День памяти

11 июля  (переходящая) – Собор Новгородских святых

Житие

Ан­то­ний (Ан­дрей­ко­вич) († 1231/1232/1238)[1]. В ми­ре Доб­ры­ня Ан­дрей­ко­вич, ро­дом из Нов­го­ро­да. По­стриг­ся в мо­на­хи в Ху­тын­ском мо­на­сты­ре, что на Вол­хо­ве.
Со­вер­шил пу­те­ше­ствие в Свя­тую Зем­лю и Ца­рь­град, оста­вив опи­са­ние со­бо­ра Свя­той Со­фии, а так­же свя­тынь, на­хо­див­ших­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле до ра­зо­ре­ния его кре­сто­нос­ца­ми в 1204 го­ду. Он при­вез из Иеру­са­ли­ма де­ре­вян­ный крест, сде­лан­ный из Свя­то­го Жи­во­тво­ря­ще­го Дре­ва, ко­то­рый хра­нил­ся впо­след­ствии в Нов­го­род­ском Со­фий­ском со­бо­ре.
Нов­го­род­цы, недо­воль­ные свя­ти­те­лем сво­им, Мит­ро­фа­ном, из­гна­ли его из Нов­го­ро­да, а на его ме­сто без ве­до­ма мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го вы­бра­ли в 1212 го­ду Ан­то­ния епи­ско­пом Нов­го­род­ским.
В 1218 го­ду но­вый вла­ды­ка со­здал ка­мен­ную цер­ковь св. Вар­ва­ры в Ху­тын­ской оби­те­ли. В 1219 го­ду, ко­гда Ан­то­ний осмат­ри­вал епар­хию, нов­го­род­цы рас­ка­я­лись в сво­ей неспра­вед­ли­во­сти к Мит­ро­фа­ну, доз­во­ли­ли ему вер­нуть­ся и по­сла­ли ска­зать пре­ем­ни­ку его, Ан­то­нию, чтобы он ехал, ку­да хо­чет, и что Нов­го­род име­ет уже ино­го свя­ти­те­ля. Ан­то­ний, при­зна­вая се­бя за­кон­ным пас­ты­рем, воз­вра­тил­ся в Нов­го­род. Граж­дане бы­ли в край­нем за­труд­не­нии, не зная, что де­лать с дву­мя ар­хи­епи­ско­па­ми, и от­пра­ви­ли их в Ки­ев на суд к мит­ро­по­ли­ту Мат­фею. Мит­ро­по­лит, ре­шив тяж­бу в поль­зу Мит­ро­фа­на, по­слал Ан­то­ния епи­ско­пом в Пе­ре­мышль Га­лиц­кий в 1220 го­ду.
Мит­ро­фан Нов­го­род­ский умер в 1223 го­ду, и ме­сто его за­сту­пил Ар­се­ний, из ху­тын­ских мо­на­хов, но через два го­да он был из­гнан. Нов­го­род­цы ме­ня­ли то­гда столь же ча­сто свя­ти­те­лей сво­их, как и кня­зей.
Ан­то­ний был сно­ва при­зван в 1225 го­ду, но, сла­бый здо­ро­вьем и ли­шен­ный да­ра ре­чи с 1228 го­да, он доб­ро­воль­но за­клю­чил­ся в Ху­тын­ском мо­на­сты­ре.
Ар­се­ний вто­рич­но при­нял жезл пас­тыр­ский. В это вре­мя Нов­го­род стал жерт­вою при­род­ных бед­ствий: от по­ло­ви­ны ав­гу­ста до де­каб­ря бес­пре­стан­ные лив­ни опу­сто­ши­ли по­ля. На­род, же­лая ко­го-ни­будь об­ви­нить, вос­стал со­про­тив но­во­го вла­ды­ки. "Бог на­ка­зы­ва­ет нас за ко­вар­ство Ар­се­ния, – го­во­ри­ли без­рас­суд­ные, – он вы­про­во­дил Ан­то­ния в Ху­тынь и неспра­вед­ли­во при­сво­ил се­бе сан, под­ку­пив кня­зя Яро­сла­ва-Фе­о­до­ра". По­сле шум­но­го ве­че на­род из­влек Ар­се­ния из ар­хи­епи­скоп­ско­го до­ма и ед­ва не умерт­вил его как пре­ступ­ни­ка. Ар­се­ний ис­кал убе­жи­ща и в Со­фий­ском хра­ме, и в мо­на­сты­ре Ху­тын­ском, от­ку­да немой Ан­то­ний дол­жен был воз­вра­тить­ся в дом свя­ти­тель­ский. Нов­го­род­цы да­ли в по­мощ­ни­ки Ан­то­нию двух свет­ских чи­нов­ни­ков.
В 1229 го­ду Ми­ха­ил Все­во­ло­до­вич, князь Чер­ни­гов­ский, при­быв­ший кня­жить в Нов­го­род, пред­ло­жил граж­да­нам из­брать ино­го свя­ти­те­ля на ме­сто Ан­то­ния, удру­чен­но­го неду­гом. Од­ни хо­те­ли иметь вла­ды­кою епи­ско­па Во­лын­ско­го, Иоса­фа, дру­гие – Ми­ха­и­ла или диа­ко­на Спи­ри­до­на, а неко­то­рые ка­ко­го-то гре­ка. По­ло­жи­ли три же­ре­бия на ал­тарь св. Со­фии, и мла­де­нец, сын Ми­ха­и­лов, снял два. Тре­тий остал­ся Спи­ри­до­нов, и диа­кон был объ­яв­лен ар­хи­пас­ты­рем Нов­го­род­ским.
Ан­то­ний сно­ва воз­вра­тил­ся в Ху­тын­ский мо­на­стырь, где и пре­ста­вил­ся 8 ок­тяб­ря, в 1230-х го­дах.
Мо­щи его по­чи­ва­ют в при­де­ле Нов­го­род­ско­го Со­фий­ско­го со­бо­ра.

 

При­ме­ча­ния

[1] У мо­на­хи­ни Та­и­сии в 1231 го­ду, по дру­гим дан­ным – в 1232 или 1238 го­дах.

Случайный тест