Читаем Ветхий Завет

Оглавление

Бог дал, Бог взял

История патриарха Авраама

В ПРЕДЫДУЩЕЙ беседе мы остановились на том, что в ветхозаветные времена стали процветать идолопоклонство и язычество. Библия мало говорит о человеческой истории до патриарха Авраама – именно с него начинается для нас история, насыщенная событийно. Сегодня мы можем определить время, когда примерно произошел исход Авраама к Земле Обетованной. Это случилось примерно в XXI веке до Рождества Христова. Об этом мы знаем из данных археологических раскопок, других исторических исследований. Мы имеем представление о той исторической ситуации, в которой находился Авраам. И это важно, потому что помогает нам раскрыть не только его душу, но и то, что на самом деле сделал этот человек.

Итак, Авраам жил на территории Шумерского государства. Незадолго до исхода Авраама в Землю Обетованную это государство было захвачено северными племенами кочевников. Шумерское государство, находившееся между реками Тигр и Евфрат, было захвачено аккадскими племенами, к которым Авраам принадлежал по своему происхождению; в то время столицей его был город Ур Халдейский.

Авраам жил в крупнейшей столице мира и при этом был не просто ее рядовым жителем, а принадлежал по происхождению к элите, представители которой занимали самые высокие политические и финансовые посты. Авраам имел возможность карьерного роста, мог подняться на самую верхушку шумеро-аккадского государства, мог обогатиться еще больше и уж, во всяком случае, вести в Уре спокойную, сытую, безмятежную жизнь. Ему никто ему не запрещал верить в Бога. Аккадское племя принесло в Шумер единобожие, но понемногу аккадцы стали терять свою веру и от шумеров переняли идолопоклонство (такова была повсеместная логика развития человечества). И нам очень важно понять, что Авраам оставил, – что сделал, послушавшись Бога, направив путь не зная куда; Бог сказал: «Иди в землю, которую я тебе укажу», то есть выйдя из Ура, он еще не знал, что его ждало, не знал ни условий обитания земли, куда он придет, ни народа, там живущего. Он пошел туда только потому, что его призывал Бог. Таковы были его доверие Богу, его преданность Богу. Жертвоприношение сына Исаака стало возможным потому, что этому имелось серьезное основание: 25 лет Авраам будет ждать рождения сына по обещанию Бога и не усомнится в обещанном, не заколеблется, не возропщет, не перестанет уповать на Бога.

Но и до того, как он вышел из Ура, он был тем, кого в Египте, например, называли «намад», то есть родоначальник, патриарх. Авраам был большим человеком – у него были многочисленные стада, множество слуг, материальные блага. Когда пять царей напали на город Содом, в котором жил его племянник Лот и захватили Лота в плен, у Авраама хватило власти и сил догнать пятерых царей, разбить их в битве и вернуть племянника и его богатство; когда ему была нужна земля Палестины и ему ее предлагали даром, он выкупил эту землю по ее рыночной цене.

Бог является Аврааму в Уре, и он оставляет власть, имения, возможности по одному Божию слову и идет в землю, которую никогда не знал, о которой никогда не слышал: Бог открывает ему название этой земли только тогда, когда он в нее приходит, – и Авраам все это время не требует от Бога никаких гарантий, никаких дополнительных географических и экономических сведений. Он отвечает своему порыву, словно услышал знакомый голос, давно им ожидаемый, и откликается на него. В Книге Царств, написанной намного позже Книги Бытия, есть история, как Бог открылся семилетнему мальчику по имени Самуил, когда тот слышит голос Бога, зовущего его по имени, среди ночи вскакивает и бежит к священнику, спрашивая: «Что такое? Ты меня звал ли?», и так до третьего раза, когда священник понимает, что это Бог зовет Самуила, и объясняет ему, Кто именно его зовет.

Аврааму ничего не надо было объяснять, он сразу понял, Кто его зовет и сразу готов за Ним идти. Это говорит о свойствах души Авраама, с которыми мы познакомимся поближе на примере его потомков.

Хотя идолопоклонство уже начало завоевывать мир, некоторые представители аккадского племя еще продолжали сохранять веру в Единого Бога, сохранять свидетельство, что Бог вмешивается в жизнь человека. И эта вера в Единого Бога продолжала теплиться в потомках Сима, к роду которых принадлежал и Авраам. Но, очевидно, он не просто верил в то, что ему сказали праотцы. Он, как и некоторые его потомки, искал возможной встречи с Богом, хотел видеть Бога, быть причастным к тайнам, хотел встретиться с Ним. Его праотцы, жившие по 200, а то по 300 лет, помнили об очень давних событиях, о которых в племени существовала живая, непосредственная, бытийная память.

Авраам не просто верил древним сказаниям – он жаждал встречи с Богом , он искал ее искреннее, чем сородичи. И когда услышал голос Бога, не задумываясь откликнулся и пошел по Его указу. Шел долго, не один, а со стадами и многочисленными домочадцами, с которыми нельзя было идти по прямой, а только проторенной дорогой. Он поднялся вверх по течению Евфрата и дальше, до побережья Средиземного моря и Палестины, где в конце концов и остановился. И придя в Палестину, он ждал явления Бога, слов Бога, указаний дальнейших.

Он показал свое послушание, показал, что готов следовать за Богом, но высказал и свою тайную мольбу к Богу: он уже стар, ему 75 лет, а наследника нет; он женат, но детей не имеет – а для человека древности это было мукой. Бог обещает ему: за то, что он послушался Его голоса, от Авраама произойдет великий народ. Но у Авраама нет даже единственного наследника, от кого же произойдет народ? Бог, явившись Аврааму, обещает, что будет народ – не называя ни точной даты, ни обстоятельств, при которых это произойдет. Он оставляет Авраама в неведении, и это второе испытание веры Авраама.

У людей порой бывает некий порыв пойти за Богом, но он проходит, не выдерживая долгих лет ожиданий того, что последует от Бога. Бог является и скрывается, говорит: «Да, будет», но не говорит, когда. А далее начинается трудная повседневность, обыденная жизнь, в которой мы не чувствуем близости Бога.

Величие же Авраама и вера его показывают, что он готов был услышать голос Божий и достоин был того. Он ждет, не ропщет, не говорит возмущенно Богу: «Зачем Ты меня сюда привел?! Я тебя послушался, но что с того имею?». А ведь он житель богатой страны, который оставил свое отечество и пришел в землю, где он – чужой, где он – странник, где он живет в шатре, где у него ничего нет. И народ, к которому он пришел, чужой народ, и обычаи этого народа чрезвычайно чужды ему (если не сказать противны). И тем не менее он, живя среди этого народа, не ропщет, не возмущается, а терпеливо ждет, когда Бог исполнит то, что обещал. И так проходят 25 лет.

За 25 лет с Авраамом ничего не происходит. Сказано об этом в Библии кратко. Но мы понимаем, как велик этот срок для человека, даже если срок твоей жизни 170 лет. Но Авраам не изнемог, не роптал, а терпеливо ждал, когда Бог исполнит то, что обещал. И он получил сына. Но и ожидание обещанного оказалось не самым страшным, не самым большим, что потребовалось от Авраама.

У столетнего Авраама рождается сын. Долгожданный, любимый. Отец, понимая, что все лучшее в его жизни уже прошло, держит на руках ребенка, которому сможет передать весь свой опыт – жизненный, духовный. Он ждет, когда ребенок повзрослеет, чтобы рассказать ему самое главное: о Боге, о вере, о своей любви (мать радуется полноте бытия ребенка сразу, как только он родился, отец эту полноту испытывает, когда может с мальчиком поговорить и сын способен его понять). Авраам ждет зрелости своего сына, – но, когда Исааку исполняется 14 лет, Бог говорит: «Принеси его Мне в жертву».

Выполнить такое требование почти невозможно, сколько бы лет ни было ребенку, но особенно когда уже можно насладиться долгожданным общением с ним и передать ему самое важное, когда можно жить с ним по-мужски, душа в душу, деля радость бытия, недоступную другим, непосвященным. В этот самый момент, которого так долго ждал Авраам, он вдруг слышит: «А теперь то, к чему ты привык, то, что доставляет тебе так много радости и счастья, ты должен отдать Мне, Богу».

И Авраам опять не усомнился и идет исполнить повеление; его чувства потом выразит Иов: «Бог дал, Бог взял». Авраам понимает, что этот ребенок – дар Божий, Бог волен Свой дар забрать. Он, Авраам, ничего не сможет сделать с этим, ведь он не хозяин ни своей жизни, ни жизни своего ребенка.

Такому трепетному ощущению жизни, как дара от Бога, научиться невозможно. Бог Сам дает этот дар, дает человеку пережить ощущение, что его собственная жизнь ему подарена, и жизнь ребенка, который у него родился, подарена ему Богом.

Именно поэтому, чтобы дать людям опыт пережить ощущение жизни как подарка, Бог медлит исполнять молитвы. Мы знаем хрестоматийный пример – и Матерь Божия была выстраданным ребенком, Ее праведные родители очень долго ждали Рождения Ребенка. Так же Захария и Елисавета очень долго не могли иметь ребенка. Авраам выстрадал свое ощущение, что ребенок есть дар, что жизнь человеческая есть дар, – и ему даже не приходит в голову в этом усомниться; он уверен, что Бог волен распоряжаться этим даром, как Ему угодно.

Те чувства, которые переживает Авраам, присущи любому человеку, который желает иметь хоть отчасти истинные отношения с Богом. Других по-настоящему истинных отношений с Богом человеку выстроить невозможно. Все наши праведники от начала мира, наши святые отцы жили этим ощущением. Они до него дорастали, эти отношения им открывались, становились центральным нервом любого верующего существа.

Мы начали рассказ о патриархе Аврааме, являвшем несказанную любовь ко Господу и выполнявшем все его повеления, порой настолько суровые, что Авраам стал для нас символом послушания воле Божией. Что же мы можем отдать Господу вслед за Авраамом?

Когда хлеб и вино, принесенные на престол Божественной литургии, освящаются Богом и становятся Телом и Кровью Христовыми, священник, вознося эти Дары к Богу, говорит: «Твоя от Твоих Тебе приносящи о всех и за вся» – «Мы принесли Тебе, Господи, не только этот хлеб и это вино – символы нашей жизни, а весь мир, сконцентрированный в этом хлебе и вине, и сердца наши, горящие желанием быть принесенными Тебе в жертву». Сама вера, любовь к Богу, которые пылают в наших сердцах, мир, который сердца одухотворяет, – все это дары Божии. И каждый из нас, склоняя голову, тогда обращается к Богу: «Все, Господи, что Ты мне дал: и веру, и любовь и молитву, и милость стоять в этой церкви, и мир, и солнце, и родителей, которые меня воспитали, и добрых людей на моем пути, и злых, помогающих мне смириться, всю мою жизнь – Твой дар – прими от меня!» В этот момент литургии человек пронзается мыслью, что все, что он собой представляет, есть дар Божий ему, и этот дар он приносит Богу: «Ты мне это, Господи, дал, я это исповедую и Тобой дарованное хочу принести Тебе в жертву. То, что от Тебя получил, Тебе и возвращаю!».

Господь не требует от каждого из нас приносить своих детей в жертву. Но мы должны понимать: всем, что у нас есть, мы обязаны Богу – а значит, должны Ему отдать. Об этом, например, говорит в Своих притчах о злых виноградарях или о талантах Христос.

Хозяин отдал виноградарям виноградник и послал слуг за плодами; виноградари убивают слуг, не желая отдавать плодов… Господин раздал таланты своим слугам, а после потребовал вернуть…

Эти притчи – о том, что человек должен взять предоставленное Богом, использовать его, но потом вернуть. Вот такая очень глубокая и очень точно выражающая отношения Бога и человека мысль. Мы всем ему обязаны, и в определенное время Он вправе потребовать от нас созревший плод.

Поэтому Авраам не смущается, не сомневается и идет навстречу Богу, чтобы отдать Ему то, что он получил от Него. В Библии мы нигде не видим у Авраама внутренней борьбы при выполнении воли Божией. Апостол Павел в своем Послании пишет, что Авраам, пытаясь объяснить себе волю Бога, утвердился в мысли: «Верю, что Бог может и из мертвых воскресить моего сына. Бог обещал, что будет от меня великий народ. Как это Бог сделает, мне не важно. Если Бог сказал, Он сделает. Я лишь должен совершить то, что требуется». И Авраам ведет сына на заклание.

И тут еще неизвестно, чему больше изумляться – как Авраам доверяет Богу или как сын Авраама доверяет своему отцу. Сын уже подросток. Но ни надлома, ни упрямства мы в Исааке не видим. Он задает вопрос: «Куда мы идем?» Отец отвечает: «Принести жертву». Исаак спрашивает: «А кто жертва? Где баран?» Авраам же говорит: «Бог найдет Себе жертву». И больше никаких вопросов. Они восходят на гору, Авраам делает жертвенник, связывает сына, заносит нож. Исаак не сопротивляется, он готов из рук отца принять все, даже смерть. Конечно, он прообраз Христа, но нам важен сейчас человеческий аспект их отношений – насколько сын доверяет отцу. Ни ропота, ни возмущения, ни крика, ни страха. Из рук отца он может принять даже смерть. Видимо, сам Авраам был настолько же послушен Богу, что из рук Его готов был принять даже смерть. Послушание самого Авраама Богу – живое, не наигранное, послушание человека, готового по любому слову Бога сделать все, что Он попросит – вот это послушание, это бытие перед лицом Божиим, оказало такое воздействие на Исаака, что он, зараженный жертвенностью отца, готов был пойти на все ради него. Если бы мы так жили перед Богом, готовыми на все ради Него, пребывали в послушании, в смирении перед Лицом Его, то, возможно, и не было бы у наших детей ни дерзости по отношению к нам, ни поступков, совершенных вопреки нам. Это наша закрытость перед Богом, нежелание идти по Его воле не дают потоку Его благодати излиться на наших детей. Митрополит Антоний Сурожский пишет: «Мы должны быть как стекло: солнце светит, а нас не видно». Мы же чаще всего заслоняем свет солнца собой – своей волей, своими желаниями, нашими амбициями, мешая людям, живущим рядом с нами, увидеть Божий свет.

Авраам сделал то, что от него требовалось Божественным Промыслом, он прошел самое трудное испытание. Он смог отказаться от того, что ему очень дорого, что он любит больше всего на свете. Промысел Божий, любовь Божия проводят его через страдание, через боль, чтобы Авраам прошел через искушение и сам понял, что Бога он любит больше, чем своего сына. Хотя у людей, которые живут Богом, нет выбора, кого они любят больше. Они абсолютно доверяют Богу, потому что знают: Бог никогда не причинит зла. Если происходит что-то страшное, на взгляд человека, – это всегда благо для болящего ли, умирающего ли, еще для кого-либо.

Все, что делает Бог, есть благо. Таково истинное доверие Богу, что при наличии его нет иного выбора. Авраам сделал то, чего не мог сделать Адам, – он действительно настолько любил Бога, что в искушениях, в страхе смертном, находясь в возможности оказаться без наследника, смог сделать то, что должен был сделать, то, чего хотел от него Бог: явил абсолютные доверие, любовь и послушание. Пройдя через это искушение, Авраам всем сердцем утвердился в Боге. Он изгнал, очистил всякую возможность проникновения греха в свое сердце, греху просто не оказалось там места: все его сердце в устремленности к Богу было в Боге утверждено. И такой своей твердостью он засвидетельствовал свою избранность. И когда Авраам занес над Исааком жертвенный нож, явился ангел Господень и сказал: «Не надо убивать сына». Авраам поднял глаза и увидел, что в кустах рогами запутался баран, его и принесли в жертву.

Авраам – избранный Богом. Что значит это избранничество? Оно не от наших качеств – Христос говорит Своим ученикам-апостолам: «Не вы Меня избрали, Я вас избрал» – «вы Меня не знали, вы Меня не видели, вы обо Мне ничего не слышали, и если бы Я вас не избрал, вы бы ко Мне даже не пришли». Так избирает нас Бог – избирает не «почему», а «для чего». Чтобы послать нас что-либо сделать. Избирает, как, к примеру, военачальник из воинов того, кого надо послать в сложной ситуации в опасное место – военачальник выбирает посланца, который сможет справиться с порученным делом. В этот момент он, разумеется, смотрит и определяет: каковы качества этого человека, но на самом деле вопрос не в том, каков человек, а в том, что он должен выполнить.

Если мы ощутили, что мы избраны и ради этого мы приходим в Церковь, это не значит, что Бог открывает нам нашу особенность. Нет. Наш приход в Церковь означает начало новой жизни, и мы, теперь вышедшие из мира, посылаемся Богом на какое-то дело. Христос Спаситель говорит всем христианам: «Вы свет мира», то есть ваше предназначение – светить миру, а не просто жить, спокойно удовлетворяясь своей собственной праведностью.

«Вы – соль земли», то есть должны исполнять то, что делает соль, предохраняя продукты от гниения, тления. Мир, люди портятся, и только христиане, как соединившие свое бытие с Богом, призваны предохранять мир от тления – не законом, не политическими мерами, а фактом своей жизни. Когда неверующий человек соприкасается с христианином, он должен испытывать то, что испытывает мясо, соприкасаясь с солью: он должен перестать портиться, перестать гнить.

Апостол Павел говорит: вы избраны Христом, чтобы возвещать совершенство Бога, Который призвал вас в Церковь. То есть христианин призван возвещать Божественное совершенство, он свидетель, по которому люди неверующие должны судить о Боге, получать представление, Кто такой Бог.

Апостол Павел еще говорит, обращаясь к христианам: вы созданы на добрые дела, которые предназначил вам Бог исполнить. То есть мы, приходя в Церковь, всегда имеем перед собой какую-то задачу, ради которой Бог нас сюда и привел. Вот что значит избранничество: идти и делать то, что велит нам Бог. Это всегда крест и трудности, это всегда страдание. Нас посылают всегда на сложное дело.

Миссия была и у Авраама. Бог решил от этого человека произвести особенный народ. Для чего? Мир погружался в состояние язычества и идолопоклонства, а в замысле Божием существовало намерение явиться людям в образе человеческом, стать Человеком, но прийти к людям не нарушая их свободы самоопределения по отношению к Богу. То есть Бог должен был прийти к людям, они же должны были сами Его узнать и показать на Него другим, рассказать о Нем другим.

Господь должен был прийти, исполнить Свою миссию через крестные страдания и смерть, но успеть людей фактом Своей жизни и Своего Воскресения убедить, что Он и есть Спаситель. То есть Он должен был прийти к людям, которые бы имели представление о Боге, о Спасителе, о духовной жизни и о том, что Собой представляет Мессия.

Если бы к людям, которые погружены в язычество, пришел некто и засвидетельствовал чудеса, они бы не подумали о Боге, сотворившем все. Они бы не знали ни об Адаме, ни о грехопадении. Они бы не услышали Того, Кто говорил бы им о покаянии, как это было, когда апостолы Павел и Варнава пришли в языческий город. На все их чудеса люди среагировали вполне адекватно: провозгласили их богами, увенчали лавровыми венками и стали им поклоняться, – вот и все, чего бы добился Христос, даже намного худшего, если бы Он пришел к язычникам. Они бы не поняли, Кто к ним пришел. И когда бы Он умер позорной смертью на Кресте, они бы просто решили, что «это не Бог», и все. И спасения бы не совершилось. Поэтому Бог делает то, что может: Он приходит и становится Человеком. Но поверить, что это и есть Спаситель, человек должен сам; для этого надо его подготовить.

Задача народа, происходящего от Авраама, ждать Спасителя – Бог благословил именно потомкам Авраама ждать Спасителя, готовиться к Его встрече, а когда Он явится, показать на Него всему человечеству, всем язычникам, всем народам. Задача Богоизбранного израильского народа – принять Христа на свои руки и показать Его миру, показать людям.

А израильтяне поняли все это наоборот: они – избранные люди, у них появится Спаситель, чтобы их провозгласить царями над всей землей. Они не поняли, что ради Бога сами должны стать слугами язычников, которых привыкли ненавидеть, презирать, которыми привыкли гнушаться. Бог так следит за ними во времена Ветхого Завета, чтобы израильтяне не заразились языческими идеями, а не чтобы потом, когда явится Христос, гнушались язычниками. Вот чего не могли понять израильтяне, современники Иисуса Христа. Поняли это апостолы, и была Духом Святым основана Церковь и апостолы понесли по всему миру проповедь о Христе. Язычество исчезло, люди поклонились Богу, Евангелие было проповедано всей твари, и во все концы земли пришла весть о Христе.

Но и сейчас еще остаются люди с атеистическими и языческими убеждениями. Звучит проповедь в Африке, Австралии, Полинезии, в джунглях Индонезии есть проповедники, которые язычников отвращают от идолов и говорят им о Христе. Ради этого служения, ради этой миссии и был создан народ. Исаак, который восходит вместе с отцом на гору и несет на себе вязанку дров, из которой будет сделан жертвенник, прообразует Христа: отец приносит в жертву сына – сын, послушный отцу, приносит в жертву себя сам. Это – прообраз Христа, и этот прообраз библейской истории – во всем: Ной– прообраз Христа, Авраам, другие люди, о которых мы будем говорить позже, Исаак, Иаков и многие другие, тоже прообразуют Христа. Вся Библия свидетельствует о Христе, весь Ветхий Завет. Каждым Своим движением, которым Бог вмешивается в жизнь человека, Он пытается человеку открыть то, чем человек спасется, Христа. Только во Христе спасение, и поэтому вокруг Христа и вся жизнь древнего человека, и наша, нынешняя, вращается. И, естественно, когда Бог вмешивается, Он не говорит о том, что касается нашего материального или временного блага. Все, что говорит Он через пророков, посвящено одной цели: обратить внимание человека на Христа, потому что кроме Него спасения нет. Библия еще (кроме того, что каждым своим образом, каждым своим свидетельством указывает на Христа) обращена к нам, живущим сегодня, как образец строительства отношений человека с Богом.

Как Авраам возносит своего сына в жертву Богу, так каждый из нас должен принести в жертву Богу самое ценное, самое дорогое, что у него есть. Конечно, у нас сразу возникает паника: «Он у нас отнимает самое ценное?», но эта мысль показывает, что сердце наше отгорожено стеной от Бога: Он для нас чужой, отнимающий то, что нам дорого. У Авраама таких мыслей не было. И когда у нас сжимается сердце от того, что Бог у нас может что-то забрать, оно нас обличает – мы по-прежнему как Адам прячемся в кусты от Бога: «а вдруг он заберет что-то у нас?». А нужно понять: все что мы имеем – дар от Него.

И Христос в Евангелии сказал: «Кто не возненавидит самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником», и требует отречься от всего – даже от самого дорогого. Только в таком отречении начинается подлинная жизнь, но она невозможна, если мы не понимаем, что все в этой жизни имеем как дар от Бога.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka