Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 106:7
и повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу.
Святые отцы
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Григорий Нисский, свт. (†394)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
и настави я на путь прав, внити во град обителный
И настави я на путь прав, т. е. привел к вере в Него. Ибо сам Он сказал: Аз есмь путь (Ин. 14:6). Внити во град обительный. Разумеет Церковь или небесный Иерусалим.
Григорий Нисский, свт. (†394)
Ст. 6-9 И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их избави я: и настави я на путь прав, внити во град обителный. Да исповедятся Господеви милости его и чудеса его сыновом человеческим: яко насытил есть душу тщу, и душу алчущу исполни благ
Воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их избави я: и настави я на путь прав, внити во град обительный
Путем, от которого уклонились, Пророк называет Самого Господа. Путь же сей говорит в Евангелии: «никто не приходит ко Мне, если Отец Мой не восхощет привлечь его» (Ин. 6:44).
Посему Бог изводит на путь заблудшихся, и Он Сам делается «градом обительным», как говорит Апостол: «Нем живем и движемся и есмы» (Деян. 17:28). Посему Пророк сподобившимся сих милостей кстати присовокупляет увещание воздать благодарение: «да исповедят Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим», то есть, благодеяния да не скрывают в молчании по непризнательности, но да с благодарением провозглашают милость, по которой Бог душу «тщу» соделал исполненною благ: ибо Пророк говорит: «насытил есть душу тщу, и душу алчущу исполни благ».
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
и настави я на путь прав, внити во град обителный
Иудеям Господь даровал возвращение чрез Кира Персидского; чрез святых же апостолов Он наставил язычников и показал им вышний град, имеющий «основание, которого художник и строитель Бог» (Евр. 11:10).
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«И настави я на путь прав, внити во град обительный». Иудеям даровал возвращение чрез персидскаго Кира, а язычников наставил на путь чрез святых Апостолов; чрез них указал им вышний град, имеющий основание на горах святых, «ему же художник и содетель Бог» (Евр.11:10).
Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)
и повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу
Путь, которым ведет Господь людей, есть прямой путь к небесному вечному блаженному граду. Какой это путь? Исполнение заповедей Божиих. Люди часто уклоняются от этого Божьего пути, избирают свои собственные ложные тропинки к счастью, – напрасный труд: не приведут эти тропинки к надежному блаженству. Хорошо, если путем других исканий, через многие ошибки и падения человек не озлобится и не падет духом, но прейдет к Богу и последует за Ним: он найдет вечную радость и мир.
В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания
Евфимий Зигабен (†1118)
Ст. 6-9 И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их избави я; И настави я на путь прав, внити во град обительный. Да исповедят Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим. Яко насытил есть душу тщу, и душу алчущу исполни благ
Пророки, говорит, взывали к Богу о народах, по словам Евсевия, а равно и ангелы Божии, поставленные в каждом народе для защиты его; почему Бог и услышал их и избавил сии народы, т. е. христиан от жестокой власти бесовской и наставил их на прямой путь, ведущий к небу. Язычники, находясь прежде в заблуждении, не могли найти его. Но Господь, сделавшись человеком, научил их истине и наставил их, чтобы нашли город населенный, т. е. небо. Посему христиане из язычников должны благодарить и пересказывать незнающим явленные им чудеса; почему? Потому что Он насытил истощенные и голодные души божественным хлебом и живоносным питием, т. е. учением евангельским и духовными благами и таинствами.
Слова Нисского: Явно, что сие пророчество не называет пищею хлеб, ни питием воду, но пищею называет истинную пищу, и питием духовное оное питие; а тем и другим бывает сам Господь, подающий самого Себя соответственно требованию в пищу алчущим и в источник жаждущим. Какой же изобретен способ для прекращения такого недостатка, блуждания, пустынничества, бедствования в безводной, крайнего изнеможения от глада? О чудо, один обращенный к Богу глас все сие обратил в добро! Ибо говорит: и воззвали ко Господу, когда скорбели и от нужд их избавил их. Златоуста: Смотри какое попечение Божие! Ничего не делали более, как только воззвали, как и в Египте, и усердно призвали Его; и все бедствия прекратились. Не показали отличных дел, но принесли одну только искреннюю молитву, которую произвела скорбь. Так и мы, когда будем отходить от сей жизни не телом, но с образом нрава жизни и поведения, не смутимся ли, если будем восходить на небо при стольких искушениях? Ибо если столько лет находившиеся в Вавилоне, когда имели возвратиться в тот же город, встречали при своем отхождении затруднение, то не гораздо ли более мы, идущие пустынею, где нет города, нет пространного пути, но тесный и прискорбный? Посему должно трезвиться и бодрствовать, и часто призывать Бога, чтобы облегчил затруднение сего путешествия и скоро ввел нас в город населенный. Ибо это настоящий город обитания, а сей—переселения и странствования. Евсевия: Первая болезнь у них была немощь блуждания, вторая, что не находили населенного города, и третья, что были алчущие и жаждущие и скудны; почему Господь, во первых, поставил их на путь прямой, во вторых, показал им, как должно идти в город населенный, и, в третьих, насытил алчущую их душу. А Афанасий путем называет веру во Христа, а населенным городом — церковь, или небесный Иерусалим. Смотри, говорит Златословесный, какой требует награды от тех, которые получали благодеяния на самом деле, требует воздаяния словами и повелевает о том, что было возвещать всем; для чего, и почему? Дабы и они были благодарны и других руководствовали в той же ревности.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
И настави я на путь прав, внити во град обительный. «Иудеям даровал это чрез Персидского Кира, а язычников наставил чрез св. Апостолов» (Бл. Феод.). Град обительный. «Разумеет Церковь, или небесный Иерусалим» (Св. Афан.).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
и настави я на путь прав, внити во град обителный
Господь даровал евреям прямой путь возвращения на родину с воцарением Кира, дозволившего и содействовавшего возвращению евреев в Палестину.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 4–7 Заблудиша в пустыни безводней, пути града обителнаго не обретоша: алчуще и жаждуще, душа их в них изчезе. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их избави я: и настави я на путь прав, внити во град обителный
Судя по ходу речи, пророк говорит здесь о тех, которые получили свободу от рабства и пленения, и, возвращаясь в свое отечество, блуждали в пустыне безводной, как те израильтяне, которые сорок лет странствовали из Египта для вступления в землю Ханаанскую и не находили города для обитания, как и те евреи, которые, получив такое же освобождение от плена вавилонского, возвращаясь в землю Иудейскую, которая была опустошена и разрушена, и потому не имела для пристанища града обителнаго. Во всем они крайне нуждались: терпели голод и жажду, душа их истаевала в них, и они могли говорить о себе: «Ныне душа наша изнывает» (Числ. 11:6). Все это видели на себе, все это претерпели избавленные Господом. Но все это, по изъяснению св. отцев Церкви, нужно понимать в духовном смысле, не о египетских и не о вавилонских пленниках, избавленных, а о тех народах, которых Господь Иисус Христос избавил кровию Своею от руки врага человекоубийцы. «Не сказал просто, – говорит св. Иоанн Златоуст, – спасенные, но искупленные (греч., redempti), показывая сим, что он положил цену за них, ибо Он пролил за нас кровь» [7, с. 849]. «Как иудеи некогда, – говорит блж. Феодорит, – блуждали в Вавилоне – этой безводной пустыне, – и пути града обителнаго не обретоша – не могли спастись в свое отечество, в свои населенные грады, так и язычники, до обращения их, жили в духовной пустыне и не обретали пути в божественный град» [6, с. 517–518]. Так же объясняет это место и св. Афанасий Александрийский. «Как евреи без законного богослужения в Вавилоне, так и язычники без божественного учения находились в гладе и жажде духовных» (Ам. 8:11–12; Ин. 4:13). Все бедствовавшие, как некогда в Египте, так впоследствии и в Вавилоне, «воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их. И повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу» (по переводу с еврейского). «Иудеям, – говорит блж. Феодорит, – даровал это чрез персидского царя Кира, а язычников поставил чрез св. апостолов» [6, с. 518]. А св. Афанасий под градом обителъным разумеет «Церковь, или небесный Иерусалим» [3, с. 342].