Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего

Как же будут призывать те, кои в Нем суть? Если и жили в вере, однако не уверовали. Или как будут веровать Тому, котораго не желают слышать? Или как будут слышать без проповедующаго, то есть без толкователя, каким был Филипп для Евнуха (Деян. 8:27, сл.)?

Толкования на Послание к Римлянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 14-15 Како убо призовут, в Негоже не вероваша; Како же уверуют, Егоже не услышаша; како же услышат без проповедающаго; Како же проповедят, аще не послани будут; Якоже есть писано: коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая

Апостол опять лишает иудеев извинения. Сказав: свидетельствую им, яко ревность Божию имут, но не по разуму (Рим. 10:2), и еще: не разумеюще Божия правды, не повинушася (Рим. 10:3), он показывает далее, что и за самое незнание они должны быть наказаны Богом. Впрочем, он не говорит этого прямо, а раскрывает, излагая речь в вопросах, и, для большей ясности доказательств, все это место составляет из возражений и ответов. Смотри же: выше он сказал словами пророка, что всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется (Рим. 10:13). Но, может быть, кто-нибудь скажет: как могли они призывать Того, в Кого не уверовали? Потом за возражением у него следует вопрос: почему не уверовали? И опять возражение, - потому что, несомненно кто-нибудь мог бы спросить: как они могли уверовать, не слышавши? Они слышали, отвечает (апостол). Потом опять другое возражение: как могли услышать без проповедующего? И опять ответ: многие проповедовали и многие для этого именно и были посланы. Из чего же видно, что они были посланы для проповеди? Тут, наконец, (апостол) приводит слова пророка: коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая (Ис. II, 7). Видишь ли, как самым способом проповеди он доказывает, что они были проповедниками. Апостолы, обходя вселенную, возвещали не иное что, как неизреченные блага и совершившийся мир Бога с людьми. Потому вы, неверующие, не нам не верите, говорит (Павел), но Исаии, который за многие годы предвозвестил, что мы будем посланы, станем проповедовать и станем говорить то самое, что и сказали. Итак, если спасение зависит от призвания, призвание от веры, вера от слышания, слышание от проповедания, проповедание от послания, а апостолы были посланы и проповедовали, даже вместе с ними ходил и пророк, указывал на них, возвещал и говорил: вот те самые, о которых за долгое время я возвестил свыше и ноги которых я восхвалял за способ проповеди, то ясно, что неверие есть собственная вина иудеев, а со стороны Божией все сделано.

Беседы на Послание к Римлянам

Августин Аврелий, блж. (†430)

Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего

Проповедь предназначения не должна мешать проповеди постоянства и продвижения в вере, так чтобы те, кому она дана для послушания, слышали то, что должны слышать. Но как услышат они без проповедующего?

О терпении


Верующие истинно верят в то, что могут призвать Того, в Кого они поверили, и могут строго исполнить то, что они получили в предписаниях закона, ибо вера включает в себя то, что предписывает закон…

Но как будут проповедовать, если не будут посланы (Рим. 10:15)? Бог посылает ангелов Своих и собирает избранных Своих от четырех ветров, то есть со всего света (см. Мф. 24:31; Мк. 13:27). Если же у каких народов еще нет церкви, надо, чтобы она была, хотя не все живущие там поверят. Обетование же дано всем народам, но не каждому человеку, потому что не у каждого есть вера.

Послания

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст. 14-15 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!

Надлежит сперва уверовать, говорит Апостол, а потом призывать; но невозможно уверовать не воспользовавшемуся учением; нет возможности и учение услышать, когда нет проповедающих, и проповедниками опять – делает рукоположение. Так, сказав это как бы в оправдание иудеев, тем самым увеличивает обвинение, на них произносимое, и на последнем месте поставил первое, то есть сказанное о послании проповедников, показав, что сие предвозвещено издревле. Ибо следовало указать на это прежде прочего. Сперва должно было рукоположить проповедников, потом им проповедовать, а потом слышать проповедь и тогда уже уверовать. Посему приводит пророчество Исаии и говорит:

Коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая (как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!). (Ис.52:7)
Ибо и апостолам заповедал Господь, входя в дом, говорить: Мир дому сему (Лк.10:5), потому что возвещали они Божественное примирение и благовествовали наслаждение благами. Их ноги называет Пророк красными, как совершающие прекрасное течение, как измовенные Владычними руками. Так, приведя свидетельство о проповедниках, ведет речь в виде вопроса.(Рим.10:16)

Толкование на послание к Римлянам

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего

Сначала вы научились символу, согласно краткому и великому правилу нашей веры: краткому - числом слов, великому - весомостью речений.

