Празднование:

История

Гер­ма­нов­ская (Ер­ман­ская) ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри (уда­ре­ние на "е"), чу­до­твор­ный об­раз, ко­то­рый по цер­ков­ной тра­ди­ции свя­зы­ва­ют с име­нем пат­ри­ар­ха Гер­ма­на Кон­стан­ти­но­поль­ско­го, за­щит­ни­ка ико­но­по­чи­та­ния. Ар­хи­еп. Иоан­ни­кий (Га­ля­тов­ский) в сбор­ни­ке «Небо Но­вое» (1-е изд.: Львов, 1665) со­об­ща­ет об иконе сле­ду­ю­щее: буд­то свт. Гер­ман еще ре­бен­ком ви­дел в церк­ви кон­стан­ти­но­поль­ско­го мо­на­сты­ря во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри с Мла­ден­цем Хри­стом на ру­ках. Он по­дал яб­ло­ко Хри­сту «як ди­тят­ку, сам ди­тя бу­дучи», то­гда «Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы об­раз про­тя­нул ру­ку и при­нял от него яб­ло­ко». Ска­за­ние о Гер­ма­нов­ской иконе из ру­ко­пис­но­го сбор­ни­ка «Солн­це Пре­свет­лое», со­став­лен­но­го сто­ро­жем мос­ков­ско­го Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра Си­мео­ном Мо­хо­ви­ко­вым в 1715–1716 гг. (НБ МГУ. Ф. 293. № 10536-22-71), со­дер­жит да­ту это­го со­бы­тия - 3 ап­ре­ля 732 г., ко­то­рая при­хо­дит­ся на вре­мя уже по­сле Пат­ри­ар­ше­ства Гер­ма­на, но ни­как не на вре­мя его мла­ден­че­ства (род. в 630–650 или в 653–658). Ар­хи­еп. Сер­гий (Спас­ский) при­во­дит Гер­ма­нов­скую ико­ну под на­зва­ни­ем «Ер­манскiя» в спис­ке чу­до­твор­ных об­ра­зов, «мест­но чти­мых в Рос­сии».

В спис­ке «Солн­ца Пре­свет­ло­го», при­над­ле­жав­шем в 1730 г. Фе­до­ру Му­ры­ги­ну (ГИМ. Муз. 42. Л. 100 об. – 101), в ста­тье о Гер­ма­нов­ской иконе вкле­е­на гра­вю­ра Г. Теп­че­гор­ско­го с под­пи­сью: «Во­то­да­тель­ни­ца». Оче­вид­но, со­ста­ви­тель хо­ро­шо ори­ен­ти­ро­вал­ся в ико­но­гра­фии чу­до­твор­ных икон, так как из­вод по­ме­щен­ной гра­вю­ры во мно­гом сов­па­да­ет с Гер­ма­нов­ской ико­ной. Глав­ное сход­ство этих икон опре­де­ля­ют по­ло­же­ние Мла­ден­ца Хри­ста на пра­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри и то, как Она при­дер­жи­ва­ет Мла­ден­ца спе­ре­ди. Та­ким об­ра­зом, невзи­рая на то, что Гер­ма­нов­ская ико­на при­над­ле­жит к Бо­го­ро­дич­ным изо­бра­же­ни­ям ти­па «Уми­ле­ние», а «Во­то­да­тель­ни­ца» - к ти­пу «Оди­гит­рия», сход­ство наи­бо­лее ти­пич­ных черт ико­но­гра­фии пред­опре­де­ли­ло раз­ме­ще­ние в сбор­ни­ке Мо­хо­ви­ко­ва и в его ко­пии под ска­за­ни­ем о Гер­ма­нов­ской иконе гра­вю­ры с изо­бра­же­ни­ем ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Во­то­да­тель­ни­ца», не вос­тре­бо­ван­ной по на­зна­че­нию, так как ее опи­са­ние в сбор­ни­ке не пред­став­ле­но.

Изо­бра­же­ние Гер­ма­нов­ской ико­ны, как пра­ви­ло, вхо­дит в со­став про­стран­но­го цик­ла сво­да чу­до­твор­ных икон и из­вест­но на ико­нах «Рас­пя­тие и Стра­сти Гос­под­ни» со 142 чу­до­твор­ны­ми об­ра­за­ми Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (кон. XVIII - нач. XIX в.) из Бо­го­яв­лен­ско­го при­де­ла Бо­го­яв­лен­ско­го со­бо­ра в Москве; Бо­го­ма­терь «Неопа­ли­мая Ку­пи­на» со 151 изо­бра­же­ни­ем празд­ни­ков и чу­до­твор­ных икон Бо­го­ма­те­ри из со­бра­ния В. А. Бон­да­рен­ко, 1894 г., ико­но­пи­сец В. А. Ку­кин, Мстё­ра (12-й ряд) и др.; а так­же на 4-ли­сто­вой гра­вю­ре с изо­бра­же­ни­ем 132 икон Бо­го­ро­ди­цы, нач. XIX в. (Ро­вин­ский. На­род­ные кар­тин­ки. Кн. 3. № 1217), и на 4-ли­сто­вой гра­вю­ре с изо­бра­же­ни­ем 160 икон Бо­го­ро­ди­цы, нач. XIX в., ма­стер Дол­гов (Там же. № 1218).

Случайный тест

(7 голосов: 5 из 5)