День памяти

11 июля  (переходящая) – Собор Новгородских святых

Житие

Новгородские святители Иоаким, Лука, Герман, Аркадий, Григорий, Мартирий, Антоний, Василий и Симеон

Свя­ти­те­ли жи­ли в раз­ное вре­мя, и по­се­му нуж­но от­дель­но рас­ска­зы­вать жи­тие каж­до­го из них.

Свя­той Иоаким был од­ним из свя­щен­ни­ков, при­ве­зен­ных кня­зем Вла­ди­ми­ром из Кор­су­ни при Кре­ще­нии Ру­си. Он рев­ност­но за­бо­тил­ся о рас­про­стра­не­нии хри­сти­ан­ства в Нов­го­ро­де, но встре­тил со­про­тив­ле­ние со сто­ро­ны язы­че­ства, то­гда еще силь­но­го в Нов­го­ро­де. В 993 го­ду Иоаким был по­став­лен в епи­ско­па Нов­го­ро­да. Меж­ду тем ве­ли­кий князь Вла­ди­мир, узнав о со­про­тив­ле­нии нов­го­род­цев рас­про­стра­не­нию сре­ди них но­вой ве­ры, ре­шил при­нять про­тив них су­ро­вые ме­ры: он по­слал в Нов­го­род Доб­ры­ню и Пу­тя­ту. Нов­го­род­цы ока­за­ли им со­про­тив­ле­ние, так как ре­ши­ли луч­ше уме­реть, чем вы­дать бо­гов сво­их на по­ру­га­ние. Епи­скоп Иоаким уве­ще­вал нов­го­род­цев по­ко­рить­ся, и толь­ко бла­го­да­ря его ста­ра­ни­ям ко Хри­сту об­ра­ти­лось несколь­ко сот че­ло­век. Мя­теж, од­на­ко, не утих. Рас­сви­ре­пев­ший на­род ра­зо­рил и раз­гра­бил дом Доб­ры­ни и да­же убил его же­ну. Но ко­гда про­тив нов­го­род­цев вы­сту­пи­ло вой­ско, то они по­ко­ри­лись и про­си­ли Доб­ры­ню по­ща­дить их. Доб­ры­ня со­гла­сил­ся на мир, но вме­сте с тем по­тре­бо­вал, чтобы все они кре­сти­лись и идо­лов сво­их уни­что­жи­ли. Нов­го­род­цы и то, и дру­гое ис­пол­ни­ли. Глав­но­го сво­е­го идо­ла Пе­ру­на нов­го­род­цы бро­си­ли в ре­ку Вол­хов, пред­ва­ри­тель­но над­ру­гав­шись над ним.

Бла­жен­но­му Иоаки­му в его тру­дах по рас­про­стра­не­нию хри­сти­ан­ства мно­го по­мо­гал Пу­тя­та, ко­то­рый дей­ство­вал обыч­но ме­ра­ми убеж­де­ния.

Ве­ли­ким рев­ни­те­лем по­ка­зал се­бя Иоаким и в ду­хов­ном про­све­ще­нии нов­го­род­цев, за­бот­ли­во устра­и­вая шко­лы и на­зна­чая ту­да на­став­ни­ка­ми сво­их бли­жай­ших уче­ни­ков. Пре­сле­дуя ту же за­да­чу – ду­хов­ное про­све­ще­ние, – Иоаким стро­ил и укра­шал хра­мы Бо­жии. Так, на­при­мер, он по­стро­ил храм Со­фии, Веч­ной Пре­муд­ро­сти Сы­на Бо­жия. При ка­фед­раль­ной церк­ви им был устро­ен мо­на­стырь, на­зван­ный Со­фий­ским и Де­ся­тин­ным.

Та­ко­вы об­сто­я­тель­ства жиз­ни пер­во­го свя­ти­те­ля Нов­го­род­ско­го. По­чил он в ми­ре в 1030 го­ду. Мо­щи его бы­ли впо­след­ствии пе­ре­не­се­ны в ка­мен­ный Со­фий­ский со­бор, где по­чи­ва­ют и до­се­ле.

***

Бла­жен­ный Лу­ка был пер­вым Нов­го­род­ским епи­ско­пом рус­ско­го про­ис­хож­де­ния. При нем был по­стро­ен ка­мен­ный Со­фий­ский со­бор, ибо де­ре­вян­ный храм, по­стро­ен­ный бла­жен­ным Иоаки­мом, в 1055 г. сго­рел. Ико­но­пис­цев для но­во­го хра­ма Лу­ка вы­пи­сал из Ца­рь­гра­да. По его рас­по­ря­же­нию они на­пи­са­ли на ку­по­ле хра­ма об­раз Спа­си­те­ля с бла­го­слов­ля­ю­щей ру­кой. Но, как гла­сит пре­да­ние, та­ин­ствен­ный го­лос ве­лел ико­но­пис­цам пи­сать об­раз со сжа­той ру­кой. Три ра­за по­вто­рял­ся сей го­лос; при этом в по­след­ний раз бы­ло до­бав­ле­но: «В сей ру­ке дер­жу Я Ве­ли­кий Нов­го­род; ко­гда рас­кро­ет­ся ру­ка Моя, то­гда и го­ро­ду ко­нец».

Из-за кле­ве­ты сво­е­го слу­жи­те­ля бла­жен­ный Лу­ка дол­жен был оста­вить свое ме­сто в Нов­го­ро­де, но по­том он был опять воз­вра­щен на свою ка­фед­ру. Скон­чал­ся мир­но в 1058 г. Сей бла­жен­ный по­сле се­бя оста­вил пас­тыр­ское по­уче­ние, дра­го­цен­ный па­мят­ник сво­ей пас­тыр­ской де­я­тель­но­сти.

«Преж­де все­го, – пи­сал в нем свя­ти­тель, – ве­руй­те во еди­на­го Бо­га, в Тро­и­це сла­ви­ма­го, в От­ца и Сы­на и Св. Ду­ха, ибо так на­учи­ли нас ве­ро­вать св. апо­сто­лы и от­цы церк­ви. Ве­руй­те вос­кре­се­нию, веч­ной жиз­ни, веч­ной му­ке греш­ни­ков. Не ле­ни­тесь хо­дить в цер­ковь; в церк­ви стой­те со стра­хом Бо­жи­им, не раз­го­ва­ри­вай­те, но мо­ли­те Бо­га всею ду­шою, да про­стит вам Он ва­ши пре­гре­ше­ния. Не рой яму дру­го­му, чтобы Бог те­бя не вверг­нул в худ­шую. Лю­би­ти вся­ка­го че­ло­ве­ка. Да не бу­дет у вас на серд­це од­но, а на язы­ке дру­гое. Не пла­ти­те злом за зло, пе­ре­но­си­те друг от дру­га оби­ды, друг дру­га хва­ли­те, и Бог вас по­хва­лит. Не осуж­дай бра­та и мыс­лен­но; помни свои гре­хи, чтобы и те­бя Бог не осу­дил. Ми­луй­те стран­ных, убо­гих, за­клю­чен­ных в тем­ни­цы и к сво­им ра­бам будь­те ми­ло­сти­вы; тот весь­ма ми­ло­стив, кто обе­ре­га­ет от скор­би сво­их до­маш­них. Го­во­рить срам­ныя сло­ва и сер­дить­ся еже­днев­но не сле­ду­ет. Не уни­жай дру­гих, не смей­ся ни над кем. Будь­те смир­ны, крот­ки, не мно­го­ре­чи­вы, чтобы быть и слу­ша­те­ля­ми, и ис­пол­ни­те­ля­ми За­ко­на Бо­жия. По­чи­тай­те ста­ра­го че­ло­ве­ка и осо­бен­но ро­ди­те­лей сво­их. Не кля­ни­тесь име­нем Бо­жи­им, су­ди­те по прав­де, не бе­ри­те взя­ток. Бо­га бой­тесь, кня­зя чти­те. Не уби­вай, не кра­ди, не лги, не враж­дуй, не за­ви­дуй, не кле­ве­щи, не блу­до­дей­ствуй, не пьян­ствуй. Свя­тые дни чти­те. Бог ми­ра со все­ми ва­ми. Аминь».

Зо­ло­тые сии сло­ва бла­жен­но­го Лу­ки дол­жен все­гда па­мя­то­вать и ис­пол­нять каж­дый пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин.

***

О бла­жен­ном Гер­мане из­вест­но сле­ду­ю­щее. Он был Пе­чер­ским по­движ­ни­ком. На­хо­дясь в Ки­е­ве, он ос­но­вал мо­на­стырь на Бе­ре­сто­ве, из­вест­ный под име­нем Спас­ско­го. В епи­ско­пы Нов­го­ро­да он был по­став­лен в 1078 го­ду. Раз­граб­ле­ние Спас­ско­го мо­на­сты­ря по­лов­ца­ми вы­зва­ло бла­жен­но­го Гер­ма­на из Нов­го­ро­да в Ки­ев, где он и пре­ста­вил­ся в 1096 го­ду.

***

Бла­жен­ный Ар­ка­дий жил в XII ве­ке. До сво­е­го из­бра­ния в епи­ско­пы Ар­ка­дий под­ви­зал­ся в ос­но­ван­ном им мо­на­сты­ре. Эта оби­тель бы­ла неда­ле­ко от Нов­го­ро­да, и вся­кий же­лав­ший на­сла­дить­ся ду­хов­ной жиз­нью мог лег­ко по­сту­пить в нее; дру­гие же мог­ли ча­сто хо­дить сю­да и по­учать­ся у мо­на­хов ис­тин­ной хри­сти­ан­ской ве­ре. Ос­но­ва­тель оби­те­ли Ар­ка­дий сла­вил­ся, как ис­тин­ный по­движ­ник и че­ло­век рас­су­ди­тель­ный. По­се­му к нему при­хо­ди­ли мно­гие за со­ве­та­ми, и во­об­ще он был окру­жен все­об­щей лю­бо­вью и ува­же­ни­ем. Эта лю­бовь и ува­же­ние нов­го­род­цев к бла­жен­но­му Ар­ка­дию осо­бен­но вы­ра­зи­лась в том, что они по­же­ла­ли иметь его сво­им епи­ско­пом. Это­го же хо­те­ли сам князь Нов­го­род­ский, клир и весь на­род нов­го­род­ский. Ар­ка­дий был из­бран в Нов­го­род­ские епи­ско­пы. При­няв это ве­ли­кое зва­ние, он нес его с че­стью: в его вре­мя не бы­ло в Нов­го­ро­де ни убийств, ни гра­бе­жей, и это на­до при­пи­сать все­це­ло ста­ра­ни­ям бла­жен­но­го Ар­ка­дия. Скон­чал­ся сей свя­ти­тель 9 сен­тяб­ря 1162 го­да.

***

Бла­жен­ный Гри­го­рий был пре­ем­ни­ком по Нов­го­род­ской ка­фед­ре св. Иоан­на, ко­то­рый ему при­хо­дил­ся род­ным бра­том. До сво­е­го по­став­ле­ния на епи­скоп­скую ка­фед­ру Гри­го­рий (в ми­ру Гав­ри­ил) под­ви­зал­ся в устро­е­нии Бла­го­ве­щен­ско­го мо­на­сты­ря на озе­ре Ма­чин. Из вре­ме­ни его епи­скоп­ства ле­то­пись от­ме­ча­ет освя­ще­ние им ка­мен­но­го хра­ма в мо­на­сты­ре, устро­ен­ным бла­жен­ным Ар­ка­ди­ем. За­тем ле­то­пись рас­ска­зы­ва­ет о крест­ном хо­де, быв­шем при Гри­го­рии, во вре­мя ко­то­ро­го мол­ния уда­ри­ла в де­ре­вян­ную цер­ковь, где в это вре­мя со­вер­шал­ся мо­ле­бен. По мо­лит­вам Гри­го­рия Бог спас Нов­го­род от по­жа­ра. Скон­чал­ся свя­ти­тель Гри­го­рий мир­но 24 мая 1193 го­да по­сле ше­сти­лет­не­го управ­ле­ния нов­го­род­ской епар­хи­ей. Мо­щи его об­ре­те­ны в 1558 го­ду и по­чи­ва­ют в Нов­го­род­ском Со­фий­ском со­бо­ре.

***

Пре­ем­ни­ком бла­жен­но­го Гри­го­рия был Мар­ти­рий, из­бран­ный в Нов­го­род­ские ар­хи­епи­ско­пы по жре­бию. Ро­дом он был из Ста­рой Рус­сы. По­стриг­шись в мо­на­хи, он впо­след­ствии ос­но­вал на од­ном ост­ро­ве Пре­об­ра­жен­ский мо­на­стырь. О свя­ти­тель­ской де­я­тель­но­сти Мар­ти­рия нов­го­род­ская ле­то­пись го­во­рит сле­ду­ю­щее: «Вла­ды­ко тру­дил­ся, па­ли­мый во вре­мя дня зно­ем, а но­чью скор­бел от за­бо­ты, как бы по­стро­ить в нов­го­род­ской зем­ле по­боль­ше хра­мов Бо­жи­их». И дей­стви­тель­но сей угод­ник Бо­жий глав­ную часть сво­их за­бот по­свя­щал устро­е­нию и укра­ше­нию церк­вей и мо­на­сты­рей. Из вре­ме­ни его свя­ти­тель­ской де­я­тель­но­сти со­хра­ни­лось сле­ду­ю­щее на­зи­да­тель­ное пре­да­ние. Один нов­го­ро­дец по­сто­ян­но по­се­щал цер­ковь Бо­жию и, по­лу­чая просфо­ру и ан­ти­дор, с бла­го­го­ве­ни­ем вку­шал их. Од­на­жды он нес с со­бой Бо­го­ро­дич­ную просфо­ру и по че­ло­ве­че­ской немо­щи за­снул на до­ро­ге. К нему при­бли­зи­лись псы и хо­те­ли по­хи­тить просфо­ру, но все­гда при этом уда­ля­лись, про­го­ня­е­мые ка­кой-то си­лой. Узнав об этом слу­чае, бла­жен­ный Мар­ти­рий ве­лел на ме­сте се­го чу­дес­но­го про­ис­ше­ствия ос­но­вать цер­ковь во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Свя­ти­тель скон­чал­ся на пу­ти из Нов­го­ро­да во Вла­ди­мир, ку­да он ез­дил хо­да­тай­ство­вать пе­ред ве­ли­ким кня­зем Все­во­ло­дом за свою нов­го­род­скую паст­ву. Это бы­ло в 1199 го­ду.

***

Бла­жен­ный Ан­то­ний, быв­ший ар­хи­епи­ско­пом Нов­го­род­ским в на­ча­ле XIII ве­ка, от­ли­чал­ся счаст­ли­вы­ми для ар­хи­пас­ты­ря ка­че­ства­ми: бла­го­че­сти­ем и об­ра­зо­ван­но­стью. До сво­е­го по­свя­ще­ния в ино­ки он ез­дил с бла­го­че­сти­вой це­лью в Кон­стан­ти­но­поль, ка­ко­вое пу­те­ше­ствие он и опи­сал нов­го­род­цам. При­быв в Нов­го­род по­сле сво­е­го по­свя­ще­ния в Москве, Ан­то­ний по­доб­но сво­им пред­ше­ствен­ни­кам об­ра­тил осо­бен­ное вни­ма­ние на по­стро­е­ние хра­мов Бо­жи­их и мо­на­сты­рей: он хо­ро­шо по­ни­мал, что хра­мы и мо­на­сты­ри – луч­шие рас­сад­ни­ки ду­хов­но­го про­све­ще­ния.

Но вско­ре ему при­шлось вы­не­сти мно­го бед­ствий бла­го­да­ря то­му, что в Нов­го­род вер­нул­ся его пред­ше­ствен­ник по ка­фед­ре Мит­ро­фан, на­силь­но уда­лен­ный нов­го­род­ца­ми в То­ро­пец. В Нов­го­ро­де об­ра­зо­ва­лось две пар­тии; од­на сто­я­ла за Мит­ро­фа­на, дру­гая – за Ан­то­ния. По су­ду мит­ро­по­ли­та, Ан­то­ний был от­прав­лен на Пе­ре­мышль­скую ка­фед­ру, а в Нов­го­ро­де сел Мит­ро­фан. Впро­чем, по смер­ти Мит­ро­фа­на Ан­то­ний опять воз­вра­тил­ся на Нов­го­род­скую ка­фед­ру. Ско­ро, од­на­ко, он силь­но за­не­мог и к то­му же стал немым. Пре­ем­ни­ком ему по­ста­ви­ли Спи­ри­до­на. Неду­гу­ю­щий свя­ти­тель по­сле это­го еще два го­да про­был на по­кое в Ху­тын­ском мо­на­сты­ре и пре­ста­вил­ся мир­но 8 ок­тяб­ря 1231 го­да.

***

Бла­жен­ный Ва­си­лий свя­ти­тель­ство­вал в Нов­го­ро­де в XIV ве­ке. Сна­ча­ла он был про­стым свя­щен­ни­ком, в ка­ко­вом сане пу­те­ше­ство­вал, как со­об­ща­ет пре­да­ние, по Во­сто­ку. В ар­хи­епи­ско­пы по­свя­щен был по­сле по­стри­же­ния в ино­че­ство, в 1331 го­ду. Но вот для при­бы­тия его в Нов­го­род встре­ти­лось се­рьез­ное пре­пят­ствие. Ли­тов­ский князь Ге­ди­мин же­лал ви­деть его Псков­ским епи­ско­пом, неза­ви­си­мым от Нов­го­ро­да. Он по­слал да­же по­го­ню за Ва­си­ли­ем, ко­то­рый в это вре­мя ехал из Ки­е­ва в Нов­го­род. Ва­си­лий от­ку­пил­ся день­га­ми и, на­ко­нец, при­был в Нов­го­род. Здесь он преж­де все­го об­ра­тил вни­ма­ние на укра­ше­ние и об­нов­ле­ние хра­мов Бо­жи­их; так он воз­об­но­вил Со­фий­ский со­бор; за­тем при его же глав­ном со­дей­ствии бы­ла по­стро­е­на во­круг Нов­го­ро­да ка­мен­ная сте­на для за­щи­ты от непри­я­те­ля.

С рев­но­стью и лю­бо­вью за­бо­тясь о хри­сти­ан­ском про­све­ще­нии сво­ей паст­вы, бла­жен­ный Ва­си­лий в нуж­ных слу­ча­ях «пе­ча­ло­вал­ся», т. е. хо­да­тай­ство­вал, за Нов­го­род пе­ред ве­ли­ким кня­зем Мос­ков­ским. Бла­го­да­ря его уси­ли­ям князь Мос­ков­ский Ка­ли­та пре­ло­жил гнев на ми­лость и при­ми­рил­ся с нов­го­род­ца­ми.

Ко­гда слу­ча­лись ка­кие-ни­будь несча­стья в Нов­го­ро­де, то бла­жен­ный Ва­си­лий все­гда ока­зы­вал по­мощь по­стра­дав­шим, от­вра­щал ссо­ры, ча­сто воз­ни­кав­шие меж­ду дву­мя сто­ро­на­ми Нов­го­ро­да. Так, ко­гда од­на­жды раз­лив Вол­хо­ва раз­ру­шил мост через эту ре­ку, то меж­ду сто­ро­на­ми Нов­го­ро­да воз­ник­ла страш­ная враж­да. Ссо­ру пре­кра­тил Ва­си­лий тем, что по­стро­ил мост на свой счет. И во­об­ще он «мно­го добра со­тво­рил хри­сти­а­нам», как го­во­рит о нем нов­го­род­ская ле­то­пись.

Лю­бовь свою к пастве бла­жен­ный Ва­си­лий осо­бен­но про­явил во вре­мя страш­но­го по­жа­ра 1340 го­да, ко­то­рый ис­тре­бил боль­шую часть го­ро­да. При этом сго­рел дом вла­ды­ки, об­го­рел Со­фий­ский храм; огонь да­же через ре­ку пе­ре­бро­сил­ся по мо­сту на дру­гую сто­ро­ну го­ро­да и ис­треб­лял все, что по­па­да­лось на пу­ти. К до­вер­ше­нию бед­ствия, злые по­роч­ные лю­ди вос­поль­зо­ва­лись все­об­щей рас­те­рян­но­стью и ста­ли гра­бить до­ма. Ужас на­ро­да был неопи­су­ем: мно­гие ду­ма­ли, что на­стал ко­нец ми­ра. Ко­гда по­жар пре­кра­тил­ся, то свя­ти­тель по­спе­шил ока­зать ма­те­ри­аль­ную по­мощь по­стра­дав­ше­му на­се­ле­нию и за­тем за­нял­ся по­стро­е­ни­ем но­вых хра­мов на ме­сте сго­рев­ших. В дру­гой раз, ко­гда слу­чил­ся по­жар, свя­ти­тель устра­и­вал крест­ные хо­ды, при­зы­вал всех к по­ка­я­нию, на­ло­жил трех­днев­ный пост на граж­дан и со­вер­шал непре­рыв­ные мо­ле­ния об уто­ле­нии гне­ва Бо­жия.

За свою неуто­ми­мую пас­тыр­скую де­я­тель­ность бла­жен­ный Ва­си­лий был от­ме­чен Мос­ков­ским мит­ро­по­ли­том. Ему да­ны бы­ли кре­ща­тые ри­зы. За­тем ему был при­слан из Кон­стан­ти­но­по­ля пат­ри­ар­хом бе­лый кло­бук, ко­то­рый его пре­ем­ни­ки но­си­ли как знак от­ли­чия сво­ей ка­фед­ры. Об этом кло­бу­ке сло­жи­лась ле­ген­да, буд­то бы он был дан рав­ноап­о­столь­ным Кон­стан­ти­ном па­пе Рим­ско­му Силь­ве­ст­ру и хра­нил­ся в Ри­ме до тех пор, по­ка один из пап, по ука­за­нию Ан­ге­ла, не ото­слал его пат­ри­ар­ху Кон­стан­ти­но­поль­ско­му, а ко­гда Ца­рь­град был взят, то этот кло­бук был ото­слан в Нов­го­род. В этой ле­ген­де спра­вед­ли­во толь­ко то, что бе­лый кло­бук был при­слан в Нов­го­род из Кон­стан­ти­но­по­ля, все осталь­ное – вы­мы­сел.

По­след­ние дни жиз­ни бла­жен­но­го Ва­си­лия осо­бен­но яр­ко сви­де­тель­ству­ют о го­ря­чей люб­ви его к сво­ей пастве. В по­ло­вине XIV ве­ка раз­ра­зи­лась в Пско­ве мо­ро­вая яз­ва. Пско­ви­тяне по­сла­ли в Нов­го­род про­сить ар­хи­пас­ты­ря при­быть в Псков и по­мо­лить­ся о сво­ей пастве. И вот, несмот­ря на яв­ную гро­зив­шую опас­ность, бла­жен­ный Ва­си­лий внял этой прось­бе и от­пра­вил­ся в Псков. Здесь он ста­рал­ся уте­шить скор­бя­щих де­тей сво­их упо­ва­ни­ем на ми­лость Бо­жию, слу­жил в раз­лич­ных церк­вах, устра­и­вал крест­ные хо­ды. Та­кая лю­бовь ар­хи­пас­ты­ря уте­ши­ла страж­ду­щих пско­ви­чей; а ско­ро и страш­ная бо­лезнь оста­ви­ла го­род. Од­на­ко сам бла­гост­ный вла­ды­ка пал по­ис­ти­не жерт­вой сво­ей без­за­вет­ной люб­ви к па­со­мым: на об­рат­ном пу­ти из Пско­ва в Нов­го­род он силь­но за­не­мог и, не до­ез­жая до Нов­го­ро­да, скон­чал­ся. Это бы­ло 3 июля 1352 г.

***

Бла­жен­ный Си­ме­он был по­став­лен в Нов­го­род­ские ар­хи­епи­ско­пы Мос­ков­ским мит­ро­по­ли­том Фо­ти­ем. В пер­вое же вре­мя его свя­ти­тель­ства Нов­го­род по­стиг­ло страш­ное бед­ствие. В 1416 го­ду из Пско­ва в Нов­го­род пе­ре­шла мо­ро­вая яз­ва, или, как ее то­гда на­зы­ва­ли в на­ро­де, чер­ная смерть. Лю­ди уми­ра­ли ты­ся­ча­ми. Свя­ти­тель, по­доб­но бла­жен­но­му Ва­си­лию, устра­и­вал все­на­род­ные мо­ле­ния, крест­ные хо­ды, при­зы­вал на­род к по­ка­я­нию. Сво­и­ми на­став­ле­ни­я­ми он воз­бу­дил в нов­го­род­цах та­кую рев­ность, что они все­го в один день по­стро­и­ли в Нов­го­ро­де цер­ковь во имя св. Ана­ста­сии. Это так на­зы­ва­е­мая «обет­ная цер­ковь». По­сле это­го мо­ро­вая яз­ва за­мет­но осла­бе­ла.

Вско­ре свя­ти­те­лю Си­мео­ну сно­ва при­шлось явить свою нели­це­мер­ную лю­бовь к пастве. Один бо­га­тый нов­го­род­ский бо­ярин по­ссо­рил­ся с про­сто­лю­ди­ном. В это де­ло вме­ша­лись дру­гие, под­ня­лось меж­до­усо­бие. Об­ви­няя бо­га­тых в до­ро­го­визне хле­ба, про­стой на­род бро­сил­ся гра­бить их. На­ча­лась свал­ка на мо­сту; мно­гие бы­ли бро­ше­ны в Вол­хов и по­гиб­ли. И вот в са­мый раз­гар меж­до­усо­бия по­яв­ля­ет­ся на мо­сту вла­ды­ка с ду­хо­вен­ством. Дер­жа в ру­ке сво­ей крест, он об­ра­ща­ет­ся к на­ро­ду и со сле­за­ми умо­ля­ет пре­кра­тить раз­до­ры. И та­ко­ва бы­ла си­ла свя­ти­тель­ско­го сло­ва, что все спо­кой­но разо­шлись по до­мам, бла­го­слов­ляя муд­рость и учи­тель­ность сво­е­го ар­хи­пас­ты­ря. Бла­жен­ный Си­ме­он скон­чал­ся мир­но 15 июня 1421 го­да. По­сле него оста­лось несколь­ко по­уче­ний, в ко­то­рых он да­ет сво­ей пастве на­став­ле­ния в ве­ре и бла­го­че­стии.

Случайный тест