Проповеди

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст 14-15 Но как прибывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое

Выше сказал, что всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Теперь укоряет уже иудеев за то, что не призвали имени Господня. Почему же не призвали? Потому что не уверовали. А почему не уверовали? Потому ли что не слыхали? Нет, слышали. Потом возражение: как могли услышать без проповедующего? Следует опять ответ: нет, были проповедующие, многие таковые посланы были к ним. Из чего же видно, что эти посланные были проповедниками? В ответ на это приводит слова пророка: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое (Ис. 52:7). Апостолы, обходя вселенную, возвещали не иное что, как неизреченные блага и мир Бога с человеками. Поэтому неверие есть собственная вина тех, которые не приняли проповедников.

Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ст. 14-15 Како убо призовут, в Негоже не вероваша? Како же уверуют, Егоже не слышаша? Како же услышат без проповедующаго? Како же проповедят, аще не послани будут? Якоже есть писано: коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая

С 14-го стиха до конца главы идут новые мысли, направленные к тому, чтобы отнять у иудеев последнее возможное извинение в неверии (см.: святой Златоуст). В этой, 10-й главе Апостол объясняет, как сделалось, что большая часть иудеев не участвует в наследии духовных благ о Христе Иисусе, обетованных отцам. Какая тому причина? Причина тому, ответил он, в самих иудеях, в том, что не веруют в Господа Иисуса. Они прикрывают недоброту неверия своего тем, что стоят на законе и ревнуют по нему. Но это их не извиняет, потому что сам закон или те Писания, в коих излагается и изъясняется закон, руководят их к вере и указывают на ее необходимость, указывают, что она есть прямое и единое истинное и надежное средство ко спасению. Отсюда само собою выходит обличение: так чего же вы не верите? Для полноты обличения Апостол теперь или сам придумывает, или другого кого вводит придумывающего, чем бы можно было еще оправдать неверие иудеев, и затем, доказав, что это последнее прибежище к оправданию неуместно, выставляет во всей силе безызвинительность иудейского неверия. Он говорит как бы: можно было бы еще извинить неверие иудеев и непризывание ими Господа Иисуса или невозложение на Него надежды спасения, если б они не слышали о Нем, а не слышали потому, что не было проповеди, а проповеди не было потому, что не было посланных проповедников. Это совершенно бы извиняло их. Ибо естественно не призывать Господа или не возлагать на Него надежды спасения тому, кто не уверовал; естественно не веровать тому, кто не слышал, чему должно веровать; естественно не слышать о сем, когда нет проповеди; и естественно не быть проповеди, когда нет посланных проповедников. Но дело не так есть: и проповедники посланы (стих 15), и те, к кому посланы, — иудеи, слышали их проповедь (стих 18), и не только слышали, но и разумели (стих 19); и все же остаются в неверии. Потому ничего после сего не остается, чем бы можно было их извинить: кругом виноваты. «Так Апостол, сказав это как бы в оправдание иудеев, тем самым увеличивает обвинение, на них произносимое» (блаженный Феодорит).

Первый вопрос о призывании к вере предложен по поводу предыдущей речи, где об них рассуждалось, и предложен в виде перехода к тому, на чем преимущественно хотел остановиться вниманием Апостол и что ему больше нужно было для цели обличения, то есть к слуху проповеди и посланию на проповедь. Ибо теперь в этом главные основания обличения, а о первых двух уже сказано выше. Отвечая на эти три последние вопроса, Апостол начинает с последнего (см.: блаженный Феодорит) и идет вверх по вопросам. Разве проповедники не посланы? Посланы. Разве иудеи не слышали? Слышали. Разве не разумели? Разумели.

Замечательно, что Апостол ответы свои: посланы, слышали, разумели — берет не из указания на то, что делом совершалось во очию всех, а из пророческих о том предсказаний. В ответ на то: разве не посланы проповедники? — не говорит: смотри, вот я, вот двенадцать, вот множество других помощников наших, все мы не сами от себя ходим, а посланы. Не говорит так, а пророчество о сем выставляет: коль красны ноги благовествующих! В ответ на то: разве не слышали? — не говорит: как не слышать? мы прямо к иудеям идем и в их синагогах сначала проповедуем, но пророческое о сем предлагает слово: во всю землю изыде вещание их (Рим. 10:18). В ответ на то: разве не уразумели? — не говорит: как не уразуметь? мы подробно растолковываем им, в чем дело; они понимают, но, по пристрастию к закону, не хотят веровать и нас гонят; особенно раздражаются, когда мы, отходя от них, предлагаем слово веры язычникам и их обращаем к Господу Иисусу Христу. Не говорит так, но словом пророческим изображает то же: раздражу вы не о языце (Рим. 10:19).

Чего ради так делает Апостол? Чтоб разительнее представить дело. Как на все вопросы отвечала действительность, всем было ясно и говорить о том было бы только излишним размножением слов. Иудей, слышавший такие вопросы, получал на них ответ в себе самом, в совести своей. Апостолу оставалось только осветить и освятить сии ответы тем, чем паче всего дорожил иудей, — пророческим словом. Он как бы говорит: видишь, что отвечает тебе действительность; но ты не видишь того, сколь важно значение всего совершающегося пред тобою. Помогаю тебе в этом. Возвратись мыслию в глубь пророческих предсказаний, — и уразумеешь, что все, что теперь делается и что ты делаешь по поводу того, давно было предсказано: предсказано, что иудеи услышат их проповедь, уразумеют и, однако ж, не уверуют. Но если послание проповедников есть дело прямой воли Божией, то непринимание их проповеди ничем иным признано быть не может, как противлением воле Божией. Богу же противиться какой смысл? Из сего уразумей, что тебе следует делать. Сознать неразумие своего вере противления, осудить себя в нем и поспешить исправить дело, достойное Божия осуждения, делом, достойным Божия благоволения, неверие — верою.

Что касается до вопросов, предложенных в настоящем, 14-м стихе и в начале 15-го, то они ясны сами собою и предложены только затем, чтобы наперед обозначить пункты для обличения иудеев. Самое обличение идет опять вопросами, но с приложением и ответов на них, наводящих на безответное обличение. При сем заметим, что, по течению речи, после: како проповедям, аще не посланы будут? — и пред: якоже есть писано — надобно предположить вопрос: но разве не посланы были проповедники? Посланы, как написано. Предположить это заставляет последующий строй речи. Ниже дается вопрос: еда не слышаша? — и предлагается ответ словами пророческими. Еще ниже дается другой вопрос: еда не разуме Израиль? И опять предлагается ответ словами пророческими. В начале же сих вопросоответов, в стихе 15, стоит пророческое слово, а вопроса не стоит. Почему есть потребность мысленно дополнить здесь речь вставкою вопроса: разве не были посланы проповедники? И затем читать ответ: были.

Толкование на послание апостола Павла к Римлянам

Амвросиаст (†IVв.)

Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего

Как было уже сказано, ты должен прежде уверовать, для того чтобы иметь веру просить о чем-либо. И как веровать в Того, о Ком не слыхали? Очевидно, что в Него нельзя поверить, если Ему не повиноваться. Но как слышать без проповедующего? Также очевидно, что кто отвергает проповедника, тот не принимает и пославшего его.

Комментарии на Послание к Римлянам

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о предании

Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? (Рим.10:14). Здесь явственно видишь, противник, что вера может утвердиться от одной проповеди, без Священного Писания. Поэтому немного ниже, в стихе 17, Павел говорит: Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия. (То есть проповеданного, ибо об этом здесь речь Павла.) Поэтому и добавляет: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их (Рим.10,17-18). Но вы, противники, глухи и их не слышите, тогда хотя бы прочтите и умудритесь.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви


Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения

Православное установление

Для оправдания человека необходима не одна вера, но и прочие добродетели, такие как страх Божий, надежда, любовь, покаяние, принятие таинств, намерение или начинание проведения новой жизни. Так верует вся Восточная Православная Кафолическая Церковь. Смотри Книгу исповедания Православной веры, утвержденную соборно, и засвидетельствованную всеми четырьмя святейшими патриархами, прочими архиереями и всем освященным Собором. В первой части этой книги первый вопрос такой: «Что должен соблюдать православный кафолический христианин, чтобы наследовать жизнь вечную?» Ответ: «Правую веру и добрые дела, ибо кто имеет и то, и то, является добрым христианином и имеет твердую надежду на вечное спасение, по свидетельству Священного Писания: Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? (Иак.2:24). И ниже: Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак.2:26). И в другом месте апостол Павел говорит: имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере (1Тим.1:19). И в другом месте: хранящие таинство веры в чистой совести (1Тим.3:9). Та же Книга Православного исповедания в третьей части, в вопросе 39 говорит: «Грешат те, кто одной верой без добрых дел надеются наследовать жизнь вечную».

Но постараемся обратить внимание как и на каких словах Священного Писания утверждается наше православное установление.

Во-первых, для оправдания необходима вера. Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает (Евр.11,6).

Здесь первое движение к Богу апостол приписывает вере, ибо удалившиеся от Бога начинают ею к Нему приближаться. И еще: Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали?... Как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? (Рим.10,13-15). Здесь апостол описывает чин оправдания. Во-первых, он показывает послание проповедающих. Во-вторых, саму проповедь Евангелия. В-третьих – веру. В-четвертых – призывание имени Господня. В-пятых – спасение, то есть оправдание. Первое и второе, то есть послание, проповедников и проповедь, находятся вне нас. Но вера находится в нас, и она есть первое начало оправдания. За верой следует призывание и прочее по своему чину. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин.1:12). Здесь святой Иоанн [Богослов] явно учит, что те, которые принимают Христа верой, еще не являются чадами Божиими, но имеют власть и могут ими быть, если приложат к вере прочие добродетели.

Кроме Священного Писания причина такова, что кто-то может верить в то, на что не надеется и чего не любит, но он не может любить и надеяться на то, во что не верит. Отсюда ясно, что вера есть основание надежды и любви, а так же прочих добродетелей.

Во-вторых, для оправдания необходим страх Божий. Ибо как вера есть начало оправдания, по сказанному выше, так Писание говорит и о страхе Божием: Начало премудрости страх Господа (Пс.110,10; Притч.1,7; Сир.1,15). Но какая может быть большая духовная премудрость, чем оправдание, при котором человек удаляется от грехов и приступает к Богу, приходит от мрака греховного к свету, от неведения – к познанию истины? Еще: Вера постольку является началом оправдания, поскольку человек верой взыскивает Бога, но то же производит в человеке и страх Божий, ибо написано: Когда Он умерщвлял их, они искали Его и скоро обращались к Богу (Пс.77,34). И еще: Покрой лица их безчестием, чтобы взыскали имя Твое, Господи! (Пс.82,17). И в Книге пророка Ионы, когда пророк Иона угрожал разрушением города, царь и все люди Ниневии сразу обратились к Богу (Иона.3). Еще: Вера оправдывает, поскольку в нас изображает Христа, по слову Павлову: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал.4:19). Но то же самое пророк Исаия приписывает и страху Божию: когда наказание Твое постигало его (народ – Примеч.) (из-за страха Твоего – слав.) … Господи. Были беременны, мучились, и рождали как бы ветер (дꙋхъ – слав.); спасения (Ис.26,16-18).

Помимо Священного Писания есть еще такая причина. Так как природа страха – это ни что иное, как только избегать вреда и искать средств и всяких способов, с помощью которых можно укрыться от настоящей или грядущей беды. Поэтому святой Иоанн Креститель, побуждая народ к покаянию, восклицал: кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния (Мф.3,7-8). Но и мы, не то же ли видим и познаем самим опытом, когда во время настоящих бед, таких как эпидемии, морские бури, громы, молнии и прочие беды, понуждаемые страхом, прибегаем к Богу и предпринимаем много старания о спасении?

В-третьих, для оправдания необходима надежда и упование. Надежда или упование рождается от веры, равно как и страх. Ибо как вера учит, что Бог есть Судия праведный, суровый Наказатель грехов, уготовивший не кающимся грешникам огонь неугасимый, так та же вера учит, что Тот же Бог есть всемилостивый Отец щедрот и всякого утешения, не хотящий смерти грешника, но чтобы он обратился и был жив. И поэтому Он послал на землю Сына Своего и готов ради заслуг Своего Сына помиловать всех грешников, если они обратятся всем сердцем своим и сотворят достойные плоды покаяния. А что надежда или упование необходимы для оправдания, ясно из Священного Писания: спасая надеющихся на Тебя (Пс16,7). Уповающего на Господа милость окружит (Пс.31,10). И сохранит их, ибо они уповали на Него (Пс.36,40). «Так как он на Меня уповал, то Я избавлю его» (Пс.90,14).

Но и Сам Христос говорит расслабленному: дерзай, чадо! (то есть уповай) прощаются тебе грехи твои (Мф.9,2).

Отсюда святой Амвросий [Медиоланский] в книге 1 о покаянии в главе 1 говорит: «Никто не может приносить покаяние, если не надеется на прощение».

В-четвертых, для оправдания необходима любовь. Сам Христос говорит об этом: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много (Лк.7:47). И апостол Павел: во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью (Гал.5:6).

В-пятых, для оправдания необходимо покаяние. Покаяние есть сожаление о содеянном зле и омерзение греха. Оно необходимо для оправдания, так как в Деяниях апостолов написано: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь (Деян.11:18). И еще: печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению (2Кор.7,10). И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему (Иез.18,21-22). Что может быть яснее этих слов Писания? Ибо если Бог дал покаяние в жизнь (вечную – Примеч. ), если печаль ради Бога производит покаяние ко спасению, и если кающийся беззаконник жив будет и не умрет, как говорят вышеприведенные слова из Писания, то как может оправдать и спасти только одна вера? Или как тогда покаяние может быть ненужным для оправдания и спасения?

В-шестых, для оправдания необходимо принятие святых таинств. Таинства для оправдания и спасения благопотребны такие. Для неверующих – Крещение, а для верующих и согрешивших после Крещения – Покаяние и разрешение от грехов, ибо написано: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5). И еще: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин.20:23). Это два лекарства на греховные язвы, то есть Крещение и по Крещении для согрешающих власть разрешения (от грехов – Примеч.), данная Христом священникам. Если кто презрит эти лекарства, установленные Самим Христом, тот оправдан и спасен быть не может. Поэтому святой апостол Петр соединяет оба: покайтесь (сказал), и да крестится каждый из вас (Деян.2:38).

В-седьмых, для оправдания необходимо намерение и начинание проведения новой жизни и соблюдение всех заповедей. Об этом говорит Господь у пророка Иезекииля, 18: Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух (Иез.18:31). Это необходимые приготовления для оправдания. А что противники говорят, что якобы для оправдания и спасения достаточно одной веры, то этому совершенно невозможно быть истинным, ибо апостол говорит: Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? (Иак.2:24). И ниже: Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак.2:26).

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-21 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их. Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным. А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне. Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному

Но для того, чтобы уверовать в Спасителя, как в Господа, нужно было услышать проповедь о Нем. Должны были явиться проповедники или вестники о Христе, которые непременно должны были иметь на это дело полномочие от Бога. Таким образом, значит, это была воля Божия, что проповедь о спасении через веру была возвещена и иудеям. Если же иудеи оказались невнимательными к этой проповеди, то этим смущаться нечего: собственные пророки народа еврейского предвидели, предсказали это неверие евреев, равно как и обращение ко Христу язычников. Израиль, очевидно, не захотел уверовать во Христа и, таким образом, сам виноват в своем отвержении.

священник Николай Рудинский (†1937)

Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?

Может быть, потому они упорствуют, не призывают имени Господа, что не слыхали о Нем, что не было проповеди, не было проповедников, посланных к ним? Чтобы сильнее подействовать на упорствующих, Апостол отвечает на поставленные вопросы не указанием на действительность, а более убедительным для них, пророческим словом. Ответы ведет с последнего вопроса. Разве не были к ним посланы проповедники? Были, и это подтверждается Писанием.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:  
Пастыри и учители нам не нужны (Евр.8:10-11; Иер.31:31-34).
 

Ответ:  
Это пророчество относится к будущему веку (Откр.21:1-3), а в настоящем веке слово Божие сеется пастырями и учителями Церкви (Рим.10:14-15 и др.) и, подобно семени, падает на различную почву и потому дает неодинаковый плод (Мф.13:3-23). Люди познают Господа не разом, а постепенно, по мере распространения благовестия о Христе, Который поставил в Церкви пастырей и учителей, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного» (Еф.4:11-13).

Зачем сектанты имеют на жаловании пресвитеров, проповедников, издателей сект. журналов и книг? Очевидно, нужда есть в научении, но без Церкви православной «никогда они не могут дойти до познания истины» (2Тим.3:7).

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible