День памяти

Житие

Сур­хан, в Кре­ще­нии Да­вид[*], про­ис­хо­дил из пер­сид­ско­го кня­же­ско­го ро­да Хо­рас­а­на и по­явил­ся в Ар­ме­нии в го­ды прав­ле­ния «ве­ли­ко­го Ама­за­спа», ко­то­рый был на­зна­чен пра­ви­те­лем стра­ны по­сле смер­ти сво­е­го те­стя Фе­о­до­ра Ршту­ни (658 г.) и оста­вал­ся в этой долж­но­сти три го­да (658–661 гг.). Сур­хан участ­во­вал в по­хо­де ара­бов на Ар­ме­нию в VII в. при пат­ри­кии Ар­ме­нии Гри­го­ре Ма­ми­ко­няне (661–685 гг.) и ка­то­ли­ко­се-хал­ки­до­ни­те Ана­ста­сии (661–667 гг.), пре­ем­ни­ке и быв­шем по­стель­ни­чем св. Нер­се­са Стро­и­те­ля.
Со­глас­но Му­че­ни­че­ству, в Ар­ме­нии Сур­хан при­шел к ве­ли­ко­му кня­зю Гри­го­ру про­сил его дать ему Хри­сто­во Кре­ще­ние. Ве­ли­кий князь, став вос­при­ем­ни­ком его от во­ды свя­той ку­пе­ли, на­звал его име­нем сво­е­го от­ца Да­ви­да и по­жа­ло­вал ему во вла­де­ние се­ле­ние Дзаг Ко­тайк­ской об­ла­сти.
Св. Да­вид му­че­ни­че­ски по­стра­дал от во­сти­ка­на Аб­дал­лы «по­сле то­го, как са­ра­ци­ны овла­де­ли стра­ной Ар­мян­ской», т. е. при­мер­но в 703 г., ко­гда ар­мян­ских на­мест­ни­ков или пра­ви­те­лей впер­вые сме­ни­ли араб­ские во­сти­ка­ны. Аб­дал­ла ис­тя­зал св. Да­ви­да страш­ны­ми по­бо­я­ми, око­ва­ми и тюрь­мой за ве­ру в Хри­ста. Но непо­ко­рив­ший­ся и му­же­ствен­но усто­яв­ший свя­той ста­рец был рас­пят на кре­сте и, прон­зен­ный стре­лой, скон­чал­ся[1].
Му­че­ни­че­ская смерть Да­ви­да Дви­не­ци да­ти­ру­ет­ся 22 ян­ва­ря 703 г. Да­та уточ­не­на И. Абу­лад­зе[2] на ос­но­ве со­дер­жа­ще­го­ся в гру­зин­ской ру­ко­пи­си X в.[3] пе­ре­во­да жи­тия Да­ви­да, ко­то­рый был сде­лан с древ­не­ар­мян­ской ру­ко­пи­си VIII в.
В за­пад­ных пра­во­слав­ных ка­лен­да­рях св. Да­вид упо­ми­на­ет­ся как Да­вид Эч­ми­ад­зин­ский.
Му­че­ни­че­ство Да­ви­да Двин­ско­го яв­ля­ет­ся од­ним из по­пуляр­ных мар­ти­ри­ев ар­мян­ской агио­гра­фии ран­не­го сред­не­ве­ко­вья. Ис­то­ри­че­ские и по­боч­ные ис­точ­ни­ки поз­во­ля­ют уста­но­вить лишь при­бли­зи­тель­ное вре­мя воз­ник­но­ве­ния Му­че­ни­че­ства. Са­мое ран­нее упо­ми­на­ние о нем встре­ча­ет­ся у Ова­не­са Драс­ха­на­керт­ци. Оно так­же бы­ло хо­ро­шо из­вест­но мно­гим ис­то­рио­гра­фам X–XIII вв. – Сте­па­но­су Та­ро­не­ци, Сам­ве­лу Ане­ци, Мхи­та­ру Ай­ри­ва­не­ци, Вар­да­ну Аре­вел­ци, Ки­ра­ко­су Ган­дза­ке­ци. Сви­де­тель­ством су­ще­ство­ва­ния «Му­че­ни­че­ства Да­ви­да Двин­ско­го» ра­нее X ве­ка яв­ля­ет­ся так­же гру­зин­ский пе­ре­вод.


При­ме­ча­ния

[*] Не включён в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.

[1] «Ис­то­рия Ар­ме­нии» ка­то­ли­ко­са Ова­не­са Драс­ха­на­керт­ци, с. 92.

[2] Гру­зи­но-ар­мян­ские ли­те­ра­тур­ные свя­зи в IX–X вв. Ис­сле­до­ва­ние и тек­сты. Тби­ли­си, 1944. с. 167

[3] Опи­са­ние ру­ко­пи­си см.: Н. Марр. Агио­гра­фи­че­ские ма­те­ри­а­лы по гру­зин­ским ру­ко­пи­сям Иве­ра. Часть пер­вая. Опи­са­ние пя­ти пер­га­мен­ных ру­ко­пи­сей. ЗВОРА, т. XII, СПб. 1901 г.

Случайный тест