- Ветхий Завет – бесценный опыт Богообщения
- Грехопадение как раскол единства
- Дары и жертвы
- Каин и Ной – отцы цивилизации
- Мир без Бога – Вавилонская башня
- Бог дал, Бог взял
- История патриарха Авраама
- Отцовское благословение
- Тяжелый путь избранничества
- 12 сыновей – кто из них достоин благословения?
- Патриарх Иосиф – прообраз Христа
- На избранничество посылает Господь
- Между двумя водами
- Вступить в Завет с Богом
- Грех смывается только кровью
- Ветхозаветные праздники
- По Закону Господа
- Вступление в Землю обетованную
- В Завете с Богом должно быть все общество
- «Кому много дано, с того много и спросится»
- Благодать Божия – не гарантия Спасения
- Об испытании царствованием
- Главная жертва, которую принимает Бог от человека, есть послушание Ему
- Об испытании царствованием
- «По сердцу Божию царь Давид»
- Урок избранничества
- Душа принадлежит только Богу
- Урок избранничества
- Царь Давид как прообраз Христа
- О кротости
- «Жертва Богу – дух сокрушенный»
- О покаянии
- Бог не смотрит на нашу праведность, Бог смотрит на нашу веру
- О чистоте сердца
- Когда приходит Бог, все должно ликовать
- О чистоте сердца
- Судьба каждого человека наполнена Промыслом Божиим
- О возмездии
- Строительство храма
- О храме Божием
- Соломон, как прообраз Христов
- Бог дает благодать смиренным
- О смиренномудрии
- Послушание больше жертвы
- Когда слабеют объединяющие народ связи…
- О разделении
- Губительная привычка Богопротивления
- О разделении
- Пророческое служение в Ветхом Завете
- Делай, что должно…
- Бог сохраняет верующих во имя Его
- Поиск ответа, как жить
- О знаке богооставленности
- Бог открывает то, что нужно
- Верующих защищает и духовное воинство
- Без благодати видеть тайны, свершаемые Богом, нельзя
- Оставляя Бога, человек перестает быть человеком
- «Что я скажу Богу?»
- Сами бедствия – не зло
- О судьбах народов
- Вера есть там, где живо сердечное чувство
- Об истинном богоугождении
- Дары Божии всегда преизобильны
- Нельзя служить Богу и мамоне
- Трепет сердца, уповающего на Бога
- На что надеяться?
- Мы все нуждаемся в милосердии Божием
- На что надеяться?
- Служитель слова, не остающегося бездейственным
- Пророчество – иное призвание
- Приняв Бога всем сердцем, мы изменимся
- Пророк дает надежду
- Дар различать духов
- Льстивые уста движимы не духом истины
- Кто такие пророки?
- Откройте сердце Богу…
- Пророчество о Рождестве Спасителя
- Спасается тот, кто любит Бога
- Осмысление времени в Книге пророка Исаии
- О полноте времен
- Все дары уже даны
- Мессианские места Книги пророка Исаии
- С приходом в мир Христа мы можем служить только добру
- Нам возвращена свобода
- Видеть себя в свете Божией правды
- Торжество нашей Пасхи
- Никто уже ничего дьяволу не должен
- Где страдание ради Христа, там и Его слава
- Никто уже ничего дьяволу не должен
- Упование – начало спасения
- Назвать Бога Отцом можно только во Христе
- Бог – Жизнь этого мира
- Эсхатология пророка Исаии
- Великая сила поста
- Когда пост откроет нам Небо
- Пост, который избрал Господь
- «Отдай голодному душу твою…»
- Человек живет Богом
- На кого мы надеемся?
- Спасительная сила послушания
- Стяжание смирения как основное делание человека
- Смирение имеет великую силу
- Смирение выше, глубже, спасительней всяких других состояний
- Вавилон – образ мира сего
- Смирение является символом бытия, в котором человек связан с Богом
- Человеческой любви недостаточно
- У человека есть возможность выбрать
- Любовь Божия сочетает несопоставимое
- Плач о грешниках
- Только покаяние может изменить судьбу
- Чтобы выжить в падении, надо покаяться
- Печальные последствия катаклизмов
- Открывая нам невидимого Бога
- Человек может почитать истинного Бога
- Упорство нераскаянного сердца
- Покаяние – фундамент духовной жизни
- Возможность нового сердца
- Быть народом Божиим
- Поклонение в Духе и истине
- Все зависит от человеческого сердца
- Через душевное человек восходит к духовному
- Дыхание нашей жизни в руках Божиих
- Божий Промысел пребывает над всеми народами
- Нет душевного – не будет и духовного
- Богообщение словами не описать
- Каждое слово в Библии исполнено смысла
- Глубины Премудрости Божией
- Как сохранить ревность по Богу
- Господь есть спасение всех людей
- Главное – люди должны жить верой
- Блажен человек, призванный Богом
- Сердце должно быть чистым
- Никогда не отлучаться от Бога
- Покаяние есть очищение сердца от идолов
- Долготерпение Божие призывает к покаянию
- Бог ждет подходящего времени
- Церковь питает верующих своей благодатью
- Свет Его ярче лучей солнечных
- Стать светом для других
- Единый день в очах Господа
- Господь – спасение мое
- Важно, что я верую
- Для всех христиан важна вера в воскресение
- Увидеть смысл вещей и событий, Промысел Божий
- Праведник уповает на Бога
- Краеугольный камень праведности
- Мудрость как плод упования
- Настоящий мудрец имеет мудрость от Бога
- Принесена новая, совершенная Жертва
- Нет совершенного мира в этом мире
- Очень многое зависит от каждого
- Господь сокрушает гордыню
- Именно слава всегда должна быть Божией
- Власти надо подчиняться независимо от того, каково ее отношение к Богу
- Сын Человеческий приходит, и кончаются все земные царства
- Будем стремиться познать Бога
- Дух Божий сходит, и все становится очень органично
- Установить подлинное царство может только Бог
- Без познания Бога мы пребываем во тьме
- Будем стремиться познать Бога
- Только Бог может соразмерить все силы нашего существа
- Источник всех благ – Господь
- Воскресаем тоже мы во Христе
- Люди, живущие Христом, не боятся смерти и не совершают греха
- День последних судеб мира
- Христос уже пришел, и Суд уже возвещен
- Универсальный церковный принцип
- Помня о Боге и устремляясь к Нему
- Во благодати Святого Духа изливается настоящая жизнь
- В полноте все явится в последние дни мира
- Главная задача пророков – открывать волю Божию
- Бог через все творит Свой Промысел
- Миссионерского института: Вопль, восходящий к Богу
- Иона как прообраз Христа
- Скиния Божия – это сердце человеческое
- Есть только одна жертва, способная угодить Богу
- Вера, явленная в смирении, отодвигает бедствия
- Происходящее есть веление Промысла Божия
- Верующий все побеждает силою живущего в нем Святого Духа
- Главное – это смириться
- Полный текст
Смирение имеет великую силу
Смирение выше, глубже, спасительней всяких других состояний
Продолжим, вернее сказать, завершим размышления по эсхатологии пророка Исаии. Их, конечно, там достаточно много, мы все не будем рассматривать, но в завершение обсуждения мысли о том, что лишь смирение и послушание приводят в Царствие Небесное, приведу евангельский текст. В Евангелии от Луки Христос говорит: «Вы высказываете себя праведниками перед людьми, но Бог знает сердца ваши; ибо что высоко у людей, то мерзость перед Богом».
Действительно, самопревозношение может быть замешано на вполне благочестивых вещах, как это было у фарисеев. То есть гордыня может прокрасться в любое человеческое состояние. Гордыня может угрожать человеку как далекому от Бога, валяющемуся в грехе, так и человеку, считающему, что он-то связал свою жизнь с Богом. Так было у фарисеев, но их гордыня довела их не только до того, что они поссорились с Богом, они Его убили.
Много в истории Церкви таких сложных, трагических эпизодов. Когда люди впервые соприкасаются, начинают читать книги по истории Церкви, то удивляются: «Нам-то представлялось, что вся история Церкви должна быть ровной, гладкой историей святости, и вдруг она прорывается очень трагическими надрывами».
Именно потому, что люди, придя в Церковь, не стяжали послушание, не отказались от гордыни, и появляется такой надрыв в истории Церкви. И во всяком кризисе исторического бытия Церкви проявляется Суд Божий, который, так или иначе, смиряет человеческую гордыню – либо врачуя ее, либо отсекая от тела Церкви.
Это очень важно понимать. Поэтому, например, Великим постом так сильны покаянные мотивы во всем строе богослужений, об этом говорит весь текст Великого канона Андрея Критского, об этом говорят Евангельские чтения накануне поста – о мытаре и фарисее, о Страшном Суде, об обращении блудницы, о богатом и Лазаре. И после поста, когда читается евангельская притча о блудном сыне. И везде звучит мысль, что смирение выше, глубже, спасительней всяких других состояний.
В заключение хотелось бы такую фразу из пророка Исаии прочитать. Когда я впервые прочитал библейский текст, это было в 91-м году, она запала мне в голову, зацепилась за краешек моего сознания, пустила там корешки. И всегда, когда приходит какая-то смута, волнение, не знаю, как поступить, за что ухватиться, где тот путь, идя которым я могу сохранить какую-то связь с Богом, вспоминаю всегда эти строчки. От Лица Бога, Духом Святым, пророк Исаия говорит: «…вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим». То есть все остальное, получается, мерзость перед Богом. Только человек смирившийся, ищущий, жаждущий смирения, только человек, который трепещет перед словом Господним, боится преступить его, только человек, сокрушающийся духом не только о своих конкретных грехах, а обо всей какой-то неадекватности, несвятости, суетности своего бытия, которое мы пьем, как воду, только такой человек сохраняет связь с Богом. Когда это уходит, то теряется что-то очень главное, хотя порой и остается внешне праведность. Пимен Великий, когда его спросили, каким образом человек может спастись, может устоять среди всех искушений, которые порой обрушивает на него сатана, ответил: «Кто на всяком месте, в любом состоянии начинает укорять себя, тот везде устоит».
Люди в V веке знали все искушения сатаны, знали насколько сложно устоять. Об этом можно прочитать в житии Антония Великого. Страшные искушения пришлось ему перетерпеть, и он возопил к Богу: «Кто же может все это выдержать, вынести, выстоять среди всех искушений?».
Мы-то начинаем искать виновников вокруг себя, в обстоятельствах жизни, в государственной власти, в начальниках, в соседях, в чем угодно, только не в себе самих. И поэтому наша духовная жизнь становится хрупкой, она как бы построена на песке. Мы теряем правильные ориентиры, теряем состояние присутствия Бога. Но стоит только вспомнить о том, что я сам виноват во всем – я это сделал, я здесь смалодушничал, здесь разгневался, здесь еще что-то сделал, – и все изменяется.