Скрыть
Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.

Святые отцы

Прочие

Иларий Пиктавийский, свт. (†347)

Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова

Но прежде вместе с апостолами исцеляется толпа грешников. И хотя надлежало, чтобы сначала продолжалось избрание, предопределенное законом, предыдущее исцеление совершалось на глазах [кровоточивой] женщины над мытарями и грешниками. Поэтому она твердо верила, что, бросившись навстречу проходящему Господу и дотронувшись до Его одежды, она исцелится от кровотечения. И хотя она была одета в запятнанную одежду и осквернена пятнами внутреннего недуга, с верой поспешила дотронуться до края одежды Господа. Оказавшись среди апостолов, она, очевидно, коснулась дара Святого Духа, исшедшего от тела Христа, и тотчас же исцелилась. <…> Господь похвалил ее за веру и решительность, поскольку то, что было уготовано Израилю, обрел языческий народ.

Комментарии на Евангелие от Матфея

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова

Что же Христос? Он не захотел, чтобы она оставалась в неизвестности, но открыл и обнаружил ее по многим причинам. Некоторые безумные говорят, что Иисус Христос сделал это из любви к славе. Для чего, говорят они, Христос не оставил ее в неизвестности? Что ты говоришь, нечестивый и беззаконный?

Неужели, Тот любит славу, Кто и другим запрещает говорить, и Сам не упоминает о бесчисленных чудесах Своих? Итак, для чего же Он обнаруживает кровоточивую? Во-первых, Он освобождает ее от страха, чтобы она, угрызаемая совестью, как похитительница дара, не проводила жизнь в мучении. Во-вторых, исправляет ее, потому что она думала утаиться.

В-третьих, открывает всем веру ее, чтобы и другие соревновали ей. Да и показать, что Он знает все, есть столь же великое чудо, как и остановить течение крови. Наконец и начальника синагоги, который легко мог потерять веру, а с нею и все, исправляет примером жены.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 21-22 Ибо она говорила про себя [т. е. в душе своей]: Если я только коснусь одежды Его, то буду здорова: Иисус же, обратившись и видя ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова

Ибо она говорила про себя [т. е. в душе своей]: Если я только коснусь одежды Его, то буду здорова: Иисус же, обратившись и видя ее, сказал

По закону [Моисееву] прикоснувшийся к женщине, имеющей месячное очищение или кровоточивой, считался нечистым (Лев 15:19-32). Потому эта женщина прикасается к Господу, чтобы и самой очиститься от нечистоты крови.

дочь, имей твердую веру, твоя вера сделала тебя здравою; и женщина стала здравою с того часа

Она - дочь потому, что вера ее сделала ее здоровой. Он не сказал: «Твоя вера сделает тебя здравою», а: «Твоя вера сделала тебя здравою». В самом деле, ты здорова уже потому, что уверовала.

Толкование на Евангелие от Матфея

Августин Аврелий, блж. (†430)

Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова

Дочь начальника синагоги символизирует иудейский народ; а женщина символизирует Церковь из язычников. Господь Христос, рожденный от иудеев по плоти, явился во плоти этим самым иудеям; к язычникам же Он посылал, но Сам не ходил. Его телесная и видимая жизнь проходила в Иудее. Поэтому и апостол говорит: Разумею, что Христос сделался служителем для обрезанных - ради истины Божией, чтобы исполнить обещание отцам (ибо Аврааму было сказано: И благословятся в семени твоем все народы земли (Быт. 22:18), а для язычников - из милости, чтобы славили Бога (Рим. 15:8-9). Поэтому Христос был послан к иудеям. И Он шел, чтобы воскресить дочь начальника синагоги. Но появляется женщина и исцеляется: она исцеляется прежде всего по своей вере, а Спаситель словно пребывает в неведении. Ибо отчего Он говорит: Кто прикоснулся ко Мне (Мк. 5:30-31)? Неведение Бога - залог тайны. Это имеет какое-то [скрытое] значение, поскольку в неведении пребывает Тот, Кто не может пребывать в неведении. Что же это означает? Исцеленную Церковь из язычников, телесное присутствие которой не видит Христос, Чей голос говорит в Псалмах: Народ, которого я не знал, служит мне; по одному слуху о мне, повинуются мне (Пс. 17:44-45). Вся вселенная услышала и уверовала; народ же иудейский видел и распял на кресте, но затем и он пришел к Нему. Так что и иудеи уверуют, но в конце веков.

Проповеди

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 20-22 И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подошла сзади, прикоснулась к краю одежды Его. Ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова

Нечистая по своей болезни, женщина не подошла явно, опасаясь, чтобы не помешали ей. Хотя она считала возможным скрыться, однако верила, что получит здоровье, как только прикоснется к краю одежды. Но Спаситель открывает ее не из любви к славе, а чтобы для нашей пользы показать ее веру и чтобы уверовал начальник синагоги. «Дерзай» говорит Он ей потому, что она испугалась, как похитившая дар; «дщерью» же называет ее как верную. Показывает равно и то, что если бы она не имела веры, то не получила бы и благодати, хотя одежды Его и были святы. Передают, что эта женщина сделала статую Спасителя, у ног которой росла трава, помогавшая кровоточивым женам. Во времена Юлиана нечестивцы разбили ее.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова

Вера твоя спасла тебя: не труды наши, не добрые дела наши спасают нас от грехов наших и от скорбей наших, – мы это испытывали многократно, например, на молитве, и всякий испытал, – а вера наша. Вера всегда нас спасает. Как мы должны благодарить за это Господа!

Дневник. Том III. 1859–1860


Вера твоя спасла тебя – не заслуги, не дела, а одна вера. Не гордись же, спасаемый. Все милости туне подает Владыка, за одну веру твою истине, за одно то, что ни во что ставишь, как ложные, внушения духа лжи и веруешь истине.

Дневник. Том IV. 1860–1861

Евфимий Зигабен (†1118)

Иисус же обращься и видев ю, рече: дерзай, дщи, вера твоя спасе тя. И спасена бысть жена от часа того

Иисус же обращься и видев ю, рече: дерзай, дщи, вера твоя спасе тя

Матфей, как любитель краткости, пропустил все случившееся посредине, рассказав об одном только чуде, а Лука из точности рассказал все. Это найдешь в указанной главе.

И спасена бысть жена от часа того

Спасена бысть, т.е. выздоровела, как и Лука сказал: изцеле (Лк. 8,47). От часа, не от того, когда Христос сказал ей: дерзай, дщерь, но от того, когда она прикоснулась к краю одежды, как написали Марк (5, 29) и Лука (8, 44).

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова

(Мк. 5:30-34; Лк. 8:45-48). Сравнительно с рассказами Марка и Луки рассказ Матфея отличается большой краткостью. У Матфея передается только о том, что Спаситель, обратившись назад и увидев женщину, сказать ей, что ее вера спасла ее, и она стала здорова с того часа. У Матфея представляется не так ясно как у других синоптиков, в чем заключалась или отчего происходила боязнь женщины. Однако, что она действительно чего-то боялась, это можно вывести и из его рассказа, потому что она тайно прикасается ко Христу, а заговорить с Ним воспрепятствовали ей, конечно, ее боязнь или страх. “Дочь” в этом случае может служить добавлением к слову “дерзай”. Женщина должна быть смелою, потому что она не чужая Христу, а Его дочь, как и расслабленный (Мф. 9:2), как и все другие люди, верившие в Христа. Обращение, полное любвеобилия.

Толковая Библия

Троицкие листки (XIX в.)

Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова

А святой Матфей рассказывает короче: Иисус же, обратившись (посмотрев вокруг и остановив Свой Божественный взор на исцеленной) и увидев ее, одним взглядом милосердия вызвал в ней признание. Желая загладить свою вину, она забыла свою женскую стыдливость, трепеща от страха, пала перед Ним и перед всем народом, и рассказала Ему всю правду. Она, очевидно, боялась гнева Его, потому что Закон ясно гласил, что прикосновение кровоточивой делало человека нечистым до вечера. Она как бы так говорила: «Прости мне мое дерзновение, милосердный Господи! Целых двенадцать лет страдала я, несчастная; все потратила на врачей без пользы для себя; услышала, что другие так легко получают помощь от Тебя, Врача милосердного, они удостаиваются счастья принять Тебя в доме своем, а я, грешница, не смею и мечтать об этом, – я только прикоснулась к воскрилию риз Твоих святых и вот – я исцелилась… Не сочти же мое прикосновение осквернением для Себя!» Но прикосновение кровоточивой к Нему не только не осквернило Его, но еще и очистило ее саму. И Спаситель с отеческой любовью сказал ей: дерзай, дщерь! и в этом ласковом слове дщерь уже звучало для нее прощение – дерзай, не бойся, вера твоя соделала тебя чадом Божиим, она спасла тебя, иди с миром и будь здрава от болезни твоей. Дивно смирение нашего Господа!

Сотворив чудо, Он относит исцеление к вере исцеленной: «вера твоя спасла тебя!» Дивно преизбыточество Его благодати: поспешая на одно дело милосердия, Он являет Свое всемогущество и в другом. Дивно и Его премудрое милосердие. Он не потребовал от страдалицы всенародного признания своей болезни, почитавшейся нечистотой по Закону, прежде, чем исцелил ее, и таким образом очистил от этой нечистоты… Женщина с того часа, с той минуты, как она прикоснулась к ризам Спасителя, стала здорова. «Видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – превосходство жены перед начальником синагоги? Она не остановила, не спрашивала Мужа, но краями перст прикоснулась только к одежде Его, и придя последней, первая получила исцеление. Начальник синагоги Самого Врача вел в дом свой, а для нее довольно было и одного прикосновения». Эта остановка Господа, разговор Его с учениками, потом с женщиной, – все это было болезненным испытанием для убитого горестью отца, когда ему дорога была каждая минута, когда смерть быстро гасила последние искры жизни в страдалице-отроковице. Так впоследствии испытана была вера Марфы и Марии, когда они с болью сердца видели, что их возлюбленный брат Лазарь близился к могиле, а Господь, несмотря на это, медлил… Но как ни болезненно было это испытание для отца, мы не замечаем в нем никаких признаков нетерпеливости, и это, без сомнения, Господь вменил ему в заслугу. Несчастный Иаир слышал рассказ женщины и кто лучше него мог принять к сердцу это событие? Если женщина только коснулась ризы Его и исцелилась, то почему же и его больной дочери не получить исцеления? Ведь Иисус не отказал ему, – Он для того и идет в его дом… Но теперь-то и готово было для него искушение: Спаситель не окончил еще слов Своих к жене, как Иаиру объявили: дочь твоя уже умерла, не безпокой Учителя, мертвых не лечат… Но Господь не дает проникнуть сомнению в смятенную этой вестью душу отца. Чудотворец в ту же минуту поспешил утешить его: «не бойся, только веруй и будет жива». Мертвая – будет жива! Кто мог понять это? Но там и место вере, где недоумевает ум. И вера не покинула Иаира: Христос медленно идет, много разговаривает с апостолами и женщиной, чтобы дать время умереть отроковице и прийти тем, которые возвестили о ее смерти. Христос хотел, чтобы все уверились в смерти отроковицы, дабы после не могли сомневаться в ее воскресении. Так и к Лазарю приходит Он по прошествии трех дней после его смерти. Наконец, вот и дом архисинагога. Там уже раздавался жалобный плач и крикливые причитания наемных плакальщиц, которых тогда имели обычай приглашать родные умерших, и которые с шумом и криком колотили себя в грудь и притворными воплями возмущали душу; там погребальные свирели уже издавали свои печальные звуки.

Троицкие листки. №801-1050

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 20-22 И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.

«Женщина, страдавшая кровотечением»: эта болезнь по закону Моисееву (Лев.15:25) считалась нечистою, а потому женщина не посмела ни прямо предложить Господу свою просьбу об исцелении, ни прикоснуться к Его телу; а решилась прикоснуться только к краю одежды Его.

«Край одежды»: (χρἀσπεδον ἱμθτι’ου) это кисти на краях одежды, какие иудеи по закону Моисееву (Чис.15:38) должны были носить для постоянного памятования закона Иеговы.

«Если только прикоснусь – выздоровею»: это свидетельствует о ее живой и сильной вере в чудодейственную силу Господа Иисуса. Болезнь была нечистая, потому она боялась оскорбить Иисуса Христа, касаясь Его, и оттого прикоснулась «тайно». Но Господь, непосредственно узнавший ее действия и веру, ободрил ее: «дерзай», назвав ее любвеобильно «дщерью» и, похвалив веру ее, которая и спасла ее, освободил от болезни с того часа. По свидетельству Евсевия (Церк. Ист. 7, 17) женщина называлась Вероникой и была язычница из Панеи, где она после и воздвигнула статую Иисусу Христу.

Толкование на Евангелие от Матфея

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Мф.9:22 Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.

Дерзай дщи, вера твоя спасе тя. И здесь снова похваляется вера: но какая? такая, какой, вероятно, не одобрят штундисты. Жена кровоточивая верила не только в то, что Христос может ее исцелить, но и в то, что исцеление может быть подано ей чрез ризу Его; она говорила: аще токмо прикоснуся ризе его, спасена буду. И действительно, когда она только коснулась края одежды Его, как повествует св. Лука, абие ста ток крове ея (Мф.8:44). Как чрез самое исцеление, так и чрез похвалу вере жены исцеленной Христос показал, что предметы, имеющие или имевшие к Нему близость, как напр. Его риза, заслуживают почитания и могут приносить нам от Него благодатное врачевание. Не таков ли и крест Его, не таковы ли и священные изображения Его? Они имеют сходство с ризою в том, что будучи неодушевленными, чрез отношение ко Христу, стали, однако, святыми и чудодейственными и заслуживают от нас почитания (Ср.Мф.14:36).
 

Примечания к Евангелию в обличение штундистов и подобных им сектантов

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О чудесах.

Мф.4:6-7. Для рода лукавого не совершается чудес и знамений, кроме знамения Ионы пророка: Мф.12:39; 16:4; чудеса бывают для людей смиренных и сознающих своё ничтожество перед Богом: Мф.8:9, 9:22.


Мф.9:22-29. Отсюда видно, что и одежда Спасителя была чудодейственна: Мф.14:36; Лк.8:44; и руками апостолов Бог творил много чудес: Деян.19:11;5:15.

Краткий толкователь мест Священного Писания

Олег Стеняев, протоиерей

Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.

Блаженный Феофилакт поясняет: «дщерию же (то есть дочерью) называет ее, как верную. Показывает также, что если бы она не имела веры, не получила бы и благодати, хотя одежды Его и святы». Это истолкование Феофилакта подсказывает нам, что никакая святыня не может помочь человеку, если человек не имеет веры. Пусть его вера и не совсем правильная, как мы видим в случае с начальником синагоги и кровоточивой женщиной. Сотник, скорее, исключение из правила. Но Сын Божий откликается на любое проявление веры или хотя бы доверия к Нему. Как и сказано о Нем: «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит…» (Ис.42:3). Иными словами, для общения с Богом нам не надо сдавать экзамена по «основному», догматическому или «сравнительному» богословию. Господь Бог готов услышать нас такими, какие мы есть теперь, несмотря на все богословские неточности нашего верования. Главное – это предать себя всецело в руки Божии. Неважно, что вы не имеете четкого плана ваших последующих действий, главное – это ваше искреннее сердечное расположение, обращенное к Богу. Старец Паисий Святогорец учил: «Над человеком, который без всякого собственного плана отдает себя в руки Божии, исполняется план Бога. Насколько же человек уцепится за свое «я», настолько он останется позади. Он не преуспеет духовно, потому что препятствует Божией милости. Для того чтобы преуспеть духовно, требуется много доверия Богу». То есть, Господь готов нас принять к Себе даже тогда, когда мы совершенно не готовы к этой встрече, не понимаем до конца Его замыслов и даже не имеем определенных познаний о Нем. Само наше стремление к Богу, даже если оно слишком спонтанное, неопределенное в своих мотивах, угодно Богу. Сказано: «…и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» (Ин.6:37-39).

Итак, Господь назвал кровоточивую дщерью, то есть дочерью, Он считал всех верующих в Него единой Своею семьею, не смотря на несовершенство их веры. Сын Божий Сам говорил: «ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф.12:50). Здесь возникает важный вопрос: а какую волю Отца Небесного мы должны исполнить, чтобы и нам стать сродниками Христу? Эта воля одна! Сказано: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3).

Женщина кровоточивая познала, насколько смогла, волю Божию, явленную в Сыне Его, и «с того часа стала здорова». Блаженный Иероним поясняет: «Она – дочь потому, что вера ее сделала ее здоровой. Он не сказал: «Твоя вера сделает тебя здравою», а: «Твоя вера сделала тебя здравою». В самом деле, ты здорова уже потому, что уверовала». Иными словами, вера в Бога и есть то абсолютное здоровье, в котором нуждается не только наша душа, но и наше тело.

Беседы на Евангелие от Матфея, том 1

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible