Празднование
История
Германовская (Ерманская) икона Божией Матери (ударение на "е"), чудотворный образ, который по церковной традиции связывают с именем патриарха Германа Константинопольского, защитника иконопочитания. Архиеп. Иоанникий (Галятовский) в сборнике «Небо Новое» (1-е изд.: Львов, 1665) сообщает об иконе следующее: будто свт. Герман еще ребенком видел в церкви константинопольского монастыря во имя Пресвятой Богородицы образ Божией Матери с Младенцем Христом на руках. Он подал яблоко Христу «як дитятку, сам дитя будучи», тогда «Пресвятой Богородицы образ протянул руку и принял от него яблоко». Сказание о Германовской иконе из рукописного сборника «Солнце Пресветлое», составленного сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715–1716 гг. (НБ МГУ. Ф. 293. № 10536-22-71), содержит дату этого события - 3 апреля 732 г., которая приходится на время уже после Патриаршества Германа, но никак не на время его младенчества (род. в 630–650 или в 653–658). Архиеп. Сергий (Спасский) приводит Германовскую икону под названием «Ерманскiя» в списке чудотворных образов, «местно чтимых в России».
В списке «Солнца Пресветлого», принадлежавшем в 1730 г. Федору Мурыгину (ГИМ. Муз. 42. Л. 100 об. – 101), в статье о Германовской иконе вклеена гравюра Г. Тепчегорского с подписью: «Вотодательница». Очевидно, составитель хорошо ориентировался в иконографии чудотворных икон, так как извод помещенной гравюры во многом совпадает с Германовской иконой. Главное сходство этих икон определяют положение Младенца Христа на правой руке Богоматери и то, как Она придерживает Младенца спереди. Таким образом, невзирая на то, что Германовская икона принадлежит к Богородичным изображениям типа «Умиление», а «Вотодательница» - к типу «Одигитрия», сходство наиболее типичных черт иконографии предопределило размещение в сборнике Моховикова и в его копии под сказанием о Германовской иконе гравюры с изображением иконы Божией Матери «Вотодательница», не востребованной по назначению, так как ее описание в сборнике не представлено.
Изображение Германовской иконы, как правило, входит в состав пространного цикла свода чудотворных икон и известно на иконах «Распятие и Страсти Господни» со 142 чудотворными образами Пресвятой Богородицы (кон. XVIII - нач. XIX в.) из Богоявленского придела Богоявленского собора в Москве; Богоматерь «Неопалимая Купина» со 151 изображением праздников и чудотворных икон Богоматери из собрания В. А. Бондаренко, 1894 г., иконописец В. А. Кукин, Мстёра (12-й ряд) и др.; а также на 4-листовой гравюре с изображением 132 икон Богородицы, нач. XIX в. (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. № 1217), и на 4-листовой гравюре с изображением 160 икон Богородицы, нач. XIX в., мастер Долгов (Там же. № 1218).
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Увидя недостаток ближнего, умилосердись над ближним твоим: это уд твой! Немощь, которую ты видишь сегодня в нем, завтра может сделаться твоей немощью.
Что нужно делать женам во время болезней, чтобы избавиться от них
К православным, живущим между раскольниками
Знамение крестное есть страх для злых духов
Чем более кого клеветники поносят, тем более того Господь прославляет