Бла­го­вест

Бла́говест – вид коло­коль­ного звона, пред­став­ля­ю­щий собой серию мерных, после­до­ва­тельно совер­ша­е­мых ударов в один из наи­боль­ших цер­ков­ных коло­ко­лов или клепал (бил).

Бла­го­ве­стом Цер­ковь при­зы­вает веру­ю­щих к началу бого­слу­же­ния, а также опо­ве­щает о начале совер­ше­ния Таин­ства Евха­ри­стии, после слов «Достойно и пра­ведно есть…».

В Типи­коне для обо­зна­че­ния этого вида звона упо­треб­ля­ются выра­же­ния: бить, кле­пать, зна­ме­нать, уда­рять.

***

Почему бла­го­вест назы­ва­ется бла­го­ве­стом?

При­чина столь выра­зи­тель­ного наиме­но­ва­ния объ­яс­ня­ется из самого назва­ния этого устав­ного звона: обычно посред­ством бла­го­ве­ста рас­про­стра­ня­ется весть о начале хра­мо­вого бого­слу­же­ния. Это, конечно же, радост­ная, благая весть, ведь во время службы про­ис­хо­дит особое лич­ност­ное обще­ние чело­века и Бога.

Кроме того данным цер­ков­ным звоном сопро­вож­да­ются важные этапы совер­ше­ния службы. Так, напри­мер, во время Боже­ствен­ной Литур­гии бла­го­вест может зву­чать при начале Евха­ри­сти­че­ского канона, начи­ная от вре­мени про­из­не­се­ния слов «Достойно и пра­ведно…» и до слов «Достойно есть яко воис­тину…». В данном случае звон воз­ве­щает о вре­мени освя­ще­ния и пре­су­ществ­ле­ния Святых Даров.

Во время все­нощ­ного бдения на «Чест­ней­шую» может про­из­во­диться крат­кий бла­го­вест, состо­я­щий из несколь­ких ударов, точное коли­че­ство кото­рых или время зву­ча­ния кото­рого как пра­вило обу­слов­ли­ва­ется мест­ными тра­ди­ци­ями (см.: Все­нощ­ное бдение, или Все­нощ­ная).

Звон­ница Пра­во­слав­ного храма может вклю­чать несколько боль­ших коло­ко­лов. Эти коло­кола исполь­зу­ются в зави­си­мо­сти от дня недели и вида бого­слу­же­ния. На прак­тике у них могут быть соб­ствен­ные назва­ния — или обще­при­ня­тые (скажем, празд­нич­ный, вос­крес­ный, про­сто­днев­ный) или особые, данные по бла­го­сло­ве­нию насто­я­теля (напри­мер, свя­зан­ные с осо­бен­но­стью зву­ча­ния коло­кола или именем бла­го­де­теля, дари­теля).

В самый боль­шой бла­го­вест­ник при­нято бить перед нача­лом все­нощ­ного бдения; перед нача­лом Боже­ствен­ной Литур­гии, совер­ша­е­мой в вос­крес­ные дни, вели­кие и хра­мо­вые празд­ники; в особых слу­чаях по ука­за­нию насто­я­теля. В самый малый бла­го­вест­ник бьют, скажем, в период Вели­кого поста в дни с поне­дель­ника по пят­ницу вклю­чи­тельно, к вечерне и утрене, если только на эти дни не при­хо­дится празд­ник Бла­го­ве­ще­ния, хра­мо­вый или свя­того с поли­е­леем (см.: Посты Пра­во­слав­ной Церкви).

Тра­ди­ци­онно в вели­кие празд­ники бла­го­вест испол­ня­ется наи­бо­лее тор­же­ственно, с исполь­зо­ва­нием самого круп­ного цер­ков­ного коло­кола, в форме более частых и гром­ких ударов, в про­дол­же­нии боль­шего вре­мени.

Что такое вало­вой бла­го­вест?

Вало­вой (или боль­шой) бла­го­вест пред­став­ляет собой звон, про­из­во­ди­мый уда­рами в самый боль­шой коло­кол в соче­та­нии с уда­рами в другой боль­шой коло­кол.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки