Святитель Анто́ний (Добры́ня Андрейкович), архиепископ Новгородский
Дни памяти
29 июня (переходящая) - Собор Новгородских святых
Житие
Антоний (Андрейкович) († 1231/1232/1238)[1]. В мире Добрыня Андрейкович, родом из Новгорода. Постригся в монахи в Хутынском монастыре, что на Волхове.
Совершил путешествие в Святую Землю и Царьград, оставив описание собора Святой Софии, а также святынь, находившихся в Константинополе до разорения его крестоносцами в 1204 году. Он привез из Иерусалима деревянный крест, сделанный из Святого Животворящего Древа, который хранился впоследствии в Новгородском Софийском соборе.
Новгородцы, недовольные святителем своим, Митрофаном, изгнали его из Новгорода, а на его место без ведома митрополита Киевского выбрали в 1212 году Антония епископом Новгородским.
В 1218 году новый владыка создал каменную церковь св. Варвары в Хутынской обители. В 1219 году, когда Антоний осматривал епархию, новгородцы раскаялись в своей несправедливости к Митрофану, дозволили ему вернуться и послали сказать преемнику его, Антонию, чтобы он ехал, куда хочет, и что Новгород имеет уже иного святителя. Антоний, признавая себя законным пастырем, возвратился в Новгород. Граждане были в крайнем затруднении, не зная, что делать с двумя архиепископами, и отправили их в Киев на суд к митрополиту Матфею. Митрополит, решив тяжбу в пользу Митрофана, послал Антония епископом в Перемышль Галицкий в 1220 году.
Митрофан Новгородский умер в 1223 году, и место его заступил Арсений, из хутынских монахов, но через два года он был изгнан. Новгородцы меняли тогда столь же часто святителей своих, как и князей.
Антоний был снова призван в 1225 году, но, слабый здоровьем и лишенный дара речи с 1228 года, он добровольно заключился в Хутынском монастыре.
Арсений вторично принял жезл пастырский. В это время Новгород стал жертвою природных бедствий: от половины августа до декабря беспрестанные ливни опустошили поля. Народ, желая кого-нибудь обвинить, восстал сопротив нового владыки. "Бог наказывает нас за коварство Арсения, – говорили безрассудные, – он выпроводил Антония в Хутынь и несправедливо присвоил себе сан, подкупив князя Ярослава-Феодора". После шумного вече народ извлек Арсения из архиепископского дома и едва не умертвил его как преступника. Арсений искал убежища и в Софийском храме, и в монастыре Хутынском, откуда немой Антоний должен был возвратиться в дом святительский. Новгородцы дали в помощники Антонию двух светских чиновников.
В 1229 году Михаил Всеволодович, князь Черниговский, прибывший княжить в Новгород, предложил гражданам избрать иного святителя на место Антония, удрученного недугом. Одни хотели иметь владыкою епископа Волынского, Иосафа, другие – Михаила или диакона Спиридона, а некоторые какого-то грека. Положили три жеребия на алтарь св. Софии, и младенец, сын Михаилов, снял два. Третий остался Спиридонов, и диакон был объявлен архипастырем Новгородским.
Антоний снова возвратился в Хутынский монастырь, где и преставился 8 октября, в 1230-х годах.
Мощи его почивают в приделе Новгородского Софийского собора.
Примечание
[1] У монахини Таисии в 1231 году, по другим данным – в 1232 или 1238 годах.
Богослужения
Случайный тест
Поминальные дни 2025
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Доподлинное представление о Церкви могут иметь те, кто имеет к ней непосредственное отношение, о Церкви можно верно судить только изнутри, только будучи ее членом. Человеку «внешнему», с другим, как принято говорить сегодня, менталитетом, создать истинное представление о Церкви трудно. Внешний человек не может верно судить о церковной жизни. Он не постигает ту истину, что Глава Церкви – это Христос, а не патриархи или епископы, которые являются предстоятелями перед Богом, стоящими во главе земной части Церкви.
профессор Н. Гринев
Все жития
1918 год. Совет народных комиссаров принимает декрет «Об отделении Церкви от государства и школы».
1945 год. Митрополит Алексий (Симанский) избран патриархом Московским.