День памяти
Жития
Мученики Бидзина, Шалва и Элизбар, князья Ксанские
Мученики Бидзина (Чолокашвили), Шалва и Элизбар Ксанские – грузинские князья, освободившие от персов Кахетию (Восточную Грузию). По требованию шаха Аббаса II все трое были выданы ему, с согласия грузинского царя Вахтанга V (1658–1675) принявшего ислам и известного под именем Шах-Наваза.
Когда святых связанными представили шаху, то на обычный опрос отвечали, что они христиане. Никто не мог заставить переменить убеждение исповедников, стоявших на твердом исповедании веры Христовой. Шах Аббас, испробовав все возможные средства, включая посулы, угрозы и пытки, отослал Бидзину, Элизбара и Шалву к бывшему правителю Кахетии султану Алдаранскому, жившему тогда в Испагани. Султан, видя непоколебимость их, приказал отрубить после жестоких мучений главы Элизбару и Шалве, что и исполнено было на глазах Бидзины. Бидзину же он велел одеть в знак позора в женское платье и возить по городу на осле. Когда же и после этого Бидзина не поколебался в вере, его предали новым терзаниям и мучениям: тело его было разделено по суставам и, наконец, отсечена честная глава.
Это событие совершилось 18 сентября 1660 года (по другим сведениям, мученики пострадали при шахе Сефи, сыне Аббаса II, в 1664 году). Святые тела мучеников были выброшены в выгребные ямы за городом. Ночью над ними воссиял свет, струившийся с неба. Увидев это, местные армяне унесли и сокрыли святые мощи в своей церкви. Через некоторое время мощи были перенесены в Карталинию и с честью погребены в Икортском монастыре близ города Гори.
Жития и книги в библиотеке
- Память святых мучеников Бидзины, Элизбара и Шалвы, князей Ксанских иером. Макарий Симонопетрский
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 2
Победоносцы Господни,/ блаже́нна земля,/ напи́вшаяся кро́вьми вашими,/ и святы гробы,/ прии́мшии телеса ваша,/ на по́прище бо в них врага не́мощна сотвори́сте,/ и Христа Бога со дерзновением пропове́дасте./ Того, яко Блага, молите// поми́ловати души наша.
Перевод с др.-груз. Марины Алешиной, под ред. прот. Иосифа Зетеишвили.
Кондак, глас 2
Твердый и всесве́тлый лик мученик трех,/ Трисо́лнечнаго Божества испове́дницы,/ на суди́щи ша́ховом Тому взыва́ху:/ кровь и души на́ша с телесы/ яко непоро́чную жертву/ приносим Тебе, Владыко:/ в Небе́сных Перворо́дных Твоих ны сопричти́,// яко Бог Милостивый.
Перевод с др.-груз. Марины Алешиной, под ред. прот. Иосифа Зетеишвили.
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Христианский подвиг заключается не в проповедях и спорах, но в настоящей, сокровенной любви. Когда мы начинаем спорить, люди начинают возражать, и возникает противостояние. Когда же мы их любим, это их трогает, и они переходят на нашу сторону.
Добро, которое мы делаем ближним, обращается нам самим во благо