Крусада иверийской пленницы

К 1675-летию со дня преставления святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии

Се­го­дня мы мно­го го­во­рим о необ­хо­ди­мо­сти пра­во­слав­ной мис­сии и при этом ча­сто се­ту­ем на от­сут­ствие необ­хо­ди­мых для это­го тра­ди­ций и опы­та. Го­во­рим ещё о на­сущ­ной по­треб­но­сти в совре­мен­ных фор­мах мис­си­о­нер­ства, о воз­мож­но­сти об­ра­ще­ния к опы­ту дру­гих по­мест­ных пра­во­слав­ных Церк­вей, а так­же к опы­ту ка­то­ли­ков. А меж­ду тем мы за­бы­ва­ем то, что мож­но на­звать ос­но­во­по­ла­га­ю­щим ас­пек­том хри­сти­ан­ской мис­сии — про­по­ведь соб­ствен­ной жиз­нью. За­ча­стую по­доб­ная фор­ма мис­си­о­нер­ства — един­ствен­но воз­мож­ная.

К то­му же мы не впра­ве за­бы­вать, что хо­тя про­по­ведь Еван­ге­лия — од­на из за­по­ве­дей Спа­си­те­ля, но ес­ли Сам Гос­подь не при­ве­дёт че­ло­ве­ка к ве­ре, то это­го не смо­жет сде­лать ни­кто, ка­ким бы обу­чен­ным и рья­ным мис­си­о­не­ром он ни был. Ни­кто не мо­жет прид­ти ко Мне, ес­ли не при­вле­чет его Отец, по­слав­ший Ме­ня; и Я вос­кре­шу его в по­след­ний день (Ин.6:44).

На­вер­ное, кто-то воз­ра­зит, что в на­шей-де си­ту­а­ции необ­хо­ди­мо не про­сто бла­го­че­сти­во жить, а при­вле­кать к се­бе вни­ма­ние об­ще­ствен­но­сти. С этим так­же нель­зя не со­гла­сить­ся: нуж­но ид­ти к лю­дям, нуж­но рас­ска­зы­вать им о Хри­сте. Но всё же под­лин­ная хри­сти­ан­ская жизнь под­час спо­соб­на сде­лать го­раз­до боль­ше, чем дис­пу­ты, по­ле­ми­ка, кра­си­вые сло­ва. Под­твер­жде­ние то­му — ис­то­рия жиз­ни рав­ноап­о­столь­ной Ни­ны, про­све­ти­тель­ни­цы Гру­зии.

О рав­ноап­о­столь­ной Нине со­хра­ни­лось до­ста­точ­но мно­го био­гра­фи­че­ских све­де­ний[1]. Неко­то­рые из них под­креп­ля­ют друг дру­га, неко­то­рые раз­нят­ся. Ес­ли со­по­ста­вить их все, то со­бы­тий­ная кан­ва её жиз­ни бу­дет при­бли­зи­тель­но сле­ду­ю­щей.

Рав­ноап­о­столь­ная Ни­на ро­ди­лась око­ло 280 го­да в кап­па­до­кий­ском го­ро­де Ко­ласт­ры. Она про­ис­хо­ди­ла из знат­но­го рим­ско­го ро­да: её отец За­ву­лон, по пре­да­нию — дя­дя ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия, поль­зо­вал­ся рас­по­ло­же­ни­ем им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на (†310), а мать Су­сан­на до­во­ди­лась сест­рой Иеру­са­лим­ско­му пат­ри­ар­ху.

В две­на­дцать лет свя­тая вме­сте с ро­ди­те­ля­ми при­шла в Иеру­са­лим. Здесь по об­ще­му се­мей­но­му со­гла­сию За­ву­лон стал пу­стын­но­жи­те­лем, Су­сан­на бы­ла по­став­ле­на диа­ко­нис­сой в хра­ме Гро­ба Гос­под­ня, а Ни­на пе­ре­да­на на вос­пи­та­ние бла­го­че­сти­вой ста­ри­це Нио­фо­ре, ко­то­рая обу­ча­ла от­ро­ко­виц из хри­сти­ан­ских се­мей ос­но­вам ве­ры и го­то­ви­ла их к то­му, чтобы слу­жить при хра­ме.

Во вре­мя го­не­ний им­пе­ра­то­ра Дио­кле­ти­а­на (245–313) и ке­са­ря Га­ле­рия (250–311) Ни­на вме­сте с дру­ги­ми жен­щи­на­ми-хри­сти­ан­ка­ми по­ки­ну­ла Иеру­са­лим и от­пра­ви­лась в Иве­рию.

Из жи­тий­ной ли­те­ра­ту­ры из­вест­но, что её спут­ни­цы при­ня­ли му­че­ни­че­скую смерть в Ар­ме­нии[2]. Са­ма рав­ноап­о­столь­ная Ни­на чу­дом из­бе­жа­ла смер­ти и ок. 310 го­да до­стиг­ла го­ро­да Мц­хе­ты — сто­ли­цы Иве­рий­ско­го цар­ства.

Ис­точ­ни­ки ука­зы­ва­ют на то, что свя­тая ста­ла плен­ни­цей иве­рий­цев[3]. Воз­мож­но, её за­хва­ти­ли в плен по при­бы­тии в иве­рий­скую сто­ли­цу, а воз­мож­но пле­ни­ли ра­нее, во вре­мя пре­бы­ва­ния в Ар­ме­нии, а по­сле до­ста­ви­ли в Мц­хе­ту. Неко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли по­ла­га­ют, что на­име­но­ва­ние “плен­ни­ца” — все­го лишь фор­маль­ность[4]. В поль­зу дан­но­го утвер­жде­ния го­во­рит тот факт, что свя­тая жи­ла в уеди­не­нии в ма­лень­кой хи­жине, по­стро­ен­ной спе­ци­аль­но для неё.

Необыч­ный рас­по­ря­док жиз­ни плен­ни­цы-хри­сти­ан­ки удив­лял иве­рий­цев: она бы­ла воз­дер­жан­ной, каж­дую ночь воз­но­си­ла мо­лит­вы Бо­гу. Со­се­ди ча­сто при­хо­ди­ли к ней с во­про­сом: для че­го всё это? И рав­ноап­о­столь­ная Ни­на рас­ска­зы­ва­ла им о сво­ей ве­ре, о Том, к Ко­му она об­ра­ща­лась в ноч­ных мо­лит­вах. Так со­вер­ша­лась её про­по­ведь.

Её про­си­ли о мо­лит­вен­ной по­мо­щи, и по мо­лит­вам свя­той про­ис­хо­ди­ли чу­де­са. Они при­вле­ка­ли вни­ма­ние мно­же­ства лю­дей. По­слу­шать о Хри­сте при­хо­ди­ли с раз­ных кон­цов Иве­рии, и мно­гие при­хо­дя­щие кре­сти­лись.

В 324 го­ду иве­рий­ский царь Ми­ри­ан (†265–†342 гг.), по­тря­сён­ный чу­де­са­ми, со­вер­шав­ши­ми­ся по мо­лит­вам рав­ноап­о­столь­ной Ни­ны, при­нял хри­сти­ан­ство. Ле­то­пи­си ча­сто срав­ни­ва­ют его с им­пе­ра­то­ром Кон­стан­ти­ном и на­зы­ва­ют апо­сто­лом Иве­рии. При нём но­во­ос­но­ван­ная Иве­рий­ская Цер­ковь во­шла в Ан­тио­хий­ский Пат­ри­ар­хат, бы­ли при­гла­ше­ны свя­щен­ни­ки, на­ча­лось стро­и­тель­ство церк­вей.

Ко­гда боль­шая часть Кар­та­ли­нии[5] ста­ла хри­сти­ан­ской, мис­сия рав­ноап­о­столь­ной Ни­ны про­дол­жи­лась сре­ди гор­ских пле­мён. Вме­сте с несколь­ки­ми кли­ри­ка­ми, при­шед­ши­ми из Ви­зан­тии, свя­тая шла всё даль­ше и даль­ше в го­ры. Фор­ма её про­по­ве­ди все­гда бы­ла неиз­мен­ной — пра­вед­ная жизнь и мо­лит­ва.

Ис­точ­ни­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что да­ле­ко не все гор­ские пле­ме­на при­ня­ли хри­сти­ан­ство. Неко­то­рых царь Ми­ри­ан об­ра­тил си­лой ме­ча, неко­то­рые ещё дол­го оста­ва­лись языч­ни­ка­ми.

По пре­да­нию, по­след­ним ме­стом про­по­ве­ди рав­ноап­о­столь­ной Ни­ны ста­ло се­ле­ние Бод­ри. Сю­да в ма­лень­кую ут­лую хи­жи­ну к ней, как неко­гда в Мц­хе­те, лю­ди при­хо­ди­ли услы­шать о Хри­сте. Здесь свя­тая пре­да­ла свою ду­шу в ру­ки Бо­жии (по од­ним дан­ным 14 ян­ва­ря 335 го­да, по дру­гим — в 347 го­ду).

Та­ко­вы фак­ты био­гра­фии рав­ноап­о­столь­ной Ни­ны. Уже са­ми по се­бе они спо­соб­ны вы­зы­вать ува­же­ние и по­чи­та­ние, од­на­ко неко­то­рые из них за­слу­жи­ва­ют бо­лее по­дроб­но­го рас­смот­ре­ния, так как мо­гут дать по­вод для обоб­ще­ний, небезын­те­рес­ных с точ­ки зре­ния дня се­го­дняш­не­го.

Из жи­тия рав­ноап­о­столь­ной Ни­ны мы зна­ем, что пу­те­ше­ствие в Иве­рий­ское цар­ство не бы­ло про­стым бег­ством от го­не­ний им­пе­ра­то­ра Дио­кле­ти­а­на. От ста­ри­цы Нио­фо­ры[6]свя­тая зна­ла пре­да­ние о хи­тоне Спа­си­те­ля[7]; со­глас­но это­му пре­да­нию, по­сле рас­пя­тия Ри­за Гос­под­ня до­ста­лась по жре­бию во­и­ну-иве­рий­цу. По дру­гой вер­сии её вы­ку­пил иве­рий­ский ев­рей Ели­оз (или Ели­а­зар)[8], при­шед­ший в Иеру­са­лим по слу­чаю празд­но­ва­ния вет­хо­за­вет­ной Пас­хи.

Же­лая сво­и­ми ру­ка­ми при­кос­нуть­ся к ве­ли­кой хри­сти­ан­ской свя­тыне, сви­де­тель­ству­ю­щей о зем­ной жиз­ни Спа­си­те­ля, рав­ноап­о­столь­ная Ни­на по­лу­чи­ла во сне бла­го­сло­ве­ние на про­по­ведь сре­ди иве­рий­цев Са­мой Ма­те­ри Бо­жьей. Как сви­де­тель­ству­ют агио­гра­фы, Бо­го­ро­ди­ца вру­чи­ла ей крест, спле­тён­ный из ви­но­град­ных ве­ток. С ним рав­ноап­о­столь­ная Ни­на от­пра­ви­лась в мис­си­о­нер­ское пу­те­ше­ствие в да­лё­кую и неве­до­мую стра­ну, о ко­то­рой она зна­ла лишь по рас­ска­зам сво­ей вос­пи­та­тель­ни­цы.

Как из­вест­но, жи­тия свя­тых — это не про­сто на­зи­да­тель­ные рас­ска­зы, но ещё и яр­чай­шие ме­та­фо­ри­че­ские об­ра­зы, по­мо­га­ю­щие по­нять суть хри­сти­ан­ско­го де­ла­ния. Ис­то­рия про­по­ве­ди рав­ноап­о­столь­ной Ни­ны бы­ла весь­ма по­пуляр­на у за­пад­ных хри­сти­ан в сред­не­ве­ко­вье, что от­ча­сти па­ра­док­саль­но, по­то­му что имен­но в Сред­ние ве­ка в За­пад­ной Ев­ро­пе по­ня­тие хри­сти­ан­ской мис­сии ас­со­ци­и­ро­ва­лось глав­ным об­ра­зом с кре­сто­вы­ми по­хо­да­ми. Ка­жет­ся, чи­та­ю­щие ска­за­ние Об об­ра­ще­нии на­ро­да иве­рий­цев, слу­чив­ше­е­ся через плен­ни­цу[9] не мог­ли тем не ме­нее пред­ста­вить се­бе, что с нехри­сти­а­на­ми мож­но не во­е­вать, а ид­ти к ним с про­по­ве­дью о Хри­сте.

От­во­е­ва­ние свя­тынь Иеру­са­ли­ма у ино­вер­цев за­кон­чи­лось по­ли­ти­че­ским и ду­хов­ным фиа­ско: ре­ки кро­ви, про­ли­тые у стен Иеру­са­ли­ма; раз­граб­ле­ние хри­сти­ан­ско­го Кон­стан­ти­но­по­ля — и ко­неч­ное по­ра­же­ние. И в про­ти­во­вес все­му это­му — об­раз плен­ни­цы, при­шед­шей в стра­ну, где ве­ли­кая хри­сти­ан­ская свя­ты­ня так­же на­хо­ди­лась в ру­ках языч­ни­ков, и про­све­тив­шей их си­лой Кре­ста Хри­сто­ва, спле­тён­но­го из ве­ток ви­но­град­ной ло­зы и пе­ре­вя­зан­но­го её соб­ствен­ны­ми во­ло­са­ми.

На­до ска­зать, что хи­тон Спа­си­те­ля так и не был най­ден рав­ноап­о­столь­ной Ни­ной, но по пре­да­нию ей бы­ло от­кры­то ме­сто, где он был за­рыт и где она по­дол­гу мо­ли­лась. При­сут­ствие свя­ты­ни под кор­ня­ми рас­ки­ди­сто­го кед­ра, спи­лен­но­го ещё при жиз­ни свя­той, под­твер­жда­лось ис­те­че­ни­ем бла­го­вон­но­го и це­ли­тель­но­го ми­ра, ко­то­рое пре­кра­ти­ло ис­те­кать в XIII сто­ле­тии, ко­гда хи­тон всё же был вы­рыт из зем­ли.

В от­ли­чие от кре­сто­вых по­хо­дов, про­по­ведь свя­той рав­ноап­о­столь­ной Ни­ны бы­ла мир­ной и нена­вяз­чи­вой. Об­ра­ще­ние лю­дей про­тив их во­ли про­ти­во­ре­чи­ло её по­ни­ма­нию хри­сти­ан­ской мис­сии. Сна­ча­ла у неё про­сто не бы­ло воз­мож­но­сти дей­ство­вать ина­че. Но за­тем, ко­гда царь Ми­ри­ан стал хри­сти­а­ни­ном и в её ру­ках ока­зал­ся “адми­ни­стра­тив­ный ре­сурс”, свя­тая всё рав­но бы­ла про­тив пред­ло­же­ний об­ра­тить остав­шу­ю­ся часть Иве­рии си­лой ме­ча. И мож­но лишь вос­хи­щать­ся тем, на­сколь­ко она бы­ла пра­ва!

Ис­точ­ни­ки сви­де­тель­ству­ют, что во­пре­ки за­ве­ту свя­той рав­ноап­о­столь­ной Ни­ны царь пред­при­нял по­пыт­ку об­ра­тить си­лой неко­то­рые гор­ские пле­ме­на. Од­на­ко эта цель по су­ти не бы­ла до­стиг­ну­та: мно­гие гор­цы, по­ки­нув свои се­ле­ния, пе­ре­бра­лись в дру­гие гор­ные об­ла­сти и оста­ва­лись языч­ни­ка­ми вплоть до XIX сто­ле­тия[10].

Тре­пет­ное от­но­ше­ние рав­ноап­о­столь­ной Ни­ны к про­по­ве­ди Еван­ге­лия опре­де­ли­ло фор­му её мис­си­о­нер­ства. На­зы­вая свя­тую про­све­ти­тель­ни­цей Гру­зии, мы, мо­жет быть, во­об­ра­жа­ем её пла­мен­ную про­по­ведь на ули­цах Мц­хе­ты и дру­гих иве­рий­ских го­ро­дов и се­ле­ний. А меж­ду тем она про­сто жи­ла ря­дом с иве­рий­ца­ми, ис­пол­няя свой хри­сти­ан­ский долг. Они при­хо­ди­ли к ней, рас­спра­ши­ва­ли о её ве­ре, про­си­ли по­мочь. Стро­гая хри­сти­ан­ская жизнь вы­зы­ва­ла удив­ле­ние и вос­хи­ще­ние у со­се­дей. Кто-то из них уве­ро­вал во Хри­ста, кто-то за­ду­мал­ся о Нём, бы­ли и та­кие, что про­сто про­хо­ди­ли ми­мо. Но несмот­ря ни на что, за ко­рот­кий пе­ри­од вре­ме­ни — а про­по­ведь Рав­ноап­о­столь­ной про­дол­жа­лась по раз­ным дан­ным от два­дца­ти пя­ти до трид­ца­ти пя­ти лет — це­лый на­род об­ра­тил­ся ко Хри­сту и до сих пор со­хра­ня­ет Ему вер­ность. По­ис­ти­не прав был пре­по­доб­ный Се­ра­фим Са­ров­ский, го­во­ря: “стя­жи дух ми­рен, и ты­ся­чи во­круг те­бя спа­сут­ся”!

В про­по­ве­ди рав­ноап­о­столь­ной Ни­ны ис­пол­ни­лись сло­ва Спа­си­те­ля: Вы — свет ми­ра. Не мо­жет укрыть­ся го­род, сто­я­щий на вер­ху го­ры. И, за­жег­ши све­чу, не ста­вят ее под со­су­дом, но на под­свеч­ни­ке, и све­тит всем в до­ме (Мф.5:14-15). В Еван­ге­лии Хри­стос ни­где не го­во­рит, чтобы каж­дый из нас стре­мил­ся стать ора­то­ром, бо­го­сло­вом или мис­си­о­не­ром в том смыс­ле, в ко­то­ром это сло­во упо­треб­ля­ет­ся в на­ши дни, ко­гда со­зда­ют­ся мис­си­о­нер­ские фа­куль­те­ты и мис­си­о­нер­ские кур­сы. Од­на­ко Он со­вер­шен­но опре­де­лён­но го­во­рит, что каж­до­му хри­сти­а­ни­ну сле­ду­ет про­слав­лять Его сво­ей чи­стой жиз­нью и сво­им от­вет­ствен­ным тру­дом, яв­лять со­бой при­мер ис­тин­ной ве­ры окру­жа­ю­щим.

Се­го­дня, ко­гда мы вос­хи­ща­ем­ся мис­си­о­нер­ским по­дви­гом свя­той рав­ноап­о­столь­ной Ни­ны, пред­став­ля­ет­ся, что не лиш­ним бу­дет по­ду­мать о том, что да­ле­ко не все мы име­ем пра­во и воз­мож­ность на­став­лять лю­дей нево­цер­ко­в­лён­ных, да­лё­ких от хри­сти­ан­ства. Но каж­дый из нас спо­со­бен рас­ска­зы­вать им о Хри­сте сво­и­ми де­ла­ми, сво­им тре­пет­ным от­но­ше­ни­ем к ближ­ним. Пе­ре­фра­зи­руя из­вест­ные сло­ва, не каж­дый мо­жет быть мис­си­о­не­ром, но каж­дый дол­жен сви­де­тель­ство­вать о Хри­сте соб­ствен­ной жиз­нью.

Ф.А. По­но­ма­рев

Аль­ма­нах “Аль­фа и Оме­га”, № 57, 2010


При­ме­ча­ния

[1] Кро­ме мно­го­чис­лен­ной жи­тий­ной ли­те­ра­ту­ры, об об­ра­ще­нии иве­рий­цев (гру­зин) пи­са­ли Ру­фин Ак­ви­лей­ский, Со­крат Схо­ла­стик, Со­зо­мен, свя­ти­тель Фе­о­до­рит Кир­ский. Су­ще­ству­ют так­же еги­пет­ские ска­за­ния о про­по­ве­ди рав­ноап­о­столь­ной Ни­ны.

[2] См. жи­тиё му­че­ни­цы Рип­си­мии.

[3] См. Ру­фин Ак­ви­лей­ский. Цер­ков­ная ис­то­рия // Рож­де­ние ла­тин­ской хри­сти­ан­ской ис­то­рио­гра­фии. СПб., 2002.

[4] В Жи­тии свя­той в из­ло­же­нии свя­ти­те­ля Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го со­дер­жит­ся утвер­жде­ние, что свя­тая са­ма на­зы­ва­ла се­бя плен­ни­цей.

[5] Од­на из ос­нов­ных ча­стей Гру­зии, на­хо­дя­ща­я­ся в до­лине ре­ки Ку­ры; вхо­ди­ла в со­став Иве­рий­ско­го цар­ства; совре­мен­ное на­зва­ние — Карт­ли.

[6] Ло­гич­но пред­по­ло­жить, что Нио­фо­ра са­ма бы­ла ро­дом из Иве­рии. Об этом сви­де­тель­ству­ет тот факт, что имен­но она по­зна­ко­ми­ла рав­ноап­о­столь­ную Ни­ну с иве­рий­ским язы­ком. Воз­мож­но, зна­ние язы­ка ста­ло од­ной из при­чин вы­бо­ра Иве­рии в ка­че­стве убе­жи­ща от го­не­ний Дио­кле­ти­а­на.

[7] О хи­тоне Спа­си­те­ля по­вест­ву­ют раз­ные во­сточ­ные ска­за­ния: ар­мян­ские, гру­зин­ские, си­рий­ские.

[8] Ев­рей­ские по­се­лен­цы осе­ли в Гру­зии ещё со вре­мён ва­ви­лон­ско­го пле­не­ния.

[9] Так на­зы­ва­ет­ся гла­ва в “Цер­ков­ной ис­то­рии” Ру­фи­на Ак­ви­лей­ско­го.

[10] Как сви­де­тель­ству­ют гру­зин­ские ис­точ­ни­ки, чар­тий­цы, пха­вель­цы и гу­да-мак­рий­цы не при­ня­ли хри­сти­ан­ство. Впо­след­ствии царь Ми­ри­ан об­ло­жил их тя­жё­лой да­нью. См. Са­би­нин М. Пол­ные жиз­не­опи­са­ния свя­тых Гру­зин­ской Церк­ви. СПб., 1877 (ре­принт: М., 1994).

Случайный тест

(1 голос: 4 из 5)