Жизнь и служение протоиерея Мухина Василия Феодосиевича
- Часть 1
- Часть 2. Архивные документы
- Часть 3. Ссылка о. Василия в Казахстан (1932 г.)
- Часть 4. Ссылка м. Раисы
- Эпилог
- Источники
Нужно немало внутренне потрудиться, чтобы
получить живую веру в Господа и слова Его.
Только при этой вере становится легко жить
и переносить все тяготы жизни. Тем более,
что она – коротенькая подготовка к вечности.
Игумен Никон (Воробьев)
Часть 1
1. Вступление
Уважаемые читатели, хочу познакомить вас с историей Свято-Анастасиевского прихода Славянского благочиния Новороссийской и Геленджикской епархии. Начну свое повествование словами митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова): «Прославляя подвиг новомучеников, Русская Православная Церковь уповает на их предстательство и молится, да прибавит Господь милость Свою на нас и даст всем нашим соотечественникам время на покаяние, зажжет в их сердцах огонь веры, ревность о возрождении Руси Святой, нашего земного Отечества». По молитвам новомучеников и исповедников Российских ХХ века да даст нам Господь потрудиться во славу Божию и Церкви Христовой для спасения вечного».
Русская Православная Церковь до настоящего времени канонизировала не всех новомучеников и исповедников XX века. Однако среди не канонизированных Божиих угодников есть очень достойные служители церкви Христовой, одним из которых является протоиерей Мухин Василий Феодосиевич. Он был настоятелем храма в станице Анастасиевской более 20 лет - в период с 1901 г. по 1923 г.
2. Краткое жизнеописание о. Василия и м. Раисы
Хочу познакомить вас с небольшой исторической справкой об отце Василии и матушке Раисе, напомнить знакомую многим из вас информацию.
2.1. Дореволюционный период жизни семьи Мухиных
Священник Василий Феодосиевич Мухин, сын священника Феодосия Мухина, села Мерчика Валковского уезда Харьковской губернии. В 1896 году окончил курс Харьковской духовной семинарии по 2-му разряду; в том же году определен старшим учителем женской второклассной школы. Его супруга Раиса Самсоновна Мухина (Семашко) тоже происходила из рода священнослужителей. Она была внучатой племянницей знаменитого святителя Иосифа Литовского, вернувшего в 1839 году в лоно Православной Церкви униатов Литвы и других западных областей России. Замуж она вышла после окончания Киевского епархиального училища пансионного типа. В самом конце XIX века молодая пара перебирается на Кубань: здесь не хватало священников. «04» октября («21» сентября по старому стилю) 1899 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, епископом Кавказским Агафодором Василий был рукоположен в диаконский чин, а через 4 дня – «08» октября («25» сентября по старому стилю) в сан священника. Первым местом его служения была станицы Староджерелиевская Таманского отдела. Здесь отец Василий не только совершал богослужения и требы, но и преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе.
В Староджерелиевской священник Василий Мухин прослужил недолго: через год он был переведен по собственному прошению в станицу Анастастасиевскую того же отдела.
Анастасиевская стала домом отца Василия и матушки Раисы на долгих 22 года, здесь родились и выросли все их 9 детей. Отец Василий за годы службы в станице проявил себя ревностным пастырем. Станичники полюбили его за прекрасные проповеди и благоговейное отношение к богослужению. Батюшка всегда старался помогать обездоленным. Так, его стараниями в небольшой станице (около 13 тысяч жителей) было организовано «Анастасиевское братство», фонд которого составлял около 600 рублей – немалые по тем временам средства. Фонд помогал бедным, на его средства пополнялась книгами народная изба-читальня. Стараниями отца Василия было основано Анастасиевское общество трезвости. Другой не менее важной задачей духовенства являлось миссионерство. «Ставропольские ведомости» за 1894 год сообщают: «Причтом Анастасиевской церкви просвещен светом святого крещения Симеон Ааронов Гиндьерг, 31 года из евреев, с наречением имени Семена, 2 октября». Но особой заботой отца Василия было попечение об образовании детей. Сам он преподавал Закон Божий в Анастасиевском казачьем двухклассном училище, а также в школе для девочек. В те времена образование получали преимущественно дети из казачьих семей, а иногородние были в основной своей массе безграмотными. Стараниями отца Василия была построена школа для иногородних в церковном дворе. За деятельность на ниве просвещения отец Василий был удостоен церковных и правительственных наград:
1904 год – набедренник, «За усердные и полезные труды по школе», по представлению Епархиального Училищного Совета; серебряная медаль на двойной Владимирской ленте от Епархиального Начальства.
1911 год – Александровская медаль к 25-летию церковных школ.
1914 год преподано Архипастырское благословение с выдачей грамоты «За весьма внимательное отношение к церковной школе и ее нуждам».
В разные годы отец Василий занимал различные церковные должности: состоял инспектором школ округа, окружным следователем, несколько лет был благочинным 19 округа (Таманский отдел Кубанской области). Все эти должности были выборными. То, что батюшку избирали на несколько сроков подряд, свидетельствует о его большом авторитете среди священства.
2.2. Жизнь семьи Мухиных с 1917 г. (революция и послереволюционный период)
Размеренную жизнь семьи священника Василия Мухина прервал 1917 год: революция, затем Гражданская война. Станица несколько раз переходила из рук в руки: красные, белые, зеленые. Красные в станице – священника прячут местные жители. Белые придут – спрашивают: «Батюшка, вы знаете народ, скажите, кто благоволит красным?» А батюшка неизменно отвечал: «У меня нет ни красных, ни белых, ни зеленых, а все мои духовные дети». Бывало, приедут на подводе: «Батюшка, нужно напутствовать раненых…» – вывезут за станицу, завяжут глаза и везут в затерянный в камышовых плавнях отряд. Отец Василий исповедует, причастит, отпоет мертвых – и опять глаза завяжут и везут обратно в станицу. Однажды «красные», ворвавшись в станицу, хотели учинить расправу над «попом», но, не найдя его дома, они захватили в заложники матушку Раису. Женщины, узнав об этом, окружили хату, где под стражей содержалась матушка, и стали требовать освобождения, ее освободили. В свою очередь, «белые», когда в очередной раз отвоевали Анастасиевскую, арестовали 18 человек и приговорили их к расстрелу за сотрудничество с советской властью. Отец Василий и матушка Раиса собрали подписи станичников о невиновности арестованных, и матушка вместе с несколькими женщинами поехали в Екатеринодар, в ставку генерала Покровского, где добились отмены смертной казни. От постоянных грабежей, отсутствия мужчин многие семьи в 1920 году голодали. Отец Василий с амвона обратился к прихожанам: «У нас в станице есть голодающие, давайте соберем, у кого что есть, и поможем им. Я выделю мешок муки». И люди сносили у кого что было на церковное подворье и по очереди готовили еду. Голодающие приходили, ели, несли в котелках домой. Так и пережили этот голодный год.
2.2.1. Ссылки.
В 1920 году в станице Анастасиевской установилась советская власть, и на отца Василия и его семью обрушились притеснения, а иногда и откровенные издевательства. От священника требовали сдать церковь обновленцам и самому примкнуть к «живой церкви». После категорического отказа 2 апреля 1923 года протоиерея Василия Мухина арестовали за антисоветскую пропаганду и сослали на 3 года в Зырянский край (Коми). Эти годы жизни, порой в нечеловеческих условиях, существенно подорвали здоровье батюшки. Разлетелась семья. Старший Николай ушел с Белой армией, и больше его никто не видел, младшие разъехались кто куда: учиться, работать, строить новую жизнь. В больших городах легче спрятаться, а на родине они всегда подвергались опасности ареста, как поповские дети.
В период своей первой ссылки о. Василий близко познакомился со святителем Афанасием (Сахаровым), канонизированным и прославленным в лике новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года. Святитель находился в зырянской ссылке в период с 1923 по 1925 гг. Отец Василий поддерживал с ним связь и после ее окончания.
Свои впечатления от знакомства с епископом Афанасием, о. Василий пронес через многие годы и в последствие писал: «Благодарю Бога, что Он послал мне прекраснейшее общение в 1923 г. в Усть-Кеми с Вами и другими, чистыми, как кристалл, архипастырями и пастырями, и научиться всему доброму от Вас. Во всю последующую жизнь во всех местах и до сих дней я жил и трудился по указанному образцу... Та риза, которую Вы сшили, и до сих пор цела и завешаю, чтобы меня в ней и похоронили», – писал Владыке протоиерей Василий Мухин (письмо от 1 января 1958 г. из Актюбинска, из книги Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову). Книга 1, глава 117, Д. 34. Л. 72–73).
После ссылки отец Василий осел в Ставрополе, куда и выехали к нему матушка с детьми.
В 1932 году отца Василия снова арестовали отправили в ссылку в Казахстан. А через время, ночью, после обыска в квартире, арестовали и матушку Раису, их девятилетняя дочь Анна (самая младшая) осталась абсолютно одна. Долгое время она жила тем, что подавали ей в церкви и на улице, умудрялась посылать передачи маме. Матушка Раиса своей добротой и милосердием к страждущим заслужила уважение у заключенных, среди которых были и откровенные уголовницы. Однажды одна из них во время прогулов в тюремном дворе подбежала со словами: «Мы сегодня бежим! Помолитесь» Раиса Самсоновна спросила: «Зачем вы мне это говорите?» «Мы верим в Вас», – ответила та. После года скитаний десятилетняя Анна самостоятельно приехала в Казахстан, в Актюбинск – место ссылки отца. После пяти лет тюрьмы приехала сюда и матушка Раиса. В Казахстане жили трудно, бедно. Но, как вспоминает дочь Татьяна, родители, мало что имея сами, всегда находили возможность помогать нищим и обездоленным, отдавая, по заповеди Христа, иногда и последнее. В это время в ссылке в Казахстане находились многие светильники Православной Церкви. Алма-Атинской епархией в то время управлял святитель Николай (Могилевский) – великий исповедник и молитвенник XX века. С отцом Василием их связывали добрые дружеские отношения.
2.3. Чудо отца Василия
В книге «Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский» напечатана проповедь Владыки, в которой он рассказал прихожанам о чуде, произошедшем с отцом Василием Мухиным, когда по заступничеству Пресвятой Богородицы он был избавлен от неминуемой смерти под колесами товарного поезда. «А сейчас я расскажу об одном чуде, которое было совсем недавно и совершено Пресвятою Богородицею за почитание именно этой Ея иконы, именуемой «Нечаянная радость». Есть один старенький батюшка, отец Василий Мухин из Актюбинска, большой друг отца Архимандрита, и вот он описал в письме к нему и ко мне, что с ним произошло около месяца тому назад. Вызвали его на требу. Одел он свой большой тулуп, валенки и пошел. Совершил, что надо. Возвращаясь домой, пошел не по мостику, а через полотно железной дороги, по которому маневрировал поезд. Незаметно для себя очутился он сперва под паровозом, а затем над ним прошел и весь состав. Его заметили, начали кричать: «Человек под поездом!» Остановили поезд, и вылез он из-под него совершенно невредимый, даже на тулупе ни одной царапинки не было. А вы ведь знаете, сколько под паровозом всяких рычагов, крючьев, как легко так могли они его зацепить и втянуть под самые колеса! Он долго не мог прийти в себя от пережитого. Кто же его сохранил невредимым в такой беде? – Конечно, Божия Матерь». Батюшка очень почитал Пресвятую Богородицу и в течение жизни неуклонно соблюдал правило: каждую пятницу служить ей Всенощную, а в субботу читать акафист перед иконой Ея «Нечаянная радость».
Этот случай о чудесном избавлении отца Василия от смерти также описан в книге «Письма разных лиц к Святителю Афанасию (Сахарову).* Со святителем Афанасием (Сахаровым) о. Василий близко познакомился в период своей первой ссылки и поддерживал связь и после ее окончания.
Еще одним правилом отца Василия было поминовение всех усопших, которых он отпевал с самого начала своего пастырского служения. Имя каждого он заносил в специальные блокнотики, так что к концу жизни их накопилось несколько ящиков.
Дочь Анна в своих воспоминаниях пишет: «Папу спасали покойники, – он за них всю жизнь молился, а они ходатайствовали за него и его детей перед Богом». В Актюбинске семья Мухиных пользовалась большим уважением за бессребренничество, доброту и готовность помочь каждому. В Казахстане умерла и была похоронена матушка Раиса. Старенького и уже очень больного отца Василия дочь Анна забрала в Киев, где она жила и работала в последнее время. Батюшка умер у нее на руках в 1962 году и был похоронен в Киеве.
* «Письма разных лиц к Святителю Афанасию (Сахарову)». (Изд-во ПСТГУ, 2013. — 800 с., ил. — (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви).
3. Архивные фотографии.
Часть 2. Архивные документы
А теперь, уважаемые читатели, предлагаю ознакомиться с архивными документами, предоставленными Славянским городским архивом и Государственным Архивом Ставропольского края (ГКАУ «ГАСК»).
Это фотографии метрических книг, которые находятся в Славянском городском архиве. Они заполнены собственноручно о. Василием о проведении разных треб (крещение, отпевание, венчание).
Государственным Краевым Архивом Ставропольского края (ГКАУ «ГАСК») были также предоставлены из своих фондов интересные документы и сведения об о. Василии и его семье:
Архивная выписка послужного списка священника Мухина Василия Феодосиевича из клировой ведомости Анастасиевской церкви, станицы Анастасиевской за 1917 г.* Все записи сделаны рукой о. Василия.
*(ф-135, оп.76, д.30, лл.32, об. 33, 33 об.) ГКАУ «ГАСК».
Эта же архивная выписка в текстовом формате от ГКАУ «ГАСК».
К о. Василию, помимо ссылок 1923,1932 г.г. Советской властью была применена еще одна форма политических репрессий – это лишение его избирательных прав. Об этом факте свидетельствует ниже приведенный документ ГКАУ «ГАСК».
Конституциями РСФСР 1918, 19025 г.г. был установлен перечень лиц, которые не могли избирать и быть избранными. К числу таких лиц были отнесены, в том числе, и монахи, духовные служители церквей и религиозных культов.
Чтобы понять, что означало быть лишенным избирательных прав в России в 20-30 г.г. прошлого столетия, предлагаю обратиться к диссертации кан.ист.наук Валуева Демьяна Валерьевича «Лишенцы в системе социальных отношений»*.
В свое работе он писал: «Лишение избирательных прав означало для конкретного человека не только устранение его от участия в выборах. Коренным образом менялся и его социальный статус, положение в системе социально-экономических отношений. Один из крупных специалистов в области советского строительства П. Зайцев писал: «Дело в том, что факт лишения того или иного гражданина избирательных прав является фактом определения, что данный гражданин по своему социальному положению, по своим действиям и деятельности, роду занятий и т.д. является враждебным советской власти элементом».**
Последствием такого подхода оказывалось то, что человек, становившийся лишенцем, вместе с правами голоса терял ещё целый ряд прав и льгот, которыми обладали остальные граждане. Как справедливо замечает М.С. Саламатова: «В обществе, где статус гражданина определялся не степенью образованности, не экономическим положением, а наличием политических и гражданских прав, принадлежность к «полноправным» или «лишенцам» играла решающую роль».***
Ограничения касались практически всех сфер жизни лишенца - участия в общественной жизни, работы, службы в армии, социальных гарантий и льгот и т.д. Человек зачастую вместе с потерей избирательных прав терял перспективы служебного роста и надежды на реальное изменение своей жизни в лучшую сторону. «даже временное пребывание на положении лишенца оказывается весьма тягостным для лиц, испытавших это состояние»».
Фактически лишенцы являлись в Советском государстве 1920-х - середины 1930-х гг. людьми «второго сорта», изгоями. Один из бывших лишенцев Ю. Елагин писал: «Категория «лишенцев» среди советских граждан - это категория неполноценных граждан низшего разряда». Секретарь ВЦИК А.С. Киселев, рассуждая о необходимости более внимательного отношения к составлению списков граждан лишённых избирательных прав, признавал, что
Часть 3. Ссылка о. Василия в Казахстан (1932 г.)
Как нам уже известно из первой части настоящей статьи, о. Василия дважды арестовывали за антисоветскую пропаганду и высылали. Первый раз - в Зырянский край (Коми) в 1923 г., второй - в Казахстан в 1932 г.
К сожалению, документы по первой ссылке Мухина В.Ф. до настоящего времени, не удалось найти, возможно архивы были утрачены. Однако, частичная информация о причинах этой ссылки содержится в показаниях самого о. Василия, которые он дал во время его ареста в 1932 г. в г. Ставрополе.
*. Валуев Демьян Валерьевич. Лишенцы в системе социальных отношений (1918-1936 гг. ) (На материалах Западного региона РСФСР) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Смоленск, 2003 271 c. РГБ ОД, 61:04-7/143-9.
**. Саламатова М.С. «Лишенцы»//Маргиналы в социуме. Маргиналы как социум. Сибирь (1920 1930-е годы). Новосибирск, 2007. С. 3-37.
***. Красильников С. А., Саламатова М.С., Ушакова С.Н. Корни или щепки. Крестьянская семья на спецпоселении в Западной Сибири (1930-е начало 1950-х гг.). Новосибирск, 2008. 392 с.
Так, в дополнительных показаниях от 20 апреля 1932 г. он написал:
«Действительно свою ссылку с Кубани я расцениваю как наказание за непринятие обновленчества, так как при аресте мне никаких обвинений предъявлено не было и я за собой никакой вины не чувствовал, а в своих написанных собственноручно показаниях высказал свой отрицательный взгляд на обновленчество. После этого показания мне никаких допросов не было до самой ссылки. Это обстоятельство и создало во мне убеждение, что я был выслан за отрицательной отношение к обновленчеству. Это убеждение я открыто высказывал и по возвращению из ссылки».
Чтобы понять о каком «обновленчестве» говорил отец Василий, необходимо обратиться к истории России 20-30 г.г. прошлого столетия.
Весной 1922 года Львом Троцким был разработан план раскола Православной русской церкви.
План предусматривал полную иерархическую модернизацию, то есть отстранение патриарха от руководства Церковью и передачу управленческих функций ВЦУ – организации полностью подконтрольной «красным» спецслужбам. Формировать новоявленную структуру должны были из числа клириков, недовольных нынешней системой и достаточно либеральных, чтобы вступить в сделку со службистами.
Таких священнослужителей именовали обновленцами, а раскольничье движение – обновленчеством, что было созвучно идеям и целям Троцкого, касающихся обновления церковного правящего аппарата. Позже ГПУ намеревалось ликвидировать и саму структуру, как сыгравшую свою роль и ненужную в коммунистическом обществе. Так возникла «Живая церковь» — детище, взлелеянное при непосредственном участии политических спецслужб и призванное служить орудием раскола.
За полгода деятельности обновленцам удалось достичь многого: более половины преданных патриарху священнослужителей были смещены и заменены на лояльных новой власти клириков.
Настоящим ударом стало обнародование так называемого Меморандума трех – публичного воззвания, суть которого сводилась к признанию власти обновленческой структуры ВЦУ, а также арест патриарха Тихона, которого вынудили официально отказаться от своих полномочий. Меморандум был подписан архиепископом Нижегородским Евдокимом (Мещерским), архиепископом Костромским и Галичским Серафимом (Мещеряковым) и митрополитом Владимирским Сергием (Страгородским) – из жития святителя Афанасия (Сахаров).*.
Это лишь краткое изложение исторических событий России того периода, а к каким последствиям они привели, мы можем узнать из жития святых, канонизированных Русской православной церковью в 2000 г., как новомучеников и исповедников земли Русской.
Отец Василий был приговорен Кубанским отделом ОГПУ к ссылке в Коми -Зырянский край сроком на 2 года.
О факте ссылки о. Василия в Коми-Зырянский край в 1923 г. нам указывают и сведения, содержащиеся в обвинительном заключении по следственному делу №-4044 по обвинению Мухина Василия Феодосиевича в преступлении, предусмотренном ст. 58 п. 10 УК РСФСР, составленном 19.04.1932 г., уполномоченным СПО при его втором аресте.
В нем говорится, что: «В 1923 г. священник Мухин за антисоветскую деятельность был сослан в Коми-Зырянский край сроком на 2 года. Находясь в ссылке продолжал свою антисоветскую деятельность в частности распространял послания Архиепископа Николая (Соловейчика) за что срок ссылки Мухину был продлен на 10 месяцев»*. По возвращению из ссылки отец Василий прибыл на жительство в г. Ставрополь.
Для получения сведений о второй ссылке о. Василия в Казахстан в 1932 г. привлекались фонды Центрального архива ФСБ России, ГИАЦ МВД России, Прокуратуры Ставропольского края. Было установлено, что архивно-следственное дело в отношении Мухина В.Ф. находится в фондах УФСБ Ставропольского края, которое, и было им предоставлено. Благодаря этим документам мы можем увидеть причины ссылки, в чем обвинялся священник отец Василий, статью по которой он был осужден, наказание которому он был подвергнут и многие другие факты.
Так, из обвинительного заключения по следственному делу №-4044 следует, что «… 17 февраля 1932 г. Ставропольским ОГПУ был подвергнут аресту священник Мухин В.Ф. на основании имевшихся данных о том, что он на протяжении ряда лети использовал религиозный фанатизм верующих и среди последних занимался антисоветской агитацией. По отбытии ссылки прибыл на жительство в г. Ставрополь, где связался с реакционно-настроенным духовенством в частности со священниками: Петровым, Кононовым, Гартинским и Головым, которые являлись инициаторами создания нелегального пресвитерского совета и за антисоветскую деятельность впоследствии выселены из Ставрополя. Имея тесную связь с указанными лицами обвиняемый Мухин принимал активное участие в работе указанного пресвитерского совета.
Мухин В.Ф. был обвинен в том, что на протяжении ряда лет, используя религиозный фанатизм верующей массы систематически занимался антисоветской агитацией и распространением провокационных слухов. Призывал крестьян не сдавать государству хлеб, агитировал против колхозного строительства и т.д. Как реакционно настроенный церковник вел усиленную агитацию против декларацию митрополита Сергия о лояльном отношении к Советской власти, т.е. в преступной деятельности, предусмотренной ст. 58 п.10 УК РСФСР.
Виновным в этих обвинениях Мухин В.Ф. себя не признал.
07 сентября 1932 г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ Мухин Василий Феодосиевич был приговорен к высылке в Казахстан сроком на 3 года.
Изучив Архивно-уголовное дело №П-12462 (1932 года производства) в отношении Мухина В.Ф., находящегося в архиве УФСБ РФ по Ставропольскому краю, можно сделать вывод, что во время следствия отец Василий не пытался себя оправдать, не возносил хвалу советской власти и не заявлял открыто о своей к ней лояльности, не оправдывал политики партии и правительства.
Для подтверждения сказанного, размещаю часть документов, находящихся в Архивно-уголовном деле №П-12462.
* Архивное уголовное дело №П-12462 (1932 года производства) в отношении Мухина В.Ф. Архив УФСБ РФ по Ставропольскому краю.
Говорят, что новомучеников подвергали гонениям не за веру, а за контрреволюцию. А как на самом деле?*
В начале ХХ века государство, преследуя Церковь на деле, публично декларировало свободу религии. Такая позиция не оставляла возможности открыто арестовывать и расстреливать за веру в Христа — для этого подыскивались другие формы обвинений для исполнения планов по уничтожению Церкви. Чаще всего священнослужителей и христиан обвиняли в контрреволюционной или антисоветской агитации (статья 58-10 Уголовного кодекса). Если представители власти в первые века христианства, выступая в качестве гонителей, спрашивали о вере, то в советских застенках вопрос о вере если и задавался во время допроса, то в официальные следственные документы не вносился как противоречащий основному закону — Конституции. Официально за проповеди невозможно было арестовать и приговорить к заключению в концлагерь. Власти вынуждены были интерпретировать публично сказанные священником проповеди в духе 58 статьи Уголовного кодекса — антисоветской агитации.
58-10 статья УК РСФСР: Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений, а равно распространение, или изготовление, или хранение литературы того же содержания влекут за собой лишение свободы на срок не ниже шести месяцев.
58 статья УК РСФСР, по которой осудили большинство новомучеников и исповедников в XX веке была отменена в 1961 году.
*Из ответа ответственного секретаря Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников архимандрита Дамаскина (Орловский).
Отец Василий был реабилитирован прокуратурой Ставропольского каря в 1989 г., о чем свидетельствует заключение от 28.12.1989 г. согласно которому Мухин В.Ф. подпадают под действие ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16.01.1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начало 50-х годов».
Часть 4. Ссылка м. Раисы
Политические репрессии не обошли стороной и матушку Раису.
15.08.1933 г. она была арестована на основании ордера №161 от 14.08.1933 г. Полномочного Представительства ОГПУ СКК и ДССР Ставропольского Оперсектора ОГПУ.
Из протокола допроса ОГПУ Мухиной Р.С. от 18.08.1933 г.:
«Мой муж Мухин В.Ф. служил священником в Софиевской церкви, но его арестовало ГПУ и осудили на три года ссылки в концлагерь. Когда он был не арестован я жила на его иждивении. В настоящее время работаю на разных поденных работах. Серженко Пелагею Ивановну я знаю, у них я была несколько раз дома, ходили к нам просто как к знакомым просить продукты питания и категорически заявляю, что никогда я в ихнем доме на тайных собраниях не бывала. Также не знаю проводили ли они тайные собрания или нет я не знаю, по моему нет никаких монахов.
Пожертвований на ссыльных среди населения я никогда не собирала и кто собирал я также не знаю…..».
Из обвинительного заключения по следственному делу №-5431на членов церковно-монархической организации «Истинно-православная церковь» во главе с Арзамасцевым Сергеем и др. в числе 14 человек обвиняемых по ст. 58 п.11-11 УК РСФСР «В феврале-марте месяцах 1933 г. органами ОГПУ на СКК ликвидирована церковно-монархическая организация, возглавляемая бывшим князем Мещерским, он же митрополит Серафим Мещеряков и архимандритом черносотенцем Евгением Жуковым. Данная организация имела свой филиал на Ставрополе в 19 ячеек, актив которых исчислялся более 200 человек, преимущественно состоящий из антисоветсткого монашествующего элемента. Вуалируя контрреволюционную деятельность религиозностью при помощи различных мракобесных измышлений, указанная организация в своей повседневной работе получала руководящие указания из-за рубежных центров, добиваясь создания базы для свержения Советской власти путем:
- воспитания масс в духе монархического «православия»;
- подрыва проводимых соввластью мероприятий на селе, посредством разложения колхозов, организации саботажа хлебозаготовки посевной компании, исскуственно создавая недовольство среди крестьянства.
Для руководства низовыми группами контрреволюционными ячейками в организации существовал институт «ходоков» и связистов, нелегально разъезжавших по селам для ведения контрреволюционной пропаганды. Одновременно в ликвидацией организации был подвергнут ликвидации и Ставропольский филиал…..Ставропольским Оперсектором ОГПУ была проведена дополнительная операция с изъятием активно проявляющих себя членов организации в количестве 14 человек…. Будучи непримиримыми врагами Советской власти обвиняемые среди населения г. Ставрополя, особенно окраины такового, систематически занимались распространением всякого рода антисоветскими и контрреволюционными слухами, направленными на срыв хлебозаготовки и развал колхозов».
Среди арестованных 14 человек была и Мухина Раиса Самсоновна, которая обвинялась в том, что являлась активным членом контрреволюционной церковно-монархической организации, посещала тайные собрания, устраиваемые в квартире Сердженко, систематически занималась антисоветской деятельностью среди населения. Виновной в этих обвинениях м. Раиса себя не признала.
Решением Тройки при ПП ОГПУ СК К и ДССР от 19.02.1934 г. она была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 58 ч. 10 УК РСФСР за проведение антисоветской агитации выслана в Казахстан сроком на 5 лет.
* Все документы и фотографии получены из Архивного уголовного дела №П-26021 (1933-1934 годов производства) в отношении Мухиной Р.С. Архив УФСБ РФ по Ставропольскому краю.
Матушка Раиса так же был реабилитирована прокуратурой Ставропольского каря в 1989 г., о чем свидетельствует заключение от 19.06.1989 г.
Мамин арест. Тюрьма. 1933 год
*«Однажды ночью – стук в дверь. Пришли, начали делать обыск. Брать было нечего, только оставшиеся духовные книги забрали. Маму арестовали, увели, и я осталась совсем одна. Днем кто-то из людей покормит, а ночь лежу на ящиках, плачу пока не засну. Плакала за мамой и боялась, что меня могут съесть.
Дадут что-нибудь люди, несу маме в тюрьму передачу. Получаю записку: «В такое-то время встань влево от тюрьмы, я поднимусь на подоконник в окне второго этажа, и ты меня увидишь».
А с четырех сторон по углам вышки с часовыми…
Как увидела я маму в окне, белым платочком сквозь решетку машет, подняла крик: «Мама, мамочка!» Плача, мама ушла.
Как-то просыпаюсь от стука в дверь. Это сосед. «Аня, скорее, скорее на улицу, там мама идет!» Я бегу, по улице в сопровождении конвоя ведут за город арестованных, копать картошку. Я врываюсь в колонну, бросаясь к маме. Плачу от счастья.
Целый день я провела с мамочкой, помогая собирать картошку. Вечером, в строю арестованных, дошла до ворот тюрьмы и с плачем рассталась с мамой.
Вместе с Марфой Лукьяновной, нашей знакомой, мы стали ходить по дворам, если что-нибудь давали, она готовила, а я носила передачи в тюрьму. До заморозков я ходила босая. Кто-то в церкви дал мне ботинки, они подошли маме, так как она была в тряпичных туфельках. Вскоре и мне подобрали подходящую обувь. Иной раз меня в церкви подкармливали.
*(Из дневника Анны Васильевны Николаевой (в девичестве Мухина) младшей дочери отца Василия).
Надо сказать, что в это время на весь город осталось две православные церкви. Одна – на Даниловском кладбище, а Воздвиженскую церковь не снесли, потому что люди доказали, что в ее ограде были захоронения умерших от чумы, побоялись трогать.
Условия в тюрьме были ужасные.
Со стен текло, пол цементный, параша прямо в камере. Но среди окружающих ее людей, мама пользовалась большим уважением.
Тюрьма переполнена, в основном, сидели за пять колосков, сорванных на колхозном поле, за припрятанные для голодных ребятишек выращенные овощи и зерно, за корову, отобранную в колхозное стадо, но случайно прибредшую домой и подоенную обрадованными хозяевами.
Слава Богу, могли и причащаться в тюрьме. На свиданиях через родных передавались записочки с грехами, священник разрешал их, Святые Дары вкладывались в хлеб, передаваемый заключенным.
Наконец, в феврале 1934 года был вынесен судебный приговор.
Мама получила 5 лет по 58-й статье, за контрреволюционную деятельность».
На момент ареста и ссылки матушки Раисы ее дочке Анне было всего 11 лет. Оставшись без родителей, Анна Васильевна испытала весь ужас мытарства, одиночества и отсутствия родительского попечения.
*Сведения из личного семейного архива предоставлены правнуком отца Василия и матушки Раисы Мухиных – архимандритом Свято-Введенского монастыря г. Киева отцом Лонгиным (Горбачев)
Эпилог
На момент 1917 года в приходе ст. Анастасиевской имелась церковно - приходская школа, библиотека, а также действовал фонд помощи бедным, который назывался "Андреевское братство". После ареста Отца Василия в 1923 г. церковь вскоре закрыли и переоборудовали в клуб.
Весной 1943 года, после освобождения станицы, наступающие части красной армии нуждались в материале для прокладки дороги. Станичный храм был разобран до последнего камня и его втоптала в грязь тяжелая техника.
Возрождение прихода началось в 90-х годах, когда здание бывшего колхозного детского сада отдали под храм. За эти годы была проведена работа по благоустройству территории, пристроен алтарь, построен притчевый дом, трапезная, воскресная школа и хозяйственные постройки.
Несмотря на гонение батюшки Василия, его семьи и верующих нашей станицы, Господь не оставил ст. Анастасиевскую, возрождение духовной жизни в станице произошло. На историческом месте восстановлен некогда разрушенный храм во имя святой Преподобномученицы Анастасии Римляныни, в котором 100 лет назад служил протоиерей Мухин Василий Феодосиевич.
Бог дает ангела каждому храму и церкви так же, как и ангела-хранителя каждому человеку. Этот ангел предстоит перед престолом Господа Бога и возносит свои молитвы о верующих, посещающих этот храм, принося Богу наполненное скорбями и радостями покаянное сердце - говорит Православное Богословие: Ангел становится на месте Престола, во время освящения храма и остается там до конца земного существования этого мира. Даже в случае уничтожения храма и его святого Престола, ангел не покидает отведённого ему места, "ожидая, что когда-либо на месте разрушенного храма восстанет новый, и он сможет соединить свою молитву к Богу с молитвой благочестивых прихожан".
Благочестивый род о. Василия Мухина и м. Раисы (в дев. Семашко) не прервался. В 2014 г. ст. Анастасиевскую посетил их правнук - архимандрит Свято-Введенского монастыря г. Киева отец Лонгин (Горбачев), внук младшей дочери о. Василия - Анны. Батюшка принимает активное участие в восстановлении храма, где служил более 20 лет его прадед. Именно, благодаря инициативе отца Лонгина в 2019-2020 г.г. были продолжены работы по поиску новых архивных документов, свидетельствующих о жизни семьи Мухиных.
Архимандритом Лонгиным были переданы в дар Анастасиевскому приходу две иконы:
- список с чудотворной иконы Божией Матери, именуемая «Призри на смирение», и
- икона преподобномученицы Анастасии Римляныни.
Обе иконы, в настоящее время, находятся в восстановленном храме ст. Анастасиевской.
Вспоминая достойное служение и примерный жизненный путь о. Василия Мухина, мы видим продолжение его дел в его потомках.
P.S.: Отец Василий и его семья остались верными Христу и православной вере, тем самым, исполнили девятую заповедь блаженства:
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф5:29-30).
«26» августа 2022 г. по благословению Преосвященнейшего Феогноста епископа Новороссийского и Геленджикского материалы о жизни и служении протоиерея Василия Мухниа направлены в работу в комиссию по канонизации святых Новороссийской епархии.
Ижогина О.Г. 20.04.2022 г.
Источники
1. О.А. Ластовка «Анастасиевская моя…», ст. «Тот самый отец Василий», стр. 125-130.
2. Книга Жития новомученников и исповедников российских xx века, вступ.часть «Возлюбленные о Господе …»
3. «Письма разных лиц к Святителю Афанасию (Сахарову)». (Изд-во ПСТГУ, 2013. — 800 с., ил., Мухин В.Ф., протоиерей (письма№№1-4) — (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви).
4. Архивные документы из Славянского городского архива (метрические книги).
5. Архивные документы Государственного Краевого Архива Ставропольского края (ГКАУ «ГАСК»), ф-135, оп.76, д.30, лл.32, об. 33, 33 об., ф-299, оп.2, д.66, л.8.
6. Валуев Демьян Валерьевич. Лишенцы в системе социальных отношений (1918-1936 гг. ) (На материалах Западного региона РСФСР) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Смоленск, 2003 271 c. РГБ ОД, 61:04-7/143-9.
7. Саламатова М.С. «Лишенцы»//Маргиналы в социуме. Маргиналы как социум. Сибирь (1920 1930-е годы). Новосибирск, 2007. С. 3-37.
8. Красильников С. А., Саламатова М.С., Ушакова С.Н. Корни или щепки. Крестьянская семья на спецпоселении в Западной Сибири (1930-е начало 1950-х гг.). Новосибирск, 2008. 392 с.
9. Архивное уголовное дело №П-12462 (1932 года производства) в отношении Мухина В.Ф. Архив УФСБ РФ по Ставропольскому краю.
10. Архивное уголовное дело №П-26021 (1933-1934 годов производства) в отношении Мухиной Р.С. Архив УФСБ РФ по Ставропольскому краю.
11. Сведения из личного семейного архива правнука отца Василия и матушки Раисы Мухиных – архимандрита Свято-Введенского монастыря г. Киева отца Лонгина (Горбачев).
12. Информация с сайта Архив Инфо (престольный праздник храма ст. Анастасиевской) arhivinfo.ru, стр.2.
13. Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Комиссии по канонизации святых, на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25 марта 1991 года, “Об отношении Церкви к подвигу мученичества” //К канонизации новомучеников Российских. Комиссия Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации святых. М., 1991. — С. 34
14. Доклад Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Комиссии Священного Синода по канонизации святых, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 1994 года. — Л. 6.
15. Евангелие (Мф10:29-30).
16. Игумен Никон (Воробьев), Внимай себе, сборник писем, 3-е издание, Москва 2015 г., с.77.
Составитель: Ижогина О.Г.
По благословению и редакцией архимандрита Свято-Введенского монастыря г. Киева отца Лонгина (Горбачев).