». Также было вос­ста­нов­лено Пат­ри­ар­ше­ство, и Пат­ри­арх был при­знан первым между рав­ными ему епи­ско­пами.

Помест­ный Собор 1945 года принял «Поло­же­ние об управ­ле­нии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви», где ука­зы­ва­ется, что «Пат­ри­арх для реше­ния назрев­ших важных цер­ков­ных вопро­сов созы­вает с раз­ре­ше­ния Пра­ви­тель­ства Собор прео­свя­щен­ных архи­ереев и пред­се­да­тель­ствует на Соборе», а про Собор, в кото­ром при­ни­мают уча­стие кли­рики и миряне, ска­зано, что он соби­ра­ется лишь тогда, «когда тре­бу­ется выслу­шать голос клира и мирян и име­ется внеш­няя воз­мож­ность к созыву Помест­ного Собора» (I,7). Таким обра­зом, в данном доку­менте впер­вые зако­но­да­тельно раз­ли­ча­ется две инстан­ции высшей цер­ков­ной власти: Помест­ный и Архи­ерей­ский Собор, хотя пери­о­дич­ность в их созыве не преду­смат­ри­ва­ется.

Помест­ным Собо­ром 1988 года был принят «Устав об управ­ле­нии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви». В Уставе выс­шими орга­нами цер­ков­ной власти и управ­ле­ния назы­ва­ются Помест­ный и Архи­ерей­ский собор, а также Свя­щен­ный Синод, кото­рый воз­глав­ля­ется Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом. Здесь Архи­ерей­ский Собор ста­вится в под­чи­не­ние Помест­ному, послед­ний созы­ва­ется Пат­ри­ар­хом (или Место­блю­сти­те­лем) и Свя­щен­ным Сино­дом, когда необ­хо­димо, но не менее чем раз в 5 лет. Его состав­ляют епи­скопы, кли­рики, мона­ше­ству­ю­щие и миряне (II,2). Архи­ерей­ский Собор имеет пол­ноту высшей цер­ков­ной власти в период между Помест­ными Собо­рами (III,2).

Архи­ерей­ским Собо­ром 2000 года был принят новый «Устав Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви», кото­рый гласит, что «высшая власть в обла­сти веро­уче­ния и кано­ни­че­ского устро­е­ния при­над­ле­жит Помест­ному Собору» (II,1), а в период между Архи­ерей­скими Собо­рами Цер­ко­вью управ­ляет Свя­щен­ный Синод под пред­се­да­тель­ством Свя­тей­шего Пат­ри­арха (V,1). В полном согла­сии с кано­ни­че­скими нор­мами здесь фор­му­ли­ру­ется статус Архи­ерей­ского Собора как «выс­шего органа иерар­хи­че­ского управ­ле­ния» в Рус­ской Церкви (III,1). Согласно Уставу, он созы­ва­ется Пат­ри­ар­хом (или Место­блю­сти­те­лем) и Свя­щен­ным Сино­дом (III, 2). Изло­же­нию пол­но­мо­чий, обя­зан­но­стей и прочих осо­бен­но­стей работы Архи­ерей­ского собора посвя­щена третья глава «Устава» (послед­няя редак­ция 2017 года).

В Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церкви, кото­рая обла­дает пра­вами широ­кой авто­но­мии в составе Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, Архи­ерей­ский Собор также явля­ется орга­ном выс­шего управ­ле­ния, как и в Бело­рус­ском экзар­хате.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки