Архиерейский собор

Литература по теме

Архиере́йский Собор — канонический орган высшей власти и управления в поместной Церкви.

arhierejskij sobor - Архиерейский собор

Каноническая основа управления в автокефальной поместной Церкви основывается на 34‑м апостольском правиле: «Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его разсуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без разсуждения всех. Ибо тако будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святый Дух». Данное правило запрещает первенствующему епископу действовать в своей роли самовластно и без общего согласия своих сослужителей.

IV Вселенский Собор установил, что «согласно правилам святых отец, чтобы в каждой области епископы дважды в году собиралися во едино, где назначит епископ митрополии, и исправляли все, что откроется» (правило 19). Трулльский Собор внес изменение в периодичность в созыве Соборов, не меняя их состава: «Но как по причине набегов варваров, и по иным случайным препятствиям, предстоятели церквей не имеют возможности составляти Соборы дважды в году, то разсуждено: для могущих, как вероятно, возникати церковных дел, в каждой области, всемерно быти Собору вышереченных епископов единожды в лето...» (8 правило). Обязанность созывать Соборы и быть председателем на них, согласно канонам, возлагается на митрополита как на главу поместной Церкви.

Каноны не знают Соборов, в которых бы принимали участие пресвитеры, диаконы и миряне. В истории древней Церкви бывало, что они участвовали, но не имея канонических полномочий.

Впоследствии, в Патриархатах, аналогично высшей церковной власти в древних автокефальных митрополиях, управление Церковью осуществлялось через Предстоятеля и Собор епископов. Но поскольку с регулярностью собирать епископов обширных областей было очень неудобно, еще в эпоху Вселенских Соборов появились постоянные соборы при Патриарших кафедрах, или архиерейские синоды. Слово «синод» (греч. σύνοδος) обозначает собор, но в нашем языке его стали использовать в значении «малого постоянно действующего собора». Среди них важнейшим был Константинопольский синод, благодаря существованию которого Патриарх всегда имел возможность собрать достаточное количество епископов для того, чтобы соборно принять какое-либо решение.

Во всех поместных Православных Церквах Архиерейский Собор выступает   органом высшей власти и управления. В разных Церквах он имеет различные официальные названия: в Болгарской – Святейший Синод в полном составе, в Сербской  – Святой Архиерейский Собор, в Элладской – Святейший Архиерейский Синод, в Румынской  – Священный Синод.

В Русской Православной Церкви исторически высшее управление осуществлялось неодинаково.

В досинодальный период высшая власть принадлежала митрополиту (впоследствии Патриарху) с Собором епископов.

В синодальный период (1721–1917) – Святейшему Правительствующему Синоду. Он получил общецерковное признание в статусе постоянного Собора, имеющего равную власть с восточными Патриархами, и поэтому именовался «Святейшим». Русский Синод, в отличие от Синодов, которые были при восточных Патриархах, не восполнял, а заменял власть Патриарха, в качестве высшего органа церковной власти.

Поместный Собор 1917 года вынес постановление, согласно которому, «в Православной Российской Церкви высшая власть — законодательная, административная, судебная и контролирующая — принадлежит Поместному Собору, периодически, в определенные сроки созываемому в составе епископов, клириков и мирян». Также было восстановлено Патриаршество, и Патриарх был признан первым между равными ему епископами.

Поместный Собор 1945 года принял «Положение об управлении Русской Православной Церкви», где указывается, что «Патриарх для решения назревших важных церковных вопросов созывает с разрешения Правительства Собор преосвященных архиереев и председательствует на Соборе», а про Собор, в котором принимают участие клирики и миряне, сказано, что он собирается лишь тогда, «когда требуется выслушать голос клира и мирян и имеется внешняя возможность к созыву Поместного Собора» (I,7). Таким образом, в данном документе впервые законодательно различается две инстанции высшей церковной власти: Поместный и Архиерейский Собор, хотя периодичность в их созыве не предусматривается.

