Читаем Ветхий Завет

Оглавление

Поклонение в Духе и истине

То, что Христос был именно Человеком, важно еще и потому, что это помогает понять, как происходит спасение человека. Бог сходит в саму суть человека, в его природу, Он непостижимым образом соединяется с ней нерасторжимыми узами. И через это непостижимое уму соединение Своего Божества с человечеством Он, не разрушая нашу человеческую природу, нашу свободу, искупает нас, дает нам новое сердце, все благопотребное, чтобы спастись.

Люди, жившие во времена пророка Иеремии, прозревали все упования, но не считали, что Бог может или должен их спасать, поскольку внутри себя давно от Бога отреклись.

«И отвечали Иеремии все мужья, знавшие, что жены их кадят иным богам, и все жены, стоявшие там в большом множестве, и весь народ, живший в земле Египетской, в Пафросе, и сказали: слова, которое ты говорил нам именем Господа, мы не слушаем от тебя; но непременно будем делать все то, что вышло из уст наших, чтобы кадить богине неба и возливать ей возлияния, как мы делали, мы и отцы наши, цари наши и князья наши, в городах Иудеи и на улицах Иерусалима, потому что тогда мы были сыты и счастливы и беды не видели. А с того времени, как перестали мы кадить богине неба и возливать ей возлияния, терпим во всем недостаток…».

Если бы эти слова они говорили во времена хоть какого-то преуспеяния Иерусалима, это можно было бы списать на человеческую глупость или ожесточенность, но они говорят тогда, когда у них ничего уже нет, даже города – Иерусалим уже взят. Они видели, к чему привело их упорство в неслышании пророка, заповедей Божиих, в нечуткости к Завету, который некогда их же отцы заключили с Богом, – это их ничему не научило. Все разрушено, от народа осталась буквально малость… Иеремия говорит то единственное, что может этот народ спасти: «нужно верить Богу», но они говорят: «Не будем ни слушать, ни исполнять – как служили иным богам, так и будем служить». За это свидетельство от лица народа все люди, сказавшие так, были истреблены царем Навуходоносором, ведь даже видя наказание Божие, они не взыскали Бога.

И совершенно непостижимым представляется в осажденном Иерусалиме ложное упование этого народа. Когда к ним приходит пророк Иеремия и предупреждает, что город будет взят, а единственное их спасение – обратиться к Богу и принять то наказание, которое им Господь пошлет, люди упорствуют, не верят Иеремии, с ним спорят, они готовы его убить и причиняют ему всякие неприятности – и голодом морят, и в темницу сажают, лишь бы он не говорил об этом. Пытаясь возразить Иеремии через лжепророков, доказать, что никогда не будет взят город, они ссылаются на то, что раз здесь находится храм Господень, место святое, которое отметил Бог, единственное по всей Земле, оно никогда не достанется врагу.

Вот парадоксальность падшего, изуродованного грехом человеческого сознания: совершенно ни во что не ставя Бога, на каждом шагу презирая Его заповеди, продолжая служить идолам и творить всяческое зло, они уверены, что никакой беды на них не придет только потому, что здесь храм Господень, место, избранное Богом.

В ответ на это Иеремия им говорит: «Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень». Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его, не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, то Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов. Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы.

Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости».

Само по себе место не спасает человека. Как в русской пословице сказано, не место красит человека, а человек место. Здесь очень важная мысль, которая будет потом вполне раскрыта в Новом Завете. Христос в беседе с самарянкой скажет, что не место важно, не место спасает, что истинные поклонники будут поклоняться Богу в Духе и истине, а не в каком-то конкретном месте. Человеку еще надлежит прожить немало веков со времен разрушения Иерусалима до Пришествия Христа, и со времени Пришествия Христа немало веков придется прожить, прежде чем люди поймут, что Христос требует в первую очередь поклонения в Духе и истине. Другое дело, что достичь духовного и истинного поклонения Богу не так легко. Многие люди постепенно доходят до духовного служения, до того, чтобы сердцем вместить эти слова.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka