Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Исход 30:18
сделай умывальник медный для омовения и подножие его медное, и поставь его между скиниею собрания и между жертвенником, и налей в него воды;
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Нил Синайский, прп. (†430)
- Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)
- Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
cотвори умывалницу медяну
Умывальница сия, поставленная для умовения между скиниею и алтарем, изображает духовную баню, в которой душа, омываясь от грехов, приуготовляется ко вхождению во внутреннюю скинию.
Нил Синайский, прп. (†430)
сделай умывальник медный для омовения и подножие его медное, и поставь его между скиниею собрания и между жертвенником, и налей в него воды
Умывальница, сделанная Моисеем, имела основание. Поэтому и очищение подвижника имеет нужду в твердости, терпении, всегдашней устойчивости и непоколебимом образ жизни.
Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)
сделай умывальник медный для омовения и подножие его медное, и поставь его между скиниею собрания и между жертвенником, и налей в него воды
Моисей ставит умывальник из меди, из которого священники должны были умываться и входить в святая святых, ибо Закон Божий прежде призывает нас омыться уколами совести, чтобы наша нечистота не оказалась препятствием для проникновения в чистоту тайн Божиих.
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
сделай умывальник медный для омовения и подножие его медное, и поставь его между скиниею собрания и между жертвенником, и налей в него воды
Под этим сосудом, или умывальником, как называется он в дальнейшем, можно понять прежде всего воду крещения, омовением в которой непременно очищаются все, кто приступает к дверям Церкви. Действительно, поскольку в скинии завета был расположен также жертвенник всесожжения, дважды в один и тот же день, утром и вечером, сами священники, когда входили в алтарь, чтобы вознести Господу фимиам, должны были совершать омовение – а водой крещения мы укрепляемся лишь однажды. Позже этот умывальник предоставляет нам омовение от угрызений совести и слез, с чем мы всегда имеем дело, но особенно, когда приближаемся к совершению небесных таинств.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Купанье
Купанье (IIЦар.11,2). Купанье и частые омовения у евреев предписывались даже законом Моисеевым (Исх.30,18, Лев.14,8 и др.). Причину сего можно видеть в том обстоятельстве, что при значительных жарах вообще на Востоке и в Палестине евреи подвергались сильному потению и затем при долговременных бездождиях и иногда сильных ветрах тела их покрывались пылью и мелким песком; потому-то для предохранения от болезней им по необходимости приходилось прибегать к частым купаньям и омовениям. Поэтому с вероятностью можно предполагать, что они скоро начали делать у себя и народные купальни или бани, которые у людей знатных и богатых устроивались при их собственных домах (IIЦар.11,2, Дан.13,15).
Для омовений в домах употреблялись каменные сосуды, наполненные водой (Ин.2,6). В книге Бытия (Быт.36,24) упоминаются также теплые воды; были и минеральные теплые воды, как, например, в Каллироэ при Мертвом море, в Гадаре – при Тивериадском озере и в других местах.
Из Евангелия от Иоана (Ин.5,2) мы знаем, что в Иерусалиме, у Овечьих ворот находилась купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов для лиц, одержимых различными болезнями. В этой-то купальне и был исцелен Господом 38-летний расслабленный.
Медь
Медь (Быт.4:22 и др.) – была туземным произведением в Палестине и находилась в горах Ханаанских (Втор.8:9). Она употреблялась во множестве для церковного употребления, а также для выделки оков (Суд.16:21), оружия, щитов, шлемов и музыкальных инструментов (1Пар.15:19;1Кор.13:1; 1Цар.17:5,6).
Д-р Вилькинсон говорит, что медь употреблялась в дело еще с самых ранних времен в Египте и что различное медное оружие, зеркала и др. украшения выделывались из меди в самый отдаленный от нашего времени период. Во времена Моисея жертвенник в притворе с его принадлежностями весь был обит медью, все принадлежности Скинии были также из меди (Исх.27). Умывальник между Скинией и жертвенником был весь медный, равно как два столба в храме Соломоновом и медное море были все вылиты из меди (Исх.30:18; 3Цар.7:15; 2Пар.4:15-18).
Кроме того, из меди делались языческие идолы и разные сосуды (Дан.5:4, Исх.38:3, Чис.16:39, Иер.52:18). Слово медь иногда употребляется как символическое выражение гордости и крайней безнравственности, а иногда служит эмблемой твердости и силы.
Умывальник, умывальница
Умывальник, умывальница ( Ин.13,5) – круглый сосуд, употребляемый при служениях в Скинии и обыкновенно делаемый из полированной блестящей меди или бронзы. Он стоял между Скинией собрания и жертвенником (Исх.30,18) несколько к югу от последнего, и священники обыкновенно омывали из него свои руки пред началом священнодействия.
Умывальником в храме Соломоновом служило литое из меди море, сделанное в громадных размерах и стоявшее на столбах с изображением львов и волов.
Умывальник служил эмблемой чистоты сердца.
Домашние умывальницы у евреев состояли из больших длинных кувшинов медных или деревянных и употреблялись ими для омовения ног гостям, омовения рук и т. п.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Умывальник медный (Ст. 18). Весьма замечательно в переводах всех западных, что Исх. 38:8, передан таким образом: «сделал (Веселиил) умывальник из меди зеркал женщин, находящихся у входа скинии». И наш славянский перевод дает подобное же чтение: «сотвори умывальницу медяную из зерцал постниц, яже постишася у дверей скинии». Многие комментаторы полагают, что при храме были набожные женщины, принимавшие обеты временные или постоянные, в роде обетов назорейских. Но другие полагают, что все женщины Израильские в числе приношений отдали зеркала свои на храм. Зеркала в древнем мире употреблялись металлические, и весьма часто медные. О. Герлах думает, что пожертвование зеркал означало также отказ от некоторых обрядов и суеверий Египетских; так, напр., известно, что во время праздников Изиды толпы женщин ходили в процессии, в белых платьях, с зеркалами в руках. Зеркало, как кажется, было в руках древних женщин необходимою принадлежностию туалета. Но, упомянув об этом мнении, мы не можем умолчать о том, что не только медь могла быть в значительном количестве у Израильтян, но и все способы обработки ее были у них в руках. Мы уже имели случай говорить, что народ Израильский должен был на пути своем занять Египетские медные рудники, с принадлежащими к ним медными заводами. Вследствие этого не было особенной надобности пожертвования женщинами зеркал.