Поместным Собором 1988 года был принят «Устав об управлении Русской Православной Церкви». В Уставе высшими органами церковной власти и управления называются Поместный и Архиерейский собор, а также Священный Синод, который возглавляется Святейшим Патриархом. Здесь Архиерейский Собор ставится в подчинение Поместному, последний созывается Патриархом (или Местоблюстителем) и Священным Синодом, когда необходимо, но не менее чем раз в 5 лет. Его составляют епископы, клирики, монашествующие и миряне (II,2). Архиерейский Собор имеет полноту высшей церковной власти в период между Поместными Соборами (III,2).

Архиерейским Собором 2000 года был принят новый «Устав Русской Православной Церкви», который гласит, что «высшая власть в области вероучения и канонического устроения принадлежит Поместному Собору» (II,1), а в период между Архиерейскими Соборами Церковью управляет Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха (V,1). В полном согласии с каноническими нормами здесь формулируется статус Архиерейского Собора как «высшего органа иерархического управления» в Русской Церкви (III,1). Согласно Уставу, он созывается Патриархом (или Местоблюстителем) и Священным Синодом (III, 2). Изложению полномочий, обязанностей и прочих особенностей работы Архиерейского собора посвящена третья глава «Устава» (последняя редакция 2017 года).

В Украинской Православной Церкви, которая обладает правами широкой автономии в составе Русской Православной Церкви, Архиерейский Собор также является органом высшего управления, как и в Белорусском экзархате.

Цитаты об архиерейском соборе

«Весь ход дела на соборах был прямо направляем к тому, чтобы представить самые ясные и неопровержимый основания для окончательного заключения, которое обязаны были высказать уполномоченные властью божественною и доверием всей Церкви судьи в делах веры и благочестия, каковыми были епископы, и одни епископы. После окончательных рассуждений на соборе, подавали свои мнения одни епископы, и подавали без всякого стороннего принуждения или стеснения, по искреннему убеждению, с полною свободою и равноправностью, которую так живо охарактеризовал св. Киприан на соборе Карфагенском (258 г.), в своей речи, обращенной к присутствовавшим здесь епископам, пред подачею их мнений. „Никто из вас“, говорил он, „не считает себя епископом епископов, никто страхом не принуждает, как тиран, своих сотоварищей следовать своему мнению, потому что всякий епископ в силу своей свободы и власти имеет собственное мнение, и не может быть судим другим епископом, равно как и сам не может судить другого. Но все мы ждем суда Господа нашего Иисуса Христа, который один только имеет власть и поставлять вас для управления своею Церковью, и судить дела наши”. Из таковых свободно искренних, независимых мнений присутствовавших на соборе епископов, вследствие единогласия их, образовывалось одно решение, получавшее значение общего соборного, окончательного определения.
святитель Сильвестр (Малеванский)

«Мирянин или монах или кто-либо еще может до утверждения постановления и Соборного определения выступать на Соборах или в другом месте и подкреплять свои слова Священным Писанием, и его словам может быть отдано предпочтение. Но это происходит во время споров и рассмотрения их предмета, когда опытность в толковании Писания важнее власти тех или иных лиц. Когда вопрос тщательно рассмотрен и уже достаточно ясен, Собор определяет, в чем истина, и тогда уже закрывается дверь для каких бы то ни было противоречий, иначе Собор будет неистинным и неправедным. Так, Афанасий Великий противостоял арианским сборищам, как непоколебимый столп благочестия. И этому не противоречит то, что Епископы на Соборах должны быть и благонравными, и искусными в Писании. Но они имеют судебную власть не потому, что мудры, но как главные лица, то есть начальники, имеющие власть правосудия и чиноуправления в своих Церквях. Это же мы видим и в гражданском суде, где вельможи и судьи должны быть благими и в судах искусными, но это не значит, что если явится из народа человек, отличающийся благонравием и мудростью и превосходящий в этом остальных, то ему следует согнать вельможу или судью с его места и отобрать его».
митрополит Стефан (Яворский)

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки