Богоизбранный народ

Богоизбрáнный наро́д — име­но­ва­ние, отно­ся­ще­еся к еврей­скому народу времен испол­не­ния им особой рели­ги­озно-духов­ной миссии: быть хра­ни­те­лем истин­ной веры в Еди­ного Бога (Быт.12:1-3; Исх.19:5-6; Ис.43:21). Со вре­мени заклю­че­ния Нового Завета и обра­зо­ва­ния Церкви, избран­ным наро­дом стали хри­сти­ане (Иер.31:37; Мф.21:33-43; Гал.3:28; Кол.3:11)

Почему Бог избрал из всех наро­дов именно Изра­иль­ский?

Прежде, нежели Бог при­звал Авра­ама на слу­же­ние, тот уже выде­лялся бого­угод­ным рас­по­ло­же­нием духа: «Верою Авраам пови­но­вался при­зва­нию идти в страну, кото­рую имел полу­чить в насле­дие, и пошел, не зная, куда идет» (Евр.11:8).

При­звав Авра­ама, Гос­подь пообе­щал ему, и даже поклялся (Быт.22:16-18), что в буду­щем от него про­изой­дёт вели­кий народ, и что в даль­ней­шем в среде этого народа родится Спа­си­тель мира (Быт.12:2-3).

Таким обра­зом, можно ска­зать, что еврей­ский народ был избран Гос­по­дом задолго до того, как начал суще­ство­вать, и даже прежде, чем у Авра­ама родился наслед­ник, через кото­рого он должен был про­изойти.

Во вре­мена Нового Завета, Мессия, про­по­ве­дуя Цар­ство Божие, отме­тил важ­ность избра­ния иудеев для устро­е­ния Спа­се­ния, под­черк­нув: «спа­се­ние от иудеев» (Ин.4:22).

Исто­рия пока­зы­вает, что ко вре­мени заклю­че­ния Синай­ского Завета еврей­ский народ не имел осо­бого, исклю­чи­тель­ного пре­вос­ход­ства в циви­ли­за­ци­он­ном отно­ше­нии перед иными наро­дами. Напро­тив, в этом плане сыны Изра­иля усту­пали многим языч­ни­кам (напри­мер, тем же егип­тя­нам). Даже и в отно­ше­нии доб­ро­де­тель­но­сти они далеко не всегда воз­вы­ша­лись над гру­быми языч­ни­ками (заме­тим, что по сви­де­тель­ству Писа­ния, если бы не изна­чаль­ное обе­то­ва­ние Божие, они могли бы быть уни­что­жены за грехи (Мал.3:6)).

Стало быть, в числе цен­траль­ных причин избра­ния евреев нужно при­знать Боже­ствен­ное обе­то­ва­ние Авра­аму. В этой связи, про­ти­во­по­став­ляя себя языч­ни­кам, сами евреи любили под­чер­ки­вать, что явля­ются потом­ками Авра­ама (Ин.8:39). Да и Гос­подь нередко обо­зна­чался как Бог Авра­ама (Лк.20:37). Какие допол­ни­тель­ные при­чины слу­жили к их вре­мен­ному избра­нию, знает Гос­подь.

Цитаты о бого­из­бран­ном народе

«Зачем же Бог избрал Своим наро­дом этот непо­слуш­ный и жесто­ко­вый­ный народ изра­иль­ский? Отве­тить на этот вопрос мы не дер­заем, ибо Сам Бог чрез вели­кого про­рока Исаию сказал: “Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои… Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших” (Ис.55:9).
По сла­бому разу­ме­нию нашему можем только думать, что народ изра­иль­ский был избран Богом потому, что от самой глу­бо­кой древ­но­сти он был един­ствен­ным наро­дом, чтив­шим Еди­ного истин­ного Бога, а все осталь­ные народы были гру­быми языч­ни­ками. Бог знал, что и в этом жесто­ко­вый­ном народе Он найдет вели­ких про­ро­ков и пра­вед­ни­ков, Пре­свя­тую Деву Марию и Иоанна Пред­течу, что из него избе­рет Он святых апо­сто­лов, и Цер­ковь Хри­стова полу­чит начало в Бого­из­бран­ном народе.  О конеч­ной судьбе Изра­иля мы ничего не знаем, но у вели­кого апо­стола Павла нахо­дим таин­ствен­ное про­ро­че­ство о ней: “Не хочу оста­вить вас, братия, в неве­де­нии о тайне сей, – чтобы вы не меч­тали о себе, – что оже­сто­че­ние про­изо­шло в Изра­иле отча­сти, до вре­мени, пока войдет полное число языч­ни­ков. И так, весь Изра­иль спа­сется, как напи­сано: “При­и­дет от Сиона Изба­ви­тель и отвра­тит нече­стие от Иакова” (Рим.11:25-26)».
свт. Лука Крым­ский

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки