Ваш город - Сиэтл?

Для получения календаря в соответствии с Вашей временной зоной - пожалуйста, укажите город.

Не найден город с таким названием. Пожалуйста, укажите другой (например, ближайший региональный центр).

Заступник или судья? Чудеса святителя Николая на Руси

22 мая Рус­ская Цер­ковь празд­ну­ет па­мять са­мо­го по­чи­та­е­мо­го на Ру­си свя­то­го – свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца. Чу­до «Зо­и­но­го сто­я­ния» из­вест­но хо­ро­шо, но по­хо­жая ис­то­рия с оде­ре­ве­нев­шей де­вуш­кой, по­ху­лив­шей об­раз свя­то­го бы­ла и в XIX ве­ке. Ан­дрей ЗАЙЦЕВ ищет рас­ска­зы о чу­де­сах свя­ти­те­ля в рус­ских ис­точ­ни­ках.

Ис­то­ри­че­ских све­де­ний о нем со­хра­ни­лось немно­го, лишь в по­след­нее де­ся­ти­лет­ние в Рос­сии по­яви­лось на­уч­ное из­да­ния жи­тия свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, ко­то­рое бы­ло из­да­но Алек­сан­дром Бу­га­ев­ским, но с са­мо­го на­ча­ла рус­ско­го го­су­дар­ства в древ­не­рус­ских текстах и фольк­ло­ре мож­но най­ти огром­ное чис­ло упо­ми­на­ний о свя­ти­те­ле Ни­ко­лае. В этой ста­тье мы по­чти не бу­дем го­во­рить о фольк­лор­ном об­ра­зе свя­то­го, о ко­то­ром бле­стя­ще на­пи­сал Бо­рис Ан­дре­евич Успен­ский, а по­про­бу­ем оста­но­вить­ся на ана­ли­зе тех чу­дес свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, ко­то­рые мож­но най­ти в древ­не­рус­ских па­мят­ни­ках и мо­на­стыр­ских хро­ни­ках.

В жи­ти­ях и ле­то­пи­сях сло­во чу­до вос­при­ни­ма­лось не со­всем так, как его вос­при­ни­ма­ем мы. В совре­мен­ных пра­во­слав­ных бро­шю­рах мож­но най­ти рас­ска­зы о том, как по мо­лит­ве к свя­ти­те­лю Ни­ко­лаю быст­ро по­до­шел ав­то­бус, че­ло­век устро­ил­ся на хо­ро­шую ра­бо­ту или отыс­кал дав­но уте­рян­ную книж­ку или клю­чи.

Ра­зу­ме­ет­ся, все эти слу­чаи для ве­ру­ю­щих свя­за­ны с по­мо­щью свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, но у агио­гра­фа или ле­то­пис­ца бы­ли иные за­да­чи. Чу­де­са от чу­до­твор­ных икон и дру­гих свя­тынь фик­си­ро­ва­лись в ка­че­стве до­ка­за­тель­ства или ар­гу­мен­та при про­ше­нии. За­фик­си­ро­ван­ная яв­ная по­мощь от свя­ти­те­ля Ни­ко­лая да­ва­ла воз­мож­ность по­стро­ить храм или мо­на­стырь в его честь, а так­же офи­ци­аль­но объ­явить ико­ну чу­до­твор­ной. Древ­не­рус­ские книж­ни­ки и свя­щен­ни­ки ско­рее вы­сту­па­ли в ро­ли свое­об­раз­ных «адво­ка­тов дья­во­ла», бор­цов с на­род­ны­ми суе­ве­ри­я­ми и из­лиш­ней эк­заль­та­ци­ей.

Это при­ве­ло к то­му, что чу­де­са свя­ти­те­ля Ни­ко­лая обыч­но свя­за­ны с неиз­ле­чи­мо боль­ным че­ло­ве­ком, с чу­дес­ным яв­ле­ни­ем ико­ны, спа­се­ни­ем от смер­ти или ужа­са­ю­щей сти­хии. При этом об­раз свя­ти­те­ля в древ­не­рус­ских текстах дво­ит­ся – он не толь­ко ско­рый за­ступ­ник, но и гроз­ный ка­ра­тель тех, кто его не по­чи­та­ет или на­ру­ша­ет клят­вы.

В Чте­нии о жи­тии и о по­губ­ле­нии и о чу­де­сах свя­тых и бла­жен­ных стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба мож­но най­ти ис­то­рию о бед­ной кре­стьян­ке, ра­бо­тав­шей на 22 (9 по ста­ро­му сти­лю) мая. Ее од­но­сель­чане ушли в храм, а она оста­лась об­ра­ба­ты­вать свой уча­сток. Вско­ре ей яви­лись трое свя­тых: два юно­ши (бла­го­вер­ные кня­зья Бо­рис и Глеб) и ста­ри­чок (свт. Ни­ко­лай). Мо­ло­дые уко­ри­ли жен­щи­ну за ра­бо­ту, та не вня­ла их пре­ду­пре­жде­нию, и то­гда свя­ти­тель Ни­ко­лай про­из­нес: ««Что вы го­во­ри­те с ней? Раз­бро­сай­те ее дом». И при­бли­зи­лись юно­ши, и раз­ме­та­ли дом ее до по­ло­ви­ны, а ста­рец взял ее за пра­вую ру­ку и вы­бро­сил вон из до­ма с та­кой си­лой, что она сде­ла­лась как мерт­вая». Па­ра­лич про­дол­жал­ся до тех пор, по­ка жен­щи­ну не от­нес­ли к хра­му свя­то­го Ни­ко­лая, а окон­ча­тель­но она ис­це­ли­лась по­сле мо­лит­вы к Бо­ри­су и Гле­бу еще через неко­то­рое вре­мя.

От­ме­тим, что «же­сто­кое» для нас по­ве­де­ние свя­ти­те­ля на са­мом де­ле яв­ля­ет­ся ва­ри­ан­том жи­тий­но­го то­по­са. Свя­тые ча­сто на­ка­зы­ва­ют тех, кто пре­не­бре­га­ет ими. В на­род­ном жи­тии свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия есть ис­то­рия про куп­цов, ко­то­рые съе­ли пи­рог, при­не­сен­ный в жерт­ву свя­то­му. Две­ри ма­лень­ко­го хра­ма не от­кры­лись до тех пор, по­ка бо­га­тые лю­ди не от­да­ли очень зна­чи­тель­ные сум­мы на его вос­ста­нов­ле­ние.

Ес­ли же вер­нуть­ся к свя­то­му Ни­ко­лаю, то есть еще как ми­ни­мум два сход­ных слу­чая, ко­гда свя­ти­тель на­ка­зы­ва­ет греш­ни­цу.

Пер­вое из­вест­но на­столь­ко ши­ро­ко, что ста­ло ос­но­вой для ху­до­же­ствен­но­го филь­ма. Речь идет о «Зо­и­ном сто­я­нии», ко­то­рое про­изо­шло в 1956 го­ду в Са­ма­ре. Мо­ло­дая де­вуш­ка, у ко­то­рой под Но­вый год не бы­ло парт­не­ра для тан­ца, ре­ши­ла спля­сать с ико­ной свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. В ре­зуль­та­те она ока­ме­не­ла и непо­движ­но про­сто­я­ла 128 дней.

Вто­рую ис­то­рию сей­час по­чти ни­кто не зна­ет: «В 1878 го­ду, мая 21 дня, ко­гда чу­до­твор­ный об­раз свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, с раз­ре­ше­ния Его Прео­свя­щен­ства, но­си­ли в се­ло Вла­сов­ское, Его­рьев­ско­го уез­да, в дом бо­ля­ще­го кре­стья­ни­на Пет­ра Бо­го­мило­ва и от него воз­вра­ща­лись в мо­на­стырь чрез де­рев­ню Бо­да­го­ву, в этой де­ревне кре­стьян­ка Ма­рия Пет­ро­ва, по чув­ству рас­коль­ни­че­ско­го фа­на­тиз­ма, ху­ли­ла свя­той об­раз Угод­ни­ка Бо­жия, на­зы­вая его ис­ту­ка­ном и об­го­ре­лой чур­кой вслух всех; то­гда но­чью под 22 мая в ее до­ме от­крыл­ся вне­зап­но по­жар, са­ма хуль­ни­ца, хо­тя оста­лась жи­вой, но вся об­го­ре­ла, сде­лав­шись как бы без­душ­ною чур­кой, и бы­ла око­ло двух недель в умо­по­ме­ша­тель­стве. Все жи­ву­щие в этой де­ревне, рав­но и про­чие, слы­шав­шие ху­лу на угод­ни­ка Бо­жия от­но­сят это со­бы­тие к ви­ди­мо­му на­ка­за­нию хуль­ни­цы за ее оскорб­ле­ние цер­ков­ной свя­ты­ни». В кон­це кон­цов рас­ка­яв­ша­я­ся жен­щи­на по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние.

Еще од­на тра­ди­ци­он­ная те­ма в чу­де­сах свя­ти­те­ля Ни­ко­лая свя­за­на с по­мо­щью пу­те­ше­ствен­ни­кам. В «По­ве­сти вре­мен­ных лет» мож­но най­ти ис­то­рию о «Ни­ко­ле Мок­ром», ко­то­рый спас ре­бен­ка, вы­пав­ше­го из лод­ки в то вре­мя, как ро­ди­те­ли плы­ли на по­кло­не­ние его об­ра­зу. В бо­лее позд­них ска­за­ни­ях свя­той ча­сто спа­са­ет лю­дей, столк­нув­ших­ся с нехри­сти­ан­ски­ми на­ро­да­ми Рос­сии: та­та­ра­ми, кал­мы­ка­ми. Как пра­ви­ло, свя­ти­тель чу­дес­ным об­ра­зом на­во­дит на языч­ни­ков страх и по­сле их по­бе­га осво­бож­да­ет плен­ни­ка или че­ло­ве­ка, столк­нув­ше­го­ся с ни­ми в без­люд­ном ме­сте.

«Во­ин­ствен­ность» свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в этих ис­то­ри­ях, ра­зу­ме­ет­ся, свя­за­на с его име­нем (Ни­ко­лай-по­бе­ди­тель). Об­раз свя­то­го как за­ступ­ни­ка це­лых го­ро­дов свя­зан с под­мос­ков­ным го­ро­дом Мо­жай­ском, где впер­вые по­яви­лась ико­на свя­ти­те­ля с ме­чом в од­ной ру­ке и хра­мом, об­не­сен­ном сте­ной, в дру­гой.

В мо­на­стыр­ских текстах мож­но най­ти и эпи­зо­ды, вы­хо­дя­щие за рам­ки тра­ди­ци­он­но­го агио­гра­фи­че­ско­го ка­но­на, ко­то­рые мо­гут вво­дить да­же в неко­то­рый со­блазн непод­го­тов­лен­но­го чи­та­те­ля: «В 1793 го­ду неда­ле­ко от мо­на­сты­ря слу­чил­ся лес­ной по­жар. «Пла­мя, го­ни­мое силь­ным вет­ром, быст­ро охва­ти­ло лес­ные да­чи од­ну за дру­гою и ско­ро до­стиг­ло Ра­до­виц­ко­го мо­на­сты­ря. Окру­жен­ный со всех сто­рон ле­сом, он был в яв­ной опас­но­сти сде­лать­ся жерт­вою это­го ог­нен­но­го раз­ли­ва. На­сто­я­тель со­звал бра­тию к чу­до­твор­но­му об­ра­зу свя­ти­те­ля Ни­ко­лая на мо­лит­ву о за­щи­те от угро­жа­ю­щей бе­ды. Все па­ли на ко­ле­на и со сле­за­ми умо­ля­ли ми­ло­сти­во­го и ско­ро­го в бе­дах за­щит­ни­ка со­хра­нить оби­тель от бе­ды, угро­жа­ю­щей ей. В это са­мое вре­мя, го­во­рит мо­на­стыр­ский ле­то­пи­сец, огонь, не до­хо­дя мо­на­стыр­ской усадь­бы са­же­ней на пять­де­сят, укло­нил­ся от мо­на­сты­ря в пра­вую сто­ро­ну к окрест­ным де­рев­ням с та­кою быст­ро­той, что жи­те­ли их ни­ка­ки­ми сред­ства­ми не мог­ли оста­но­вить это­го ог­нен­но­го раз­ли­ва на несколь­ко де­сят­ков верст: бра­тия и жи­те­ли се­ла Ра­до­виц уви­де­ли, что их от ог­ня спас ве­ли­кий чу­до­тво­рец, свя­ти­тель Ни­ко­лай, и ис­крен­но все бла­го­да­ри­ли его за яв­лен­ную им ми­лость».

Ес­ли по­ни­мать этот текст бук­валь­но, то по­лу­чит­ся, что свя­ти­тель Ни­ко­лай спас од­них хри­сти­ан, це­ной ра­зо­ре­ния и смер­тель­ной опас­но­сти для дру­гих. Од­на­ко, ес­ли по­смот­реть на тра­ди­ции древ­не­рус­ско­го и ев­ро­пей­ско­го сред­не­ве­ко­во­го опи­са­ния, то в этой ис­то­рии нет ни­че­го кра­моль­но­го.

Мы спо­кой­но празд­ну­ем день По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­гда Кон­стан­ти­но­поль был за­щи­щен от на­ше­ствия на­ших пред­ков, чи­та­ем ис­то­рию о том, как нов­го­род­ская ико­на «Зна­ме­ние» спас­ла го­род от на­ше­ствия войск Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го, где то­же бы­ла пра­во­слав­ная ико­на. Для древ­не­рус­ско­го книж­ни­ка та­кие чу­де­са – сви­де­тель­ство, что од­ни пра­во­слав­ные мо­ли­лись усерд­нее дру­гих, а по­то­му Бог их и услы­шал. По­ня­тия спра­вед­ли­во­сти или неспра­вед­ли­во­сти про­ис­хо­дя­ще­го не вол­но­ва­ли ав­то­ров мо­на­стыр­ских хро­ник, стре­мив­ших­ся за­фик­си­ро­вать по­кро­ви­тель­ство свя­то­го имен­но над их оби­те­ля­ми. Они про­ти­во­по­став­ля­ли са­краль­ное про­стран­ство про­фан­но­му, а по­то­му та­кие ис­то­рии сви­де­тель­ству­ют не о же­сто­ко­сти свя­тых, а осо­бом ста­ту­се ме­ста, где рас­по­ло­же­на свя­ты­ня.

На­ко­нец, са­мый боль­шой спи­сок чу­дес свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в древ­не­рус­ских текстах свя­зан с ис­це­ле­ни­ем боль­ных – сле­пых, па­ра­лич­ных, хро­мых. Имен­но эти бо­лез­ни «ли­ди­ру­ют» по ча­сто­те в за­фик­си­ро­ван­ных чу­де­сах.

Это­му су­ще­ству­ет про­стое объ­яс­не­ние, чтобы Си­нод или мест­ный ар­хи­ерей при­знал чу­до­твор­ной ту или иную свя­ты­ню, нуж­но бы­ло предо­ста­вить спи­сок яв­ных чу­дес, а та­кие недо­стат­ки, как сле­по­та, хро­мо­та, па­ра­лич или глу­хо­та вид­ны всем окру­жа­ю­щим, как пра­ви­ло, со­про­вож­да­ют че­ло­ве­ка всю жизнь или дли­тель­ное вре­мя. Кро­ме то­го, этот тра­ди­ци­он­ный на­бор агио­гра­фи­че­ских чу­дес вос­хо­дит и к еван­гель­ским по­вест­во­ва­ни­ям, где рас­ска­зы­ва­ет­ся о чу­де­сах Хри­ста.

В ре­зуль­та­те, свя­ти­тель Ни­ко­лай, как и дру­гие свя­тые, упо­доб­ля­ют­ся Спа­си­те­лю, чи­та­тель жи­тий или мо­на­стыр­ских хро­ник по­лу­ча­ет на­зи­да­ние и на­деж­ду, а свет­ские и цер­ков­ные вла­сти не мо­гут от­ка­зать в по­яв­ле­нии но­вых свя­тынь.

Это не озна­ча­ет, что свя­той не со­вер­шал этих чу­дес. На­про­тив, в жи­тия и мо­на­стыр­ские хро­ни­ки по­па­да­ет лишь ма­лая часть ис­це­ле­ний: боль­шин­ство лю­дей ли­бо не со­об­ща­ли о по­мо­щи свя­то­го, ли­бо их чу­дес­ное ис­це­ле­ние не бы­ло за­фик­си­ро­ва­но над­ле­жа­щим об­ра­зом, ведь до сих пор рас­ска­зы о по­мо­щи свя­ти­те­ля Ни­ко­лая обыч­но пе­ре­да­ют­ся из уст в уста.

Ан­дрей Зай­цев

По ма­те­ри­а­лам: http://www.nsad.ru

Случайный тест

(0 голосов: 0 из 5)