Святцы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Жизнь и служение протоиерея Мухина Василия Феодосиевича

Нужно немало внутренне потрудиться, чтобы
получить живую веру в Господа и слова Его.
Только при этой вере становится легко жить
и переносить все тяготы жизни. Тем более,
что она – коротенькая подготовка к вечности.

Игумен Никон (Воробьев)

Часть 1

1. Вступление

Уважаемые читатели, хочу познакомить вас с историей Свято-Анастасиевского прихода Славянского благочиния Новороссийской и Геленджикской епархии. Начну свое повествование словами митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова): «Прославляя подвиг новомучеников, Русская Православная Церковь уповает на их предстательство и молится, да прибавит Господь милость Свою на нас и даст всем нашим соотечественникам время на покаяние, зажжет в их сердцах огонь веры, ревность о возрождении Руси Святой, нашего земного Отечества». По молитвам новомучеников и исповедников Российских ХХ века да даст нам Господь потрудиться во славу Божию и Церкви Христовой для спасения вечного».

Русская Православная Церковь до настоящего времени канонизировала не всех новомучеников и исповедников XX века. Однако среди не канонизированных Божиих угодников есть очень достойные служители церкви Христовой, одним из которых является протоиерей Мухин Василий Феодосиевич. Он был настоятелем храма в станице Анастасиевской более 20 лет - в период с 1901 г. по 1923 г.

2. Краткое жизнеописание о. Василия и м. Раисы

Хочу познакомить вас с небольшой исторической справкой об отце Василии и матушке Раисе, напомнить знакомую многим из вас информацию.

2.1. Дореволюционный период жизни семьи Мухиных

Священник Василий Феодосиевич Мухин, сын священника Феодосия Мухина, села Мерчика Валковского уезда Харьковской губернии. В 1896 году окончил курс Харьковской духовной семинарии по 2-му разряду; в том же году определен старшим учителем женской второклассной школы. Его супруга Раиса Самсоновна Мухина (Семашко) тоже происходила из рода священнослужителей. Она была внучатой племянницей знаменитого святителя Иосифа Литовского, вернувшего в 1839 году в лоно Православной Церкви униатов Литвы и других западных областей России. Замуж она вышла после окончания Киевского епархиального училища пансионного типа. В самом конце XIX века молодая пара перебирается на Кубань: здесь не хватало священников. «04» октября («21» сентября по старому стилю) 1899 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, епископом Кавказским Агафодором Василий был рукоположен в диаконский чин, а через 4 дня – «08» октября («25» сентября по старому стилю) в сан священника. Первым местом его служения была станицы Староджерелиевская Таманского отдела. Здесь отец Василий не только совершал богослужения и требы, но и преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе.

В Староджерелиевской священник Василий Мухин прослужил недолго: через год он был переведен по собственному прошению в станицу Анастастасиевскую того же отдела.

Анастасиевская стала домом отца Василия и матушки Раисы на долгих 22 года, здесь родились и выросли все их 9 детей. Отец Василий за годы службы в станице проявил себя ревностным пастырем. Станичники полюбили его за прекрасные проповеди и благоговейное отношение к богослужению. Батюшка всегда старался помогать обездоленным. Так, его стараниями в небольшой станице (около 13 тысяч жителей) было организовано «Анастасиевское братство», фонд которого составлял около 600 рублей – немалые по тем временам средства. Фонд помогал бедным, на его средства пополнялась книгами народная изба-читальня. Стараниями отца Василия было основано Анастасиевское общество трезвости. Другой не менее важной задачей духовенства являлось миссионерство. «Ставропольские ведомости» за 1894 год сообщают: «Причтом Анастасиевской церкви просвещен светом святого крещения Симеон Ааронов Гиндьерг, 31 года из евреев, с наречением имени Семена, 2 октября». Но особой заботой отца Василия было попечение об образовании детей. Сам он преподавал Закон Божий в Анастасиевском казачьем двухклассном училище, а также в школе для девочек. В те времена образование получали преимущественно дети из казачьих семей, а иногородние были в основной своей массе безграмотными. Стараниями отца Василия была построена школа для иногородних в церковном дворе. За деятельность на ниве просвещения отец Василий был удостоен церковных и правительственных наград:

1904 год – набедренник, «За усердные и полезные труды по школе», по представлению Епархиального Училищного Совета; серебряная медаль на двойной Владимирской ленте от Епархиального Начальства.

1911 год – Александровская медаль к 25-летию церковных школ.
1914 год преподано Архипастырское благословение с выдачей грамоты «За весьма внимательное отношение к церковной школе и ее нуждам».

В разные годы отец Василий занимал различные церковные должности: состоял инспектором школ округа, окружным следователем, несколько лет был благочинным 19 округа (Таманский отдел Кубанской области). Все эти должности были выборными. То, что батюшку избирали на несколько сроков подряд, свидетельствует о его большом авторитете среди священства.

2.2. Жизнь семьи Мухиных с 1917 г. (революция и послереволюционный период)

Размеренную жизнь семьи священника Василия Мухина прервал 1917 год: революция, затем Гражданская война. Станица несколько раз переходила из рук в руки: красные, белые, зеленые. Красные в станице – священника прячут местные жители. Белые придут – спрашивают: «Батюшка, вы знаете народ, скажите, кто благоволит красным?» А батюшка неизменно отвечал: «У меня нет ни красных, ни белых, ни зеленых, а все мои духовные дети». Бывало, приедут на подводе: «Батюшка, нужно напутствовать раненых…» – вывезут за станицу, завяжут глаза и везут в затерянный в камышовых плавнях отряд. Отец Василий исповедует, причастит, отпоет мертвых – и опять глаза завяжут и везут обратно в станицу. Однажды «красные», ворвавшись в станицу, хотели учинить расправу над «попом», но, не найдя его дома, они захватили в заложники матушку Раису. Женщины, узнав об этом, окружили хату, где под стражей содержалась матушка, и стали требовать освобождения, ее освободили. В свою очередь, «белые», когда в очередной раз отвоевали Анастасиевскую, арестовали 18 человек и приговорили их к расстрелу за сотрудничество с советской властью. Отец Василий и матушка Раиса собрали подписи станичников о невиновности арестованных, и матушка вместе с несколькими женщинами поехали в Екатеринодар, в ставку генерала Покровского, где добились отмены смертной казни. От постоянных грабежей, отсутствия мужчин многие семьи в 1920 году голодали. Отец Василий с амвона обратился к прихожанам: «У нас в станице есть голодающие, давайте соберем, у кого что есть, и поможем им. Я выделю мешок муки». И люди сносили у кого что было на церковное подворье и по очереди готовили еду. Голодающие приходили, ели, несли в котелках домой. Так и пережили этот голодный год.

2.2.1. Ссылки.

В 1920 году в станице Анастасиевской установилась советская власть, и на отца Василия и его семью обрушились притеснения, а иногда и откровенные издевательства. От священника требовали сдать церковь обновленцам и самому примкнуть к «живой церкви». После категорического отказа 2 апреля 1923 года протоиерея Василия Мухина арестовали за антисоветскую пропаганду и сослали на 3 года в Зырянский край (Коми). Эти годы жизни, порой в нечеловеческих условиях, существенно подорвали здоровье батюшки. Разлетелась семья. Старший Николай ушел с Белой армией, и больше его никто не видел, младшие разъехались кто куда: учиться, работать, строить новую жизнь. В больших городах легче спрятаться, а на родине они всегда подвергались опасности ареста, как поповские дети.

В период своей первой ссылки о. Василий близко познакомился со святителем Афанасием (Сахаровым), канонизированным и прославленным в лике новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года. Святитель находился в зырянской ссылке в период с 1923 по 1925 гг. Отец Василий поддерживал с ним связь и после ее окончания.

Свои впечатления от знакомства с епископом Афанасием, о. Василий пронес через многие годы и в последствие писал: «Благодарю Бога, что Он послал мне прекраснейшее общение в 1923 г. в Усть-Кеми с Вами и другими, чистыми, как кристалл, архипастырями и пастырями, и научиться всему доброму от Вас. Во всю последующую жизнь во всех местах и до сих дней я жил и трудился по указанному образцу... Та риза, которую Вы сшили, и до сих пор цела и завешаю, чтобы меня в ней и похоронили», – писал Владыке протоиерей Василий Мухин (письмо от 1 января 1958 г. из Актюбинска, из книги Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову). Книга 1, глава 117, Д. 34. Л. 72–73).

После ссылки отец Василий осел в Ставрополе, куда и выехали к нему матушка с детьми.

В 1932 году отца Василия снова арестовали отправили в ссылку в Казахстан. А через время, ночью, после обыска в квартире, арестовали и матушку Раису, их девятилетняя дочь Анна (самая младшая) осталась абсолютно одна. Долгое время она жила тем, что подавали ей в церкви и на улице, умудрялась посылать передачи маме. Матушка Раиса своей добротой и милосердием к страждущим заслужила уважение у заключенных, среди которых были и откровенные уголовницы. Однажды одна из них во время прогулов в тюремном дворе подбежала со словами: «Мы сегодня бежим! Помолитесь» Раиса Самсоновна спросила: «Зачем вы мне это говорите?» «Мы верим в Вас», – ответила та. После года скитаний десятилетняя Анна самостоятельно приехала в Казахстан, в Актюбинск – место ссылки отца. После пяти лет тюрьмы приехала сюда и матушка Раиса. В Казахстане жили трудно, бедно. Но, как вспоминает дочь Татьяна, родители, мало что имея сами, всегда находили возможность помогать нищим и обездоленным, отдавая, по заповеди Христа, иногда и последнее. В это время в ссылке в Казахстане находились многие светильники Православной Церкви. Алма-Атинской епархией в то время управлял святитель Николай (Могилевский) – великий исповедник и молитвенник XX века. С отцом Василием их связывали добрые дружеские отношения.

2.3. Чудо отца Василия

В книге «Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский» напечатана проповедь Владыки, в которой он рассказал прихожанам о чуде, произошедшем с отцом Василием Мухиным, когда по заступничеству Пресвятой Богородицы он был избавлен от неминуемой смерти под колесами товарного поезда. «А сейчас я расскажу об одном чуде, которое было совсем недавно и совершено Пресвятою Богородицею за почитание именно этой Ея иконы, именуемой «Нечаянная радость». Есть один старенький батюшка, отец Василий Мухин из Актюбинска, большой друг отца Архимандрита, и вот он описал в письме к нему и ко мне, что с ним произошло около месяца тому назад. Вызвали его на требу. Одел он свой большой тулуп, валенки и пошел. Совершил, что надо. Возвращаясь домой, пошел не по мостику, а через полотно железной дороги, по которому маневрировал поезд. Незаметно для себя очутился он сперва под паровозом, а затем над ним прошел и весь состав. Его заметили, начали кричать: «Человек под поездом!» Остановили поезд, и вылез он из-под него совершенно невредимый, даже на тулупе ни одной царапинки не было. А вы ведь знаете, сколько под паровозом всяких рычагов, крючьев, как легко так могли они его зацепить и втянуть под самые колеса! Он долго не мог прийти в себя от пережитого. Кто же его сохранил невредимым в такой беде? – Конечно, Божия Матерь». Батюшка очень почитал Пресвятую Богородицу и в течение жизни неуклонно соблюдал правило: каждую пятницу служить ей Всенощную, а в субботу читать акафист перед иконой Ея «Нечаянная радость».

Этот случай о чудесном избавлении отца Василия от смерти также описан в книге «Письма разных лиц к Святителю Афанасию (Сахарову).* Со святителем Афанасием (Сахаровым) о. Василий близко познакомился в период своей первой ссылки и поддерживал связь и после ее окончания.

Еще одним правилом отца Василия было поминовение всех усопших, которых он отпевал с самого начала своего пастырского служения. Имя каждого он заносил в специальные блокнотики, так что к концу жизни их накопилось несколько ящиков.

Дочь Анна в своих воспоминаниях пишет: «Папу спасали покойники, – он за них всю жизнь молился, а они ходатайствовали за него и его детей перед Богом». В Актюбинске семья Мухиных пользовалась большим уважением за бессребренничество, доброту и готовность помочь каждому. В Казахстане умерла и была похоронена матушка Раиса. Старенького и уже очень больного отца Василия дочь Анна забрала в Киев, где она жила и работала в последнее время. Батюшка умер у нее на руках в 1962 году и был похоронен в Киеве.

* «Письма разных лиц к Святителю Афанасию (Сахарову)». (Изд-во ПСТГУ, 2013. — 800 с., ил. — (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви).

3. Архивные фотографии.

image001.jpg (16 KB)

image002.jpg (15 KB)

 

image003.jpg (33 KB)
Здание церковно-приходской школы. фото 1900 года ст. Староджерелиевская
На фото (в центре) 1900 года запечатлён священник Василий Феодосиевич Мухин.

Часть 2. Архивные документы

А теперь, уважаемые читатели, предлагаю ознакомиться с архивными документами, предоставленными Славянским городским архивом и Государственным Архивом Ставропольского края (ГКАУ «ГАСК»).

Это фотографии метрических книг, которые находятся в Славянском городском архиве. Они заполнены собственноручно о. Василием о проведении разных треб (крещение, отпевание, венчание).

image004.jpg (128 KB)

image005.jpg (123 KB)

image006.jpg (135 KB)

Государственным Краевым Архивом Ставропольского края (ГКАУ «ГАСК») были также предоставлены из своих фондов интересные документы и сведения об о. Василии и его семье:

Архивная выписка послужного списка священника Мухина Василия Феодосиевича из клировой ведомости Анастасиевской церкви, станицы Анастасиевской за 1917 г.* Все записи сделаны рукой о. Василия.

image007.jpg (1.14 MB)

image008.jpg (1.01 MB)

image009.jpg (848 KB)

*(ф-135, оп.76, д.30, лл.32, об. 33, 33 об.) ГКАУ «ГАСК».

Эта же архивная выписка в текстовом формате от ГКАУ «ГАСК».

 

 

image010.png (2.44 MB)

image011.png (2.68 MB)

image012.png (2.31 MB)

К о. Василию, помимо ссылок 1923,1932 г.г. Советской властью была применена еще одна форма политических репрессий – это лишение его избирательных прав. Об этом факте свидетельствует ниже приведенный документ ГКАУ «ГАСК».

image013.png (1.93 MB)

Конституциями РСФСР 1918, 19025 г.г. был установлен перечень лиц, которые не могли избирать и быть избранными. К числу таких лиц были отнесены, в том числе, и монахи, духовные служители церквей и религиозных культов.

Чтобы понять, что означало быть лишенным избирательных прав в России в 20-30 г.г. прошлого столетия, предлагаю обратиться к диссертации кан.ист.наук Валуева Демьяна Валерьевича «Лишенцы в системе социальных отношений»*.

В свое работе он писал: «Лишение избирательных прав означало для конкретного человека не только устранение его от участия в выборах. Коренным образом менялся и его социальный статус, положение в системе социально-экономических отношений. Один из крупных специалистов в области советского строительства П. Зайцев писал: «Дело в том, что факт лишения того или иного гражданина избирательных прав является фактом определения, что данный гражданин по своему социальному положению, по своим действиям и деятельности, роду занятий и т.д. является враждебным советской власти элементом».**

Последствием такого подхода оказывалось то, что человек, становившийся лишенцем, вместе с правами голоса терял ещё целый ряд прав и льгот, которыми обладали остальные граждане. Как справедливо замечает М.С. Саламатова: «В обществе, где статус гражданина определялся не степенью образованности, не экономическим положением, а наличием политических и гражданских прав, принадлежность к «полноправным» или «лишенцам» играла решающую роль».***

Ограничения касались практически всех сфер жизни лишенца - участия в общественной жизни, работы, службы в армии, социальных гарантий и льгот и т.д. Человек зачастую вместе с потерей избирательных прав терял перспективы служебного роста и надежды на реальное изменение своей жизни в лучшую сторону. «даже временное пребывание на положении лишенца оказывается весьма тягостным для лиц, испытавших это состояние»».

Фактически лишенцы являлись в Советском государстве 1920-х - середины 1930-х гг. людьми «второго сорта», изгоями. Один из бывших лишенцев Ю. Елагин писал: «Категория «лишенцев» среди советских граждан - это категория неполноценных граждан низшего разряда». Секретарь ВЦИК А.С. Киселев, рассуждая о необходимости более внимательного отношения к составлению списков граждан лишённых избирательных прав, признавал, что

Часть 3. Ссылка о. Василия в Казахстан (1932 г.)

Как нам уже известно из первой части настоящей статьи, о. Василия дважды арестовывали за антисоветскую пропаганду и высылали. Первый раз - в Зырянский край (Коми) в 1923 г., второй - в Казахстан в 1932 г.

К сожалению, документы по первой ссылке Мухина В.Ф. до настоящего времени, не удалось найти, возможно архивы были утрачены. Однако, частичная информация о причинах этой ссылки содержится в показаниях самого о. Василия, которые он дал во время его ареста в 1932 г. в г. Ставрополе.

*. Валуев Демьян Валерьевич. Лишенцы в системе социальных отношений (1918-1936 гг. ) (На материалах Западного региона РСФСР) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Смоленск, 2003 271 c. РГБ ОД, 61:04-7/143-9.

**. Саламатова М.С. «Лишенцы»//Маргиналы в социуме. Маргиналы как социум. Сибирь (1920 1930-е годы). Новосибирск, 2007. С. 3-37.

***. Красильников С. А., Саламатова М.С., Ушакова С.Н. Корни или щепки. Крестьянская семья на спецпоселении в Западной Сибири (1930-е начало 1950-х гг.). Новосибирск, 2008. 392 с.

Так, в дополнительных показаниях от 20 апреля 1932 г. он написал:
«Действительно свою ссылку с Кубани я расцениваю как наказание за непринятие обновленчества, так как при аресте мне никаких обвинений предъявлено не было и я за собой никакой вины не чувствовал, а в своих написанных собственноручно показаниях высказал свой отрицательный взгляд на обновленчество. После этого показания мне никаких допросов не было до самой ссылки. Это обстоятельство и создало во мне убеждение, что я был выслан за отрицательной отношение к обновленчеству. Это убеждение я открыто высказывал и по возвращению из ссылки».

image014.jpg (558 KB)

Чтобы понять о каком «обновленчестве» говорил отец Василий, необходимо обратиться к истории России 20-30 г.г. прошлого столетия.

Весной 1922 года Львом Троцким был разработан план раскола Православной русской церкви.

План предусматривал полную иерархическую модернизацию, то есть отстранение патриарха от руководства Церковью и передачу управленческих функций ВЦУ – организации полностью подконтрольной «красным» спецслужбам. Формировать новоявленную структуру должны были из числа клириков, недовольных нынешней системой и достаточно либеральных, чтобы вступить в сделку со службистами.

Таких священнослужителей именовали обновленцами, а раскольничье движение – обновленчеством, что было созвучно идеям и целям Троцкого, касающихся обновления церковного правящего аппарата. Позже ГПУ намеревалось ликвидировать и саму структуру, как сыгравшую свою роль и ненужную в коммунистическом обществе. Так возникла «Живая церковь» — детище, взлелеянное при непосредственном участии политических спецслужб и призванное служить орудием раскола.

За полгода деятельности обновленцам удалось достичь многого: более половины преданных патриарху священнослужителей были смещены и заменены на лояльных новой власти клириков.

Настоящим ударом стало обнародование так называемого Меморандума трех – публичного воззвания, суть которого сводилась к признанию власти обновленческой структуры ВЦУ, а также арест патриарха Тихона, которого вынудили официально отказаться от своих полномочий. Меморандум был подписан архиепископом Нижегородским Евдокимом (Мещерским), архиепископом Костромским и Галичским Серафимом (Мещеряковым) и митрополитом Владимирским Сергием (Страгородским) – из жития святителя Афанасия (Сахаров).*.

Это лишь краткое изложение исторических событий России того периода, а к каким последствиям они привели, мы можем узнать из жития святых, канонизированных Русской православной церковью в 2000 г., как новомучеников и исповедников земли Русской.

Отец Василий был приговорен Кубанским отделом ОГПУ к ссылке в Коми -Зырянский край сроком на 2 года.

О факте ссылки о. Василия в Коми-Зырянский край в 1923 г. нам указывают и сведения, содержащиеся в обвинительном заключении по следственному делу №-4044 по обвинению Мухина Василия Феодосиевича в преступлении, предусмотренном ст. 58 п. 10 УК РСФСР, составленном 19.04.1932 г., уполномоченным СПО при его втором аресте.

В нем говорится, что: «В 1923 г. священник Мухин за антисоветскую деятельность был сослан в Коми-Зырянский край сроком на 2 года. Находясь в ссылке продолжал свою антисоветскую деятельность в частности распространял послания Архиепископа Николая (Соловейчика) за что срок ссылки Мухину был продлен на 10 месяцев»*. По возвращению из ссылки отец Василий прибыл на жительство в г. Ставрополь.

Для получения сведений о второй ссылке о. Василия в Казахстан в 1932 г. привлекались фонды Центрального архива ФСБ России, ГИАЦ МВД России, Прокуратуры Ставропольского края. Было установлено, что архивно-следственное дело в отношении Мухина В.Ф. находится в фондах УФСБ Ставропольского края, которое, и было им предоставлено. Благодаря этим документам мы можем увидеть причины ссылки, в чем обвинялся священник отец Василий, статью по которой он был осужден, наказание которому он был подвергнут и многие другие факты.

Так, из обвинительного заключения по следственному делу №-4044 следует, что «… 17 февраля 1932 г. Ставропольским ОГПУ был подвергнут аресту священник Мухин В.Ф. на основании имевшихся данных о том, что он на протяжении ряда лети использовал религиозный фанатизм верующих и среди последних занимался антисоветской агитацией. По отбытии ссылки прибыл на жительство в г. Ставрополь, где связался с реакционно-настроенным духовенством в частности со священниками: Петровым, Кононовым, Гартинским и Головым, которые являлись инициаторами создания нелегального пресвитерского совета и за антисоветскую деятельность впоследствии выселены из Ставрополя. Имея тесную связь с указанными лицами обвиняемый Мухин принимал активное участие в работе указанного пресвитерского совета.

Мухин В.Ф. был обвинен в том, что на протяжении ряда лет, используя религиозный фанатизм верующей массы систематически занимался антисоветской агитацией и распространением провокационных слухов. Призывал крестьян не сдавать государству хлеб, агитировал против колхозного строительства и т.д. Как реакционно настроенный церковник вел усиленную агитацию против декларацию митрополита Сергия о лояльном отношении к Советской власти, т.е. в преступной деятельности, предусмотренной ст. 58 п.10 УК РСФСР.

Виновным в этих обвинениях Мухин В.Ф. себя не признал.

07 сентября 1932 г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ Мухин Василий Феодосиевич был приговорен к высылке в Казахстан сроком на 3 года.

Изучив Архивно-уголовное дело №П-12462 (1932 года производства) в отношении Мухина В.Ф., находящегося в архиве УФСБ РФ по Ставропольскому краю, можно сделать вывод, что во время следствия отец Василий не пытался себя оправдать, не возносил хвалу советской власти и не заявлял открыто о своей к ней лояльности, не оправдывал политики партии и правительства.

Для подтверждения сказанного, размещаю часть документов, находящихся в Архивно-уголовном деле №П-12462.

* Архивное уголовное дело №П-12462 (1932 года производства) в отношении Мухина В.Ф. Архив УФСБ РФ по Ставропольскому краю.

image015.jpg (424 KB)

image016.jpg (447 KB)

image017.jpg (625 KB)

image018.jpg (347 KB)

image019.jpg (356 KB)

Говорят, что новомучеников подвергали гонениям не за веру, а за контрреволюцию. А как на самом деле?*

В начале ХХ века государство, преследуя Церковь на деле, публично декларировало свободу религии. Такая позиция не оставляла возможности открыто арестовывать и расстреливать за веру в Христа — для этого подыскивались другие формы обвинений для исполнения планов по уничтожению Церкви. Чаще всего священнослужителей и христиан обвиняли в контрреволюционной или антисоветской агитации (статья 58-10 Уголовного кодекса). Если представители власти в первые века христианства, выступая в качестве гонителей, спрашивали о вере, то в советских застенках вопрос о вере если и задавался во время допроса, то в официальные следственные документы не вносился как противоречащий основному закону — Конституции. Официально за проповеди невозможно было арестовать и приговорить к заключению в концлагерь. Власти вынуждены были интерпретировать публично сказанные священником проповеди в духе 58 статьи Уголовного кодекса — антисоветской агитации.

58-10 статья УК РСФСР: Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений, а равно распространение, или изготовление, или хранение литературы того же содержания влекут за собой лишение свободы на срок не ниже шести месяцев.

58 статья УК РСФСР, по которой осудили большинство новомучеников и исповедников в XX веке была отменена в 1961 году.

*Из ответа ответственного секретаря Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников архимандрита Дамаскина (Орловский).

image020.jpg (132 KB)

Отец Василий был реабилитирован прокуратурой Ставропольского каря в 1989 г., о чем свидетельствует заключение от 28.12.1989 г. согласно которому Мухин В.Ф. подпадают под действие ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16.01.1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начало 50-х годов».

image021.jpg (424 KB)

Часть 4. Ссылка м. Раисы

Политические репрессии не обошли стороной и матушку Раису.

15.08.1933 г. она была арестована на основании ордера №161 от 14.08.1933 г. Полномочного Представительства ОГПУ СКК и ДССР Ставропольского Оперсектора ОГПУ.

Из протокола допроса ОГПУ Мухиной Р.С. от 18.08.1933 г.:

«Мой муж Мухин В.Ф. служил священником в Софиевской церкви, но его арестовало ГПУ и осудили на три года ссылки в концлагерь. Когда он был не арестован я жила на его иждивении. В настоящее время работаю на разных поденных работах. Серженко Пелагею Ивановну я знаю, у них я была несколько раз дома, ходили к нам просто как к знакомым просить продукты питания и категорически заявляю, что никогда я в ихнем доме на тайных собраниях не бывала. Также не знаю проводили ли они тайные собрания или нет я не знаю, по моему нет никаких монахов.

Пожертвований на ссыльных среди населения я никогда не собирала и кто собирал я также не знаю…..».

Из обвинительного заключения по следственному делу №-5431на членов церковно-монархической организации «Истинно-православная церковь» во главе с Арзамасцевым Сергеем и др. в числе 14 человек обвиняемых по ст. 58 п.11-11 УК РСФСР «В феврале-марте месяцах 1933 г. органами ОГПУ на СКК ликвидирована церковно-монархическая организация, возглавляемая бывшим князем Мещерским, он же митрополит Серафим Мещеряков и архимандритом черносотенцем Евгением Жуковым. Данная организация имела свой филиал на Ставрополе в 19 ячеек, актив которых исчислялся более 200 человек, преимущественно состоящий из антисоветсткого монашествующего элемента. Вуалируя контрреволюционную деятельность религиозностью при помощи различных мракобесных измышлений, указанная организация в своей повседневной работе получала руководящие указания из-за рубежных центров, добиваясь создания базы для свержения Советской власти путем:

- воспитания масс в духе монархического «православия»;

- подрыва проводимых соввластью мероприятий на селе, посредством разложения колхозов, организации саботажа хлебозаготовки посевной компании, исскуственно создавая недовольство среди крестьянства.

Для руководства низовыми группами контрреволюционными ячейками в организации существовал институт «ходоков» и связистов, нелегально разъезжавших по селам для ведения контрреволюционной пропаганды. Одновременно в ликвидацией организации был подвергнут ликвидации и Ставропольский филиал…..Ставропольским Оперсектором ОГПУ была проведена дополнительная операция с изъятием активно проявляющих себя членов организации в количестве 14 человек…. Будучи непримиримыми врагами Советской власти обвиняемые среди населения г. Ставрополя, особенно окраины такового, систематически занимались распространением всякого рода антисоветскими и контрреволюционными слухами, направленными на срыв хлебозаготовки и развал колхозов».

Среди арестованных 14 человек была и Мухина Раиса Самсоновна, которая обвинялась в том, что являлась активным членом контрреволюционной церковно-монархической организации, посещала тайные собрания, устраиваемые в квартире Сердженко, систематически занималась антисоветской деятельностью среди населения. Виновной в этих обвинениях м. Раиса себя не признала.

Решением Тройки при ПП ОГПУ СК К и ДССР от 19.02.1934 г. она была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 58 ч. 10 УК РСФСР за проведение антисоветской агитации выслана в Казахстан сроком на 5 лет.

image022.jpg (576 KB)

image023.jpg (106 KB)

* Все документы и фотографии получены из Архивного уголовного дела №П-26021 (1933-1934 годов производства) в отношении Мухиной Р.С. Архив УФСБ РФ по Ставропольскому краю.

image024.jpg (255 KB)

Матушка Раиса так же был реабилитирована прокуратурой Ставропольского каря в 1989 г., о чем свидетельствует заключение от 19.06.1989 г.

Мамин арест. Тюрьма. 1933 год

*«Однажды ночью – стук в дверь. Пришли, начали делать обыск. Брать было нечего, только оставшиеся духовные книги забрали. Маму арестовали, увели, и я осталась совсем одна. Днем кто-то из людей покормит, а ночь лежу на ящиках, плачу пока не засну. Плакала за мамой и боялась, что меня могут съесть.

Дадут что-нибудь люди, несу маме в тюрьму передачу. Получаю записку: «В такое-то время встань влево от тюрьмы, я поднимусь на подоконник в окне второго этажа, и ты меня увидишь».

А с четырех сторон по углам вышки с часовыми…

Как увидела я маму в окне, белым платочком сквозь решетку машет, подняла крик: «Мама, мамочка!» Плача, мама ушла.

Как-то просыпаюсь от стука в дверь. Это сосед. «Аня, скорее, скорее на улицу, там мама идет!» Я бегу, по улице в сопровождении конвоя ведут за город арестованных, копать картошку. Я врываюсь в колонну, бросаясь к маме. Плачу от счастья.

Целый день я провела с мамочкой, помогая собирать картошку. Вечером, в строю арестованных, дошла до ворот тюрьмы и с плачем рассталась с мамой.

Вместе с Марфой Лукьяновной, нашей знакомой, мы стали ходить по дворам, если что-нибудь давали, она готовила, а я носила передачи в тюрьму. До заморозков я ходила босая. Кто-то в церкви дал мне ботинки, они подошли маме, так как она была в тряпичных туфельках. Вскоре и мне подобрали подходящую обувь. Иной раз меня в церкви подкармливали.

*(Из дневника Анны Васильевны Николаевой (в девичестве Мухина) младшей дочери отца Василия).

Надо сказать, что в это время на весь город осталось две православные церкви. Одна – на Даниловском кладбище, а Воздвиженскую церковь не снесли, потому что люди доказали, что в ее ограде были захоронения умерших от чумы, побоялись трогать.

Условия в тюрьме были ужасные.

Со стен текло, пол цементный, параша прямо в камере. Но среди окружающих ее людей, мама пользовалась большим уважением.

Тюрьма переполнена, в основном, сидели за пять колосков, сорванных на колхозном поле, за припрятанные для голодных ребятишек выращенные овощи и зерно, за корову, отобранную в колхозное стадо, но случайно прибредшую домой и подоенную обрадованными хозяевами.

Слава Богу, могли и причащаться в тюрьме. На свиданиях через родных передавались записочки с грехами, священник разрешал их, Святые Дары вкладывались в хлеб, передаваемый заключенным.

Наконец, в феврале 1934 года был вынесен судебный приговор.

Мама получила 5 лет по 58-й статье, за контрреволюционную деятельность».

На момент ареста и ссылки матушки Раисы ее дочке Анне было всего 11 лет. Оставшись без родителей, Анна Васильевна испытала весь ужас мытарства, одиночества и отсутствия родительского попечения.

image025.png (231 KB)
На фотографии младшая дочь отца Василия – Анна (примерно 1937 г.).

*Сведения из личного семейного архива предоставлены правнуком отца Василия и матушки Раисы Мухиных – архимандритом Свято-Введенского монастыря г. Киева отцом Лонгиным (Горбачев)

Эпилог

На момент 1917 года в приходе ст. Анастасиевской имелась церковно - приходская школа, библиотека, а также действовал фонд помощи бедным, который назывался "Андреевское братство". После ареста Отца Василия в 1923 г. церковь вскоре закрыли и переоборудовали в клуб.

image026.jpg (49 KB)

Весной 1943 года, после освобождения станицы, наступающие части красной армии нуждались в материале для прокладки дороги. Станичный храм был разобран до последнего камня и его втоптала в грязь тяжелая техника.

Возрождение прихода началось в 90-х годах, когда здание бывшего колхозного детского сада отдали под храм. За эти годы была проведена работа по благоустройству территории, пристроен алтарь, построен притчевый дом, трапезная, воскресная школа и хозяйственные постройки.

Несмотря на гонение батюшки Василия, его семьи и верующих нашей станицы, Господь не оставил ст. Анастасиевскую, возрождение духовной жизни в станице произошло. На историческом месте восстановлен некогда разрушенный храм во имя святой Преподобномученицы Анастасии Римляныни, в котором 100 лет назад служил протоиерей Мухин Василий Феодосиевич.

Бог дает ангела каждому храму и церкви так же, как и ангела-хранителя каждому человеку. Этот ангел предстоит перед престолом Господа Бога и возносит свои молитвы о верующих, посещающих этот храм, принося Богу наполненное скорбями и радостями покаянное сердце - говорит Православное Богословие: Ангел становится на месте Престола, во время освящения храма и остается там до конца земного существования этого мира. Даже в случае уничтожения храма и его святого Престола, ангел не покидает отведённого ему места, "ожидая, что когда-либо на месте разрушенного храма восстанет новый, и он сможет соединить свою молитву к Богу с молитвой благочестивых прихожан".

Благочестивый род о. Василия Мухина и м. Раисы (в дев. Семашко) не прервался. В 2014 г. ст. Анастасиевскую посетил их правнук - архимандрит Свято-Введенского монастыря г. Киева отец Лонгин (Горбачев), внук младшей дочери о. Василия - Анны. Батюшка принимает активное участие в восстановлении храма, где служил более 20 лет его прадед. Именно, благодаря инициативе отца Лонгина в 2019-2020 г.г. были продолжены работы по поиску новых архивных документов, свидетельствующих о жизни семьи Мухиных.

Архимандритом Лонгиным были переданы в дар Анастасиевскому приходу две иконы:

- список с чудотворной иконы Божией Матери, именуемая «Призри на смирение», и

- икона преподобномученицы Анастасии Римляныни.

Обе иконы, в настоящее время, находятся в восстановленном храме ст. Анастасиевской.

Вспоминая достойное служение и примерный жизненный путь о. Василия Мухина, мы видим продолжение его дел в его потомках.

P.S.: Отец Василий и его семья остались верными Христу и православной вере, тем самым, исполнили девятую заповедь блаженства:

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф5:29-30).

«26» августа 2022 г. по благословению Преосвященнейшего Феогноста епископа Новороссийского и Геленджикского материалы о жизни и служении протоиерея Василия Мухниа направлены в работу в комиссию по канонизации святых Новороссийской епархии.

Ижогина О.Г. 20.04.2022 г.

Источники

1. О.А. Ластовка «Анастасиевская моя…», ст. «Тот самый отец Василий», стр. 125-130.

2. Книга Жития новомученников и исповедников российских xx века, вступ.часть «Возлюбленные о Господе …»

3. «Письма разных лиц к Святителю Афанасию (Сахарову)». (Изд-во ПСТГУ, 2013. — 800 с., ил., Мухин В.Ф., протоиерей (письма№№1-4) — (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви).

4. Архивные документы из Славянского городского архива (метрические книги).

5. Архивные документы Государственного Краевого Архива Ставропольского края (ГКАУ «ГАСК»), ф-135, оп.76, д.30, лл.32, об. 33, 33 об., ф-299, оп.2, д.66, л.8.

6. Валуев Демьян Валерьевич. Лишенцы в системе социальных отношений (1918-1936 гг. ) (На материалах Западного региона РСФСР) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Смоленск, 2003 271 c. РГБ ОД, 61:04-7/143-9.

7. Саламатова М.С. «Лишенцы»//Маргиналы в социуме. Маргиналы как социум. Сибирь (1920 1930-е годы). Новосибирск, 2007. С. 3-37.

8. Красильников С. А., Саламатова М.С., Ушакова С.Н. Корни или щепки. Крестьянская семья на спецпоселении в Западной Сибири (1930-е начало 1950-х гг.). Новосибирск, 2008. 392 с.

9. Архивное уголовное дело №П-12462 (1932 года производства) в отношении Мухина В.Ф. Архив УФСБ РФ по Ставропольскому краю.

10. Архивное уголовное дело №П-26021 (1933-1934 годов производства) в отношении Мухиной Р.С. Архив УФСБ РФ по Ставропольскому краю.

11. Сведения из личного семейного архива правнука отца Василия и матушки Раисы Мухиных – архимандрита Свято-Введенского монастыря г. Киева отца Лонгина (Горбачев).

12. Информация с сайта Архив Инфо (престольный праздник храма ст. Анастасиевской) arhivinfo.ru, стр.2.

13. Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Комиссии по канонизации святых, на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25 марта 1991 года, “Об отношении Церкви к подвигу мученичества” //К канонизации новомучеников Российских. Комиссия Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации святых. М., 1991. — С. 34

14. Доклад Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Комиссии Священного Синода по канонизации святых, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 1994 года. — Л. 6.

15. Евангелие (Мф10:29-30).

16. Игумен Никон (Воробьев), Внимай себе, сборник писем, 3-е издание, Москва 2015 г., с.77.

Составитель: Ижогина О.Г.

По благословению и редакцией архимандрита Свято-Введенского монастыря г. Киева отца Лонгина (Горбачев).

Случайный тест