Array ( )

Читаем Ветхий Завет

Оглавление

Пост, который избрал Господь

«Отдай голодному душу твою…»

Продолжим нашу беседу о посте в Книге пророка Исаии. Пророк от Лица Бога свидетельствует не просто о том, какой пост не угоден, он говорит о том, какой пост угоден Богу.

«Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «Вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают».

Вот пост, который благословил Бог, вот пост, который Он избрал. Если человек будет соблюдать такой пост, он откроет для себя несказанный источник щедрости Господней, духовной и телесной радости. Человек будет как бы напитан благодатью – миром, любовью, радостью, как напоенный водою, если он будет нести пост так. То есть смысл, по свидетельству Бога, не просто в ограничении себя в еде, а в том, чтобы излишек отдать тому, у кого ничего нет, – разделить свою трапезу с голодным, чтобы, надевая в знак поста бедную одежду, отдать лишнюю одежду тому, у кого ничего нет.

Надо показать во время поста свою сердечную щедрость, не просто ограничить себя в чем-то, а ограничить себя ради кого-то, ведь Богу наши излишества не нужны. Когда Антоний Великий, к примеру, уходит монахом в пустыню, он не просто бросает все, что у него есть (человек он был не бедный), а, устроив свою сестру, остальное раздает неимущим – именно распоряжается своим добром, а не просто его бросает на произвол судьбы. Способность человека поделиться излишком умягчает наше сердце и делает его способным принять благодать Божию.

Пост мы должны соблюдать так, чтобы ближним нашим, семье нашей в дни поста радости, мира, пользы от нас было больше, чем в остальные дни. Ведь если мы утесняем свое чрево, то, значит, мы должны обрести духовные крылья, напитаться благодатью, значит, целесообразно во дни поста ждать, что наше сердце больше будет преисполнено любовью, чем тогда, когда оно отягощено гортанобесием или чревоугодием. Пост призывает направить наши силы к заботе о других: накормить других, пожалеть других, прочитать с сыном или с дочерью чуть больше книг, побеседовать с ними на духовные темы, рассказать что-то такое, чего раньше не рассказывал. И поскольку душа будет ближе к Богу, то и слова будут звучать иначе, чем они бы звучали, когда мы бы их говорили, объевшись.

В стихирах, которые поются во дни Великого Поста, есть замечательные слова: «Братья, постимся, если мы постимся телесно, будем поститься и духовно». Церковь всегда призывает к этому. Просто мы не всегда можем расслышать среди суеты голос Церкви, но Церковь всегда настаивает на том, что нужен не только телесный пост, но и духовный. Вот тогда пост действительно станет спасительным.

Ни в коей мере никто не должен думать, что без поста возможна нормальная духовная жизнь. Она невозможна; пост – это жертва, ведь человек состоит из тела. Без понуждения своего тела к жертве Богу, к жертвенному деланию ради Бога невозможно подлинное служение Ему. Христос Телом страдал на Кресте, значит, христианин, поскольку он часть Тела Христова, тоже должен страдать, в том числе и телесно. Телесный пост только тогда спасителен, если дополнен жертвенным служением сердца.

Если мы живем не в отшельничестве, а в обществе, среди людей, всегда рядом с нами есть человек, который нуждается именно в нашей любви, в нашей заботе, в нашем тепле, в нашем участии, неважно, кто это: член ли нашей семьи, родственник дальний или близкий, сосед, друг, сослуживец.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka