Ваш город - Сиэтл?

Для получения календаря в соответствии с Вашей временной зоной - пожалуйста, укажите город.

Не найден город с таким названием. Пожалуйста, укажите другой (например, ближайший региональный центр).

Дни памяти:

5 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

8 октября – Обре́тение мощей

14 ноября

Житие

Отец Алек­сандр Смир­нов и отец Фе­о­дор Ре­ми­зов бы­ли свя­щен­ни­ка­ми двух, рас­по­ло­жен­ных в по­лу­вер­сте друг от дру­га церк­вей се­ла Вы­ше­го­род Ве­рей­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. Эти пас­ты­ри жи­ли и слу­жи­ли ря­дом, и пре­тер­петь му­че­ни­че­скую кон­чи­ну им до­ве­лось вме­сте.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся в 1875 го­ду в се­мье по­чет­но­го граж­да­ни­на Ва­си­лия Смир­но­ва. В 1898 го­ду Алек­сандр Ва­си­лье­вич окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и по­сту­пил за­ко­но­учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу в се­ле Кругли­но Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. В 1903 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка в Кре­сто­воз­дви­жен­ской церк­ви се­ла Вы­ше­го­род Ве­рей­ско­го уез­да. Храм был по­стро­ен в 1754 го­ду тща­ни­ем гра­фа Алек­сандра Ива­но­ви­ча Шу­ва­ло­ва. В 1913 го­ду ста­ра­ни­я­ми мест­но­го по­ме­щи­ка Шлип­пе при хра­ме был вы­стро­ен дом для пса­лом­щи­ка, а свя­щен­ник жил в по­ме­ще­нии, при­над­ле­жав­шем то­му же по­ме­щи­ку, бес­плат­но. Храм на­хо­дил­ся в че­тыр­на­дца­ти вер­стах от го­ро­да Ве­реи и по­лу­вер­сте от Ри­зо­по­ло­жен­ской церк­ви. У при­хо­да бы­ла цер­ков­но­при­ход­ская шко­ла в де­ревне Па­но­во и зем­ская шко­ла в де­ревне Сот­ни­ко­во.
В 1903-1904 го­дах отец Алек­сандр был за­ко­но­учи­те­лем в Сот­ни­ков­ской зем­ской шко­ле, а с 1904 го­да – за­ко­но­учи­те­лем и за­ве­ду­ю­щим Па­нов­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­лой. В фев­ра­ле 1911 го­да он был из­бран чле­ном бла­го­чин­ни­че­ско­го со­ве­та.
За про­сто­ту в об­ра­ще­нии и ми­ло­сер­дие отец Алек­сандр был лю­бим сво­и­ми при­хо­жа­на­ми. Ко­гда ко­му-ни­будь из них тре­бо­ва­лась по­мощь, он ока­зы­вал ее про­сто и без со­мне­ний. Неукос­ни­тель­но ис­пол­нял цер­ков­ный устав, не до­пус­кая со­кра­ще­ний или от­ступ­ле­ний в служ­бах, за что поль­зо­вал­ся боль­шим ува­же­ни­ем ста­ро­об­ряд­цев, ко­то­рых мно­го то­гда жи­ло в этом уез­де. Был на­де­лен от Бо­га кра­си­вым и силь­ным го­ло­сом, так что цер­ков­ное на­чаль­ство не раз хо­те­ло пе­ре­ве­сти его в Моск­ву в один из со­бор­ных хра­мов.
В 1918 го­ду со­вет­ская власть из­да­ла де­крет об от­де­ле­нии Церк­ви от го­су­дар­ства, по­доб­ный ан­ти­хри­сти­ан­ским эдик­там язы­че­ских им­пе­ра­то­ров Ри­ма, ста­вив­ших сво­ей це­лью уни­что­же­ние Церк­ви. Де­крет со­вет­ской вла­сти за­пре­щал лю­бую фор­му про­по­ве­ди, что под­ра­зу­ме­ва­ло да­же и но­ше­ние свя­щен­ни­ком ря­сы вне хра­ма. Кое-где угро­за­ми при­нуж­да­ли свя­щен­ни­ков из­ме­нить свой об­лик и, бы­ва­ло, за непод­чи­не­ние уби­ва­ли.
Мест­ные вла­сти по­тре­бо­ва­ли и от от­ца Алек­сандра, чтобы он пе­ре­стал хо­дить по се­лу в ря­се и остриг во­ло­сы. По­сле со­ве­та со сво­им стар­цем-свя­щен­ни­ком отец Алек­сандр ска­зал, что ни­ко­гда не под­чи­нит­ся без­за­кон­но­му рас­по­ря­же­нию и не от­ка­жет­ся от об­ли­ка пра­во­слав­но­го пас­ты­ря.
В Ве­рей­ском рай­оне осо­бой же­сто­ко­стью от­ли­чал­ся то­гда ми­ли­ци­о­нер Му­же­ров. Воз­му­щен­ные его зло­дей­ства­ми кре­стьяне, не най­дя на него упра­вы у мест­ных на­чаль­ни­ков, уби­ли его. В от­мест­ку из Моск­вы был по­слан от­ряд ка­ра­те­лей-ла­ты­шей чис­лом в пять­де­сят всад­ни­ков, ко­то­рые долж­ны бы­ли же­сто­ко­стью каз­ней устра­шить кре­стьян. Од­на­ко не толь­ко кре­стьян они со­би­ра­лись каз­нить, но и всех свя­щен­ни­ков, ко­то­рых удаст­ся за­хва­тить. И толь­ко от­ре­че­ние от Бо­га мог­ло спа­сти жизнь.
Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­дор ро­дил­ся в се­мье свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Ре­ми­зо­ва. Он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка в Ри­зо­по­ло­жен­ской церк­ви се­ла Вы­ше­го­род Ве­рей­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. Де­ре­вян­ная цер­ковь бы­ла по­стро­е­на в 1791 го­ду гра­фи­ней Ека­те­ри­ной Алек­сан­дров­ной Го­ло­ви­ной, урож­ден­ной Шу­ва­ло­вой. В хра­ме бы­ло два пре­сто­ла: один во имя По­ло­же­ния ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, дру­гой – во имя бес­среб­ре­ни­ков и чу­до­твор­цев Кос­мы и Да­ми­а­на. До­мов для свя­щен­ни­ка и пса­лом­щи­ка не бы­ло, и они жи­ли в на­ем­ных сы­рых и хо­лод­ных кре­стьян­ских из­буш­ках. По­ме­ще­ния эти, как со­об­ща­ют об этом кли­ро­вые ве­до­мо­сти, бы­ли ни­же вся­кой кри­ти­ки, но «за неиме­ни­ем дру­гих сво­бод­ных при­хо­ди­лось при­чту с се­мей­ства­ми ютить­ся в та­ких». До 1917 го­да в Ри­зо­по­ло­жен­ском хра­ме слу­жил брат от­ца Фе­о­до­ра, свя­щен­ник Алек­сандр Ре­ми­зов. У них с же­ной Алек­сан­дрой Еме­лья­нов­ной бы­ло ше­сте­ро де­тей; жить се­мье бы­ло негде, и отец Алек­сандр пе­ре­вел­ся на дру­гой при­ход, а на его ме­сто при­шел слу­жить его брат, у ко­то­ро­го де­тей не бы­ло.
14 но­яб­ря 1918 го­да в се­ле от­ме­чал­ся пре­столь­ный празд­ник – па­мять бес­среб­ре­ни­ков и чу­до­твор­цев Кос­мы и Да­ми­а­на, на ко­то­рый съе­ха­лось ду­хо­вен­ство и ми­ряне со всей окру­ги. По­сле ли­тур­гии, мо­леб­на и об­щей тра­пезы свя­щен­ни­ки разъ­е­ха­лись по при­хо­дам.
В тот же день, бли­же к ве­че­ру, в рас­по­ло­жен­ную ря­дом с Вы­ше­го­ро­дом де­рев­ню Но­вая Бо­ри­сов­ка въе­хал во­ору­жен­ный от­ряд ла­ты­шей. По пу­ти им по­встре­чал­ся цер­ков­ный сто­рож, и они за­ру­би­ли его.
Кре­стьяне, за­по­до­зрен­ные в убий­стве ми­ли­ци­о­не­ра, бы­ли без вся­ко­го су­да каз­не­ны.
Узнав, что отец Алек­сандр до­ма, ка­ра­те­ли по­сла­ли к нему фельд­ше­ри­цу, чтобы она при­гла­си­ла его в сель­со­вет.
– За­чем я пой­ду? – пря­мо и про­сто от­ве­тил свя­щен­ник. – Я ни в чем пе­ред вла­стью не ви­но­ват.
– Как хо­ти­те, – от­ве­ти­ла та и ушла, но в го­ло­се ее про­зву­ча­ла угро­за.
Же­на от­ца Алек­сандра со стар­шей до­че­рью Еле­ной ре­ши­ли са­ми пой­ти к сель­со­ве­ту, чтобы по­смот­реть, что там про­ис­хо­дит. В до­ме оста­лись лишь свя­щен­ник и его че­ты­рех­лет­ний сын Алек­сандр. Вско­ре раз­дал­ся гром­кий стук в дверь.
Отец Алек­сандр от­крыл, и сра­зу же дом на­пол­нил­ся во­ору­жен­ны­ми ла­ты­ша­ми. Они по­тре­бо­ва­ли:
– Со­би­рай­тесь, вас вы­зы­ва­ют к на­чаль­ни­ку.
– Я не мо­гу по­ки­нуть дом, где оста­ет­ся толь­ко ма­лень­кий маль­чик, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– Но на­чаль­ник не мо­жет ждать! – со зло­бою и угро­за­ми при­сту­пи­ли они. И уже са­ми бра­ли и за­жи­га­ли све­чи по­тол­ще.
Де­лать нече­го, да бу­дет во­ля Твоя! По­мо­лив­шись, отец Алек­сандр на­дел но­вую теп­лую ря­су, шап­ку и вы­шел на ули­цу.
Был ти­хий осен­ний ве­чер, недав­но вы­пал пер­вый сне­жок, и из тьмы све­том, сим­во­лом зем­ной чи­сто­ты, раз­ли­ва­лась во­круг бе­лиз­на. Дер­жа го­ря­щие све­чи, па­ла­чи ве­ли от­ца Алек­сандра по на­прав­ле­нию к сель­со­ве­ту, участь его бы­ла ре­ше­на. Как жи­во­го по­кой­ни­ка, пред­на­зна­чен­но­го для по­гре­бе­ния, со­про­вож­да­ло его ко­щун­ствен­ное ше­ствие ис­тя­за­те­лей. Им хо­те­лось над­ру­гать­ся над ним, осы­пать на­смеш­ка­ми, но они не сме­ли, сму­ти­лись, въяве ощу­тив бла­го­дат­ную си­лу иду­ще­го ря­дом свя­щен­ни­ка.
На пу­ти они встре­ти­ли иду­ще­го под кон­во­ем от­ца Фе­о­до­ра, и то­гда свя­щен­ни­кам объ­яви­ли, что они бу­дут сей­час каз­не­ны.
– То­гда на­до по­мо­лить­ся, – ска­зал отец Алек­сандр.
– Мо­лись, – раз­ре­шил на­чаль­ник от­ря­да.
Свя­щен­ни­ки, пре­кло­нив ко­ле­на, ста­ли мо­лить­ся Бо­гу. Бла­жен­на и свя­та кон­чи­на му­че­ни­ков, и све­то­за­рен непо­роч­ный Хри­стов жре­бий. По­лу­чив уве­ре­ние свы­ше о том, что ду­ша его бу­дет удо­сто­е­на му­че­ни­че­ско­го вен­ца, и да­же о бли­жай­шей уча­сти па­ла­чей, отец Алек­сандр ска­зал:
– Я го­тов. Те­перь де­лай­те со мной, что хо­ти­те, но знай­те, что все вы вско­ре по­гиб­не­те.
Толь­ко лишь он это ска­зал, па­лач взмах­нул шаш­кой и рас­сек ему го­ло­ву от пра­во­го вис­ка до те­ме­ни. Свя­щен­ник упал на ко­ле­ни и под­нял ру­ку для крест­но­го зна­ме­ния. По­сле­до­вал вто­рой удар шаш­кой. Но свя­щен­ник был жив. Па­ла­чи вы­стре­ли­ли в го­ло­ву и в шею и два­жды про­ткну­ли жи­вот шты­ком до спи­ны и еди­но­жды по­пе­рек от бо­ка до бо­ка.
Но ди­во! Свя­щен­ник был си­лою Бо­жи­ей жив. Страх на­пал на му­чи­те­лей. И то­гда один из них, по­дой­дя к от­цу Алек­сан­дру вплот­ную, на­нес по­след­ний удар – в серд­це.
По­сле это­го па­ла­чи при­сту­пи­ли к от­цу Фе­о­до­ру, ко­то­рый стал об­ли­чать их в же­сто­ко­сти и убий­ствах. В от­вет они на­ча­ли бить его по ли­цу, и ко­гда он упал, па­лач два­жды вы­стре­лил в него. Од­на пу­ля по­па­ла в ухо, дру­гая – в пле­чо. Отец Фе­о­дор был еще жив, но они не ста­ли его до­би­вать: та­ко­во бы­ло впе­чат­ле­ние от убий­ства без­вин­ных свя­щен­ни­ков, что ка­ра­те­ли спе­ши­ли по­ки­нуть ско­рей ме­сто каз­ни.
Кре­стья­нам в де­ревне они го­во­ри­ли:
– Ну и поп этот Алек­сандр, ни­ко­гда еще та­ких мы не ви­де­ли.
И да­лее рас­ска­за­ли об уча­сти, ко­то­рую он им пред­воз­ве­стил.
Сло­ва от­ца Алек­сандра ис­пол­ни­лись в точ­но­сти. Через несколь­ко дней весь от­ряд ка­ра­те­лей был уни­что­жен под се­лом Ба­ла­ба­но­вым.
Сви­де­те­ля­ми му­че­ни­че­ской кон­чи­ны свя­щен­ни­ков яви­лись некие го­ро­жане, ко­то­рые за­пас­лись в де­ревне про­дук­та­ми и со­би­ра­лись до­мой. За­ви­дев от­ряд ка­ра­те­лей, они спря­та­лись и из укры­тия на­блю­да­ли за про­ис­хо­дя­щим, но как толь­ко ка­ра­те­ли уеха­ли, опро­ме­тью бро­си­лись бе­жать, лишь через неко­то­рое вре­мя рас­ска­зав, как бы­ло де­ло.
На сле­ду­ю­щий день ра­но утром один из мест­ных жи­те­лей при въез­де в Но­вую Бо­ри­сов­ку услы­хал сто­ны. Он слез с ло­ша­ди и уви­дел ле­жа­ще­го на сне­гу от­ца Фе­о­до­ра. Непо­да­ле­ку об­на­ру­жил те­ло от­ца Алек­сандра. Он объ­явил об этом кре­стья­нам, но ко­гда они при­шли, отец Фе­о­дор уже скон­чал­ся.
На тре­тий день со­сто­я­лось от­пе­ва­ние и по­гре­бе­ние свя­щен­но­му­че­ни­ков. На по­хо­ро­ны со­бра­лось мно­же­ство на­ро­да. Сра­зу же по­сле убий­ства вла­сти из бо­яз­ни пе­ред на­ро­дом по­спе­ши­ли при­знать свя­щен­ни­ков неви­нов­ны­ми и при­сла­ли на по­гре­бе­ние сво­их пред­ста­ви­те­лей, ко­то­рые шли сре­ди при­хо­жан с бе­лым зна­ме­нем в знак неви­нов­но­сти му­че­ни­ков.
На де­вя­тый день по­сле кон­чи­ны отец Алек­сандр явил­ся во сне до­че­ри Елене и по­ве­лел ей со­брать остав­ши­е­ся на ме­сте уби­е­ния ко­сточ­ки го­ло­вы, ука­зав ей и са­мо ме­сто. При­мер­но через год по­сле кон­чи­ны он явил­ся сы­ну Алек­сан­дру, оде­тый в ри­зы осле­пи­тель­ной бе­лиз­ны.
В два­дца­тых го­дах дом свя­щен­ни­ка был со­жжен. Из все­го иму­ще­ства уце­ле­ла сре­ди пе­пе­ли­ща лишь фо­то­гра­фия от­ца Алек­сандра, об­го­рев­шая по кра­ям.
Мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ков Алек­сандра и Фе­о­до­ра бы­ли об­ре­те­ны 8 ок­тяб­ря 1986 го­да, и с тех пор все при­бе­гав­шие к мо­лит­вен­ной по­мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ков по­лу­ча­ли ее от ско­рых хо­да­та­ев и за­ступ­ни­ков. Свя­щен­но­му­че­ни­ки Алек­сандр и Фе­о­дор бы­ли про­слав­ле­ны на Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре 2000 го­да.
По бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия II и Вы­со­ко­прео­свя­щен­ней­ше­го мит­ро­по­ли­та Кру­тиц­ко­го и Ко­ло­мен­ско­го Юве­на­лия 20 сен­тяб­ря 2003 го­да мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ков Алек­сандра и Фе­о­до­ра бы­ли по­ме­ще­ны в хра­ме Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в го­ро­де Ре­уто­ве, где 24 фев­ра­ля 2001 го­да был освя­щен при­дел во имя Со­бо­ра но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. Но­ябрь». Тверь, 2003 год, стр. 12-19.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru

Богослужения

Служба священномученикам Александру Смирнову и Феодору Ремизову

НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ

 

На Господи, воззвах: стихиры, глас 5

Подобен: Радуйся, Живоносный Кресте:

 

На Брак Агнчий Владыкою Христом призвани, / во одежду светлу добродетелей одеялися есте / и угодны явистеся Христу Богу со всеми святыми, / наслаждающеся нетленною пищею // во Царствии Небеснем.

В багряныя ризы / кровию твоею облачился еси / и явился еси истиннейший священник Бога Вышняго, / во Царствии Небеснем ныне пребываеши, / священномучениче Александре, / молися даровати нам грехов прощение // и веры утверждение.

Воистину дар Божий / явишася нам мощи твоя, / святый священномучениче Феодоре, / болезни телесныя исцеляюще, / и душевныя страсти искореняюще, / и в нуждах помогающе, // всем любовию тя почитающим.

Плодоносное прозябение веры Христовы / явистеся мученицы, Александре и Феодоре. / Темже кровию вашею / землю нашу освящающе / и Церковь Русскую украшающе, / молите Христа Бога, // да соблюдет нас от всякаго навета вражия.

 

Слава, глас 6:

Днесь благодать Святаго Духа нас cобра / в прославление святых священномучеников Александра и Феодора, / тии бо предстоят Престолу Всецаря // и молятся о спасении душ наших.

 

И ныне: Богородичен

“Кто Тебе не ублажит…”

 

Вход.

Прокимен дне.

И чтения новомучеником:

Деян. 4:6-31; 2 Тим. 4:1-8; Евр. 11:33-40.

На литии стихира новомучеником, глас 6:

Подобен: Отчаянная:

Творение святителя Афанасия Ковровскаго.

 

Отчаяни есмы / жития ради / и не имамы/ нрава добродетельна, / но, яко миро, приносим Ти, Господи, / молитвы святых сродников наших./ Не отвержи Русь, издревле Святую, / ныне же грехов наших ради люте страждующую. / Не презри слезы верных сынов, / колен своих пред Ваалом не преклонявших, / и ихже не поразил еси, согрешающих. / Приими нас, кающихся, Боже, / святых Твоих мольбами.

 

Стихиры на стиховне, глас 2:

Подобне древним мучеником, святии Александре и Феодоре, / во страданиих страшных пребысте непоколебими / и мучителем вашим вопиясте: / страха вашего не убоимся, ниже смутимся, // яко с нами Бог.

 

Стих: Проидохом сквозе огнь и воду, / и извел еси ны в покой.

Небрегше о сосудех телес ваших, / в различных изтязаниих / мученически течение жития скончасте, / темже, память вашу празднующе, / цветы песненными венчаем вас, / ходатаев наших пред Христом Богом, // Егоже молите спасти и просветити души наша.

 

Стих: Блажени живущии в дому Твоем,/ в веки веков восхвалят Тя.

Егда, яко мученики, имеюще дерзновение / ко Христу Богу нашему, / востаните судити мирови / во Второе Пришествие Его: // тогда помяните и нас, память вашу любовию празднующих.

Слава, глас 2:

Яко плод зрелый благочестный / сподобистеся принести Христу телеса ваша, / священномученицы Александре и Феодоре, / и собрани бысте в житницу Его, // молите спасти и просветити души наша.

И ныне, глас 6:

Егда приидет времен исполнение, / труба же Архангелова вострубит, / престоли судищныя поставятся и река огненная возшумит, / мертвии возстанут и живии восхищени будут, / и явится знамение Сына Человеческаго на Небесех,/ вси земнороднии восплачутся, / и вся силы небесныя поколеблются, / тогда Дева Богородица, / грешных Спасение и ненадежных Надежда, / одесную Судии предстоящи, явится, / Пречистеи Свои руце к Сыну простирающи, / и слезами ланиты Своя милостивно орошающи, / и вечнаго мучения избавляющи, / имя Ея препетое призывающих. / Темже убо, братие, / ныне потщимся и к Богородице прибегати не обленимся, / да и нас заступит в оный страшный час, / все упование на Ню возлагающих.

 

По Ныне отпущаеши:

тропарь священномучеником дважды

и Богородице Дево: единожды.

 

Тропарь, глас 1:

Бескровную Жертву Богу приносяще, / предстояли есте престолу земнаго храма. / Излиявше же кровь свою за Христа, / днесь предстоите Небесному Престолу Царя Славы, / святии священномученицы Александре и Феодоре, // молитеся непрестанно спастися душам нашим.

 

НА УТРЕНИ

По 1 - ом стихословии седален:

Вы, святии Александре и Феодоре, яко священницы Бога Вседержителя, приясте власть прощати и решити грехи, разрешите зол моих множество и направите жизнь мою на путь заповедей Божиих.

Слава, и ныне:

Яко юродивыя девы не имам светильника покаяния, не обретох бо елея милости, слез и воздыханий сердечных, тщетно толку в двери, затворенныя ми грехом: Мати Божия, отверзи ми двери милости Твоея.

По 2 - ом стихословии седален:

Законно пострадасте, венцами нетленными от Господа венчалися есте, и нас утвердите подвигом добрым подвизатися, течение жизни достойно совершити, вас бо теплыя ходатаив ко Спасу стяжахом.

 

Слава, и ныне:

Буди нам Заступница и Покров от враг видимых и невидимых, Пресвятая Богородице, и Предстательница пред Богом, молящи Его вкупе со священномучениками Александром и Феодором о спасении нашем.

 

 

На полиелее величание:

 

Величаем вас, / святии священномученицы Александре и Феодоре, / и чтим честная страдания ваша, / яже за Христа // претерпели есте.

 

Псалом избранный: Бог нам прибежище и сила:

 

Седален по полиелеи:

Днесь двоицу святых страдальцев прославим, крепкаго духом Александра и мужественнаго Феодора, сии бо службу святым братиям Косме и Дамиану совершивше, спострадати им сподобишася, яко братия духовнии суще, ныне же молятся Христу Богу в вере, надежди и любви сохранитися нам.

Слава, и ныне:

Богородице, Упование наше, буди нам Помощница и Предстательница пред Сыном Твоим, Христом Богом нашим, во вся дни живота нашего.

Прокимен, глас 4: Проидохом сквозе огнь и воду, / и извел еси ны в покой.

Стих: Разжегл ны еси, якоже разжизается сребро.

Евангелие от Матфея, зачало 36 (10, 16-22): Рече Господь Своим учеником, се Аз посылаю вас: конец: Претерпевый же до конца, той спасен будет.

Стихира по 50-м псалме, глас 6:

Како возможем прославити вас по достоянию / или что принесем вам в дар, / святии священномученицы Александре и Феодоре, / от Самаго Христа Бога прославлении? / Но приимите усердныя мольбы наша, // вас бо теплыя предстатели ко Спасу стяжахом.

КАНОН

Песнь 1

Ирмос: Яко по суху :

Како дерзну, недостойный, прославити священную двоицу мучеников, кровь свою Христа ради пролиявших и пред лицем безбожных Имя Его исповедовавших? Но даждь ми, Господи, слово прославити сих, Тебе в житии своем прославивших.

Во страдании Христа исповедавше, вы явистеся воистину камение на истиннем Камени Христе утвержденнии.

В любви ко Господу возрастающе, вы исполнили есте заповедь любве вышшия, темже о нас Христа Бога молите, да утвердит в любви души наша.

Слава, и ныне:

Что принесет Тебе, Владычице Богородице, наше неможение? Кую песнь воспоем Тебе, рождшей Бога плотию? Токмо ту, коею Гавриил Архангел нас научи: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

 

Песнь 3

Ирмос: Несть свят:

Заповедем Господним поучающеся и от соблазнов мира сего удаляющеся, явистеся избраннии сосуди Духа Святаго, святии Александре и Феодоре, и, от Него укрепляеми, шествовали есте во след распеншагося Христа и от Того венчалися есте венцами небесными.

Юдоль земную благочестно прошедше и кровию своею веру запечатлевше, ныне со всеми святыми прославляетеся в Царствии Небеснем, помяните и нас, священномученицы доблии, память вашу празднующих.

Образ верным показастеся в деле, слове, житии и смерти за Христа. Темже молитеся за нас, чад ваших, яко да достойни явимся вашего за нас предстательства.

Слава, и ныне:

Како возмогла еси вместити Невместимаго? Како родила еси, из Негоже вся быша? Что возглаголю Тебе, окаянный аз, или что воспою? Токмо: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

По 3-ей песни седален:

Украшение пастырей явистеся, святии священномученицы Александре и Феодоре, Бескровную Жертву усердно Богу приносяще и в добродетелех возрастающе, сподобилися есте венцы мученическия от Христа прияти. Темже молите, да подаст Он пастырем Церкве ревность и попечение о спасении душ наших.

Слава, и ныне:

Витии словеснии умолкают, Дево, в Рождестве Твоем, зряще како раждаеши всю тварь Содержащаго дланию? Мы же в благоговении и трепете предстоим Тебе, взывающе: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Песнь 4

Ирмос: Христос моя сила:

От рук безбожных заклатися изволили есте, пастырие Божии, Агнцу и Пастырю Христу последовавше и Того заколение вообразивше.

Пастыреначальнику Христу подражающе, пастырие Божии суще, страстотерпцы, молистеся за убийц своих: Боже, прости им, не ведают бо, что творят.

Духа Святаго вместилище, явившеся, святыя мощи ваша нам оставили есте, достохвальнии, ихже мы обретше дивно, с преподобным аввою Сергием вас ныне ублажаем.

Слава, и ныне:

О, Владычице Богородице, буди нам Щит и Заступление во дни испытаний, находящих на ны: разве бо Тебе инаго предстательства не вемы.

Песнь 5

Ирмос: Божиим светом :

Яко свеща, возженная пред Богом, житие твое бысть, святый мучениче Александре, просвещающая тьму неверия и безбожия, землю Русскую объявшую. Ты бо был еси воистину отец духовный верным чадом твоим.

Воли Божией себе вручивше, святии священномученицы, не обязастеся куплями житейскими, оставивше же вся яже в мире сем и за Христом на смерть последовавше, получисте от Него обетованное Царство.

Новомученицы Российстии, простотою, милосердием, незлобием и любовию подражателие бысте древним мучеником Косме и Дамиану. Темже и празднество им совершивше, пострадати сподобистеся и с ними достойно ныне веселитеся в Царствии Небеснем.

Слава, и ныне:

Аще не была бы Ты, Владычице, Предстательница наша пред Господем, како могли быхом приступити к Нему, обремененнии многими грехми? Но в Тебе имуще дерзновение, вопием Христу о спасении нашем.

 

Песнь 6

Ирмос: Житейское море:

Мужески страдания претерпесте, человеческое естество превозмогающе, пастырие Христови, и яко хлеб сладкий Святей Троице принесостеся. Молите Христа Бога, да помилует всех нас.

Жертву Безкровную усердно Богу приносяще, священномученицы, вменистеся, яко овцы заколения, и пожрени бысте за Христа, Егоже всем сердцем возлюбили есте.

В смерти вашей явистеся семенем веры, святии Александре и Феодоре, кровию же вашею Церковь утверждающе, бысте достойнии делателие винограда Христова. Темже от Бога получисте венцы нетленныя.

Слава, и ныне:

В скорбех Помощницу, в болезнех Целительницу, от уз Свободительницу обретохом Тя, Владычице Богородице, темже молим Тя: не удали от нас милости Твоея.

 

Кондак, глас 2:

Пастырие Христовы, Александре и Феодоре, священномученик чудная двоице, мужественне веру православную пред мучители исповедовавшии и кровию своею землю Русскую обагрившии, страдания ваша днесь благочестно восхваляем и мощи ваша умильно лобызаем, молите непрестанно о всех нас.

 

Ин кондак:

священномученику Александру, глас 3:

Душу свою милосердием удобрил еси,/ предался еси в руце Божии,/ безбожных мучителей удивил еси,/ предвозвестив им смерть грядущую, яко бывшую;/ и душею твоею, яко нетленною звездою,/ сонм святых украсил еси;/ сего ради и мы восхваляем тя,/ святый священномучениче Александре/, пастырей добрых крепосте и утверждение.

 

 

Икос:

Руками вашими Безкровную Жертву Богу принесосте и от рук Его венцы мученическия и нетление приясте. Мы же, чудеса ваша зряще, верно вопием: Радуйтеся, исповедницы Христа Бога нашего; радуйтеся, яко за Него пострадати изволисте. Радуйтеся, Царства Небеснаго наследницы; радуйтеся, яко дар мощи своя нам остависте. Радуйтеся, земли Московския столпи непоколебимии; радуйтеся, граду нашему освящение и утверждение. Радуйтеся, прибегающим к вам скории помощницы; радуйтеся, яко исцеляете душевныя недуги. Радуйтеся, Александре и Феодоре, пастырей добрых крепосте и утверждение.

 

Песнь 7

Ирмос: Россодательну убо пещь :

Господь, древле росу с Небесе трием отроком пославый, и вам терпение и крепость во страданиих подаде, вы же, страстотерпцы, любвию к Нему распалающеся, пети научисте всех: благословен еси, Боже отец наших.

Яко отроцы посреде огня неопально стояху, тако и вы, святии мученицы Александре и Феодоре, посреде огненнаго испытания веры неопалими бысте и Христу вопияли есте: благословен еси, Боже отец наших.

Яко злато в горниле очищено явистеся, святии мученицы Александре и Феодоре, во страдании крепчайше адаманта бывше, Христу вопияли есте: благословен еси, Боже отец наших.

Слава, и ныне:

На Тя, Богородице, упование возлагаем, вернии людие, да не постыдимся никогдаже, но имуще Тя Покров и Стену Нерушимую, вопием Ти: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Песнь 8

Ирмос: Из пламене :

 

Облика пастырскаго не отреклся еси, священномучениче Александре, пред лицем безбожных исповедовав Истину, и даже до смерти верным пребыл еси Пастыреначальнику Христу, от Негоже венец победный приял еси во Царствии Небеснем.

Во страдании своем мучителей удивив, блаженне Феодоре, Христа не отверглся еси и, силою Его укрепляемь, всех научал еси вопити: благословен еси Боже отец наших.

Ревнителие убо отеческих преданий и блюстителие уставов церковных пребысте, святии священномученицы Александре и Феодоре, наставляюще верных твердо шествовати путем заповедей Христовых. Молите Христа Бога, да соблюдет Церковь Свою от наветов вражиих.

Слава, и ныне: троичен:

В Триех Лицех Бога исповедую, Отца, и Сына, и Духа Святаго, Троицу Единосущную и Нераздельную.

Песнь 9

Ирмос: Бога человеком :

Словеса Давидова приемлюще: “Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе”, вы, святии, яко братия единокровнии явистеся и, пребывше единомыслени во страданиих, в Царствии Христовом ныне веселитеся.

Смертию вашею веру в воскресение исповедасте, священномученицы предивнии, и бесстрашно страданьми ко Господу приидосте, верующе, яко кто погубит душу свою Христа ради, восприимет ю во Царствии Небеснем.

Терпением многим муки претерпевше, святии мученицы Александре и Феодоре, Христа смертию вашею прослависте. О нас Того прилежно молите, да спасет души наша.

Слава, и ныне:

Богородице Дево, моли Сына Твоего и Бога нашего со всеми святыми в земли Российстей просиявшими, да избавит Отечество наше от неверия и сохранит нерушиму Церковь Православную.

Светилен:

Мучения за Христа яко истинный дар Божий восприясте, мученицы славнии, и кровию вашею потописте бесовския полки, ныне же сцарствуете Ему во веки.

Слава, и ныне:

Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молитв наших не презри в скорбех, но от бед избави нас Едина Чистая и Благословенная.

На хвалитех, глас 8:

Подобен: Что вас наречем:

Что вас наречем, святии мученицы, / Ангели, яко презресте своя телеса; / Херувими, яко на вас почи благодать Божия; // Силы, яко творите чудеса молитвами вашими?

Что вас наречем, святии мученицы, / солнце, яко изливаете Свет Христов по всей земли, / столпи, яко укреписте небосвод церковный // страданиями вашими за Христа?

Придите, мучениколюбцев собори, / восхвалим заступников наших святых Александра и Феодора,/ тии бо предстоят Престолу Всецаря // и молятся о душах наших.

Слава, глас 6:

подобен: Все отложше:

Восхваляюще заступников наших, / святых мучеников Александра и Феодора, / воспоим Христу победную песнь: / слава Тебе, мучеников крепосте, / слава Тебе, явившему дивных святых в последняя времена; // тех предстательством помилуй нас.

И ныне, Богородичен, глас 6:

Богородице, Ты еси лоза истинная,/ возрастившая нам Плод Живота,/ Тебе молимся, молися, Владычице,/ со святыми священномучениками Александром и Феодором,// помиловатися душам нашим.

 

На Литургии :

Прокимен, глас 7: Честна пред Господем смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми;

Апостол к Римляном, зач. 99(8,28-39):Братие, вемы, яко любящим Бога вся поспешествуют во благое;
Аллилуиа, глас 2: Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются. Стих: Бог нам прибежище и сила, Помощник в скорбех, обретших ны зело.

Евангелие от Луки, зач. 106 ( 21, 12-19): Возложат на вы руки своя:
Причастен: Радуйтеся, праведнии о Господе, правым подобает похвала.

Молитвы

Молитва священномученикам Александру Смирнову и Феодору Ремизову

О, святи́и священному́ченицы Алекса́ндре и Фео́доре! К ва́м, я́ко к неоскудева́ющему исто́чнику благода́ти Бо́жией, мы́, недосто́йнии, прибега́ем. Вы́ бо тоя́ сподо́бистеся, адама́нты ве́ры су́ще. Еще́ же и стра́шныя ра́ны и хуле́ния зло́бная нечести́вых мучи́телей претерпе́вше, увере́ние о венце́ му́ченичестем от Го́спода прия́сте и терпе́нием ва́шим, дре́вним му́чеником подража́юще, мучи́телей удиви́сте. Я́ко па́стырие Бо́жии су́ще, ре́вностно слу́жбу в земны́х хра́мех соверша́вше и моли́твою ва́шею наро́д Бо́жий укрепля́вше, бу́дите и за на́с моли́твенницы, предстоя́ще ны́не пред Престо́лом Вседержи́теля. Вы́, поне́сше тяготу́ и зно́й дневны́й, не то́кмо сло́вом, но и де́лом бы́сте свиде́телие Пра́вды Бо́жия, утверди́те и на́с во и́стине Христо́вой, не поне́сших ни тяготы́ поноше́ний, ни зно́я гоне́ний, но да бу́дем, я́ко нае́мницы единонадеся́таго часа́, ча́ющии мзду́ прия́ти от Христа́ во Ца́рствии Небе́снем. Испроси́те у Бо́га моли́твами ва́шими, святи́и страда́льцы Христо́ви, ве́ры правосла́вныя укрепле́ние, помысло́м на́шим освяще́ние, в доброде́телех преспе́яние; да да́рует О́н да́р благопотре́бен коему́ждо прося́щему предста́тельства ва́шего, да сподо́бит на́с и в ча́с кончи́ны на́шея о́ную тве́рдость ве́ры яви́ти, ку́ю же и ва́м дарова́, да со все́ми святы́ми сподо́бимся в Ца́рствии Небе́снем непосты́дно воспева́ти Его́ Пресвято́е И́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Случайный тест

(5 голосов: 5 из 5)