Ваш город - Сиэтл?

Для получения календаря в соответствии с Вашей временной зоной - пожалуйста, укажите город.

Не найден город с таким названием. Пожалуйста, укажите другой (например, ближайший региональный центр).

Дни памяти:

Житие

Статьи о преподобном Ефреме Сирине

• «Во дни печальные Великого Поста...» (Ефрем Сирин и Александр Пушкин) Юрий Рубан

Пре­по­доб­ный Еф­рем Си­рин[1], учи­тель по­ка­я­ния, ро­дил­ся в на­ча­ле IV ве­ка (год его рож­де­ния точ­но неиз­ве­стен) в го­ро­де Ни­зи­бии (Ме­со­по­та­мии) в хри­сти­ан­ской се­мье бед­ных зем­ле­дель­цев. Ро­ди­те­ли вос­пи­та­ли сы­на в бла­го­че­стии. Но, от­ли­ча­ясь с дет­ства вспыль­чи­вым, раз­дра­жи­тель­ным ха­рак­те­ром, он в юно­сти ча­сто ссо­рил­ся, со­вер­шал необ­ду­ман­ные по­ступ­ки, да­же со­мне­вал­ся в Про­мыс­ле Бо­жи­ем, по­ка не по­лу­чил от Гос­по­да вра­зум­ле­ние, на­пра­вив­шее его на путь по­ка­я­ния и спа­се­ния. Од­на­жды его неспра­вед­ли­во об­ви­ни­ли в кра­же овец и по­са­ди­ли в тем­ни­цу. В ней он услы­шал во сне го­лос, при­зы­вав­ший его к по­ка­я­нию и ис­прав­ле­нию жиз­ни. Он был оправ­дан и осво­бож­ден.

В Еф­ре­ме про­бу­ди­лось глу­бо­кое по­ка­я­ние. Юно­ша уда­лил­ся в окрест­ные го­ры и стал от­шель­ни­ком. Та­кой род хри­сти­ан­ско­го по­движ­ни­че­ства был вве­ден в Ни­зи­бии уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Ве­ли­ко­го еги­пет­ским пу­стын­ни­ком Ев­ге­ни­ем.

Сре­ди от­шель­ни­ков осо­бен­но вы­де­лял­ся зна­ме­ни­тый ас­кет, про­по­вед­ник хри­сти­ан­ства и об­ли­чи­тель ари­ан епи­скоп Ни­зи­бий­ской Церк­ви свя­той Иа­ков (па­мять 13 ян­ва­ря). Пре­по­доб­ный Еф­рем стал од­ним из его уче­ни­ков. Под бла­го­дат­ным ру­ко­вод­ством свя­ти­те­ля пре­по­доб­ный Еф­рем стя­жал хри­сти­ан­скую кро­тость, сми­ре­ние, по­кор­ность Про­мыс­лу Бо­жию, да­ю­щую си­лу без­ро­пот­но пе­ре­но­сить раз­лич­ные ис­ку­ше­ния. Свя­ти­тель Иа­ков знал вы­со­кие до­сто­ин­ства сво­е­го уче­ни­ка и ис­поль­зо­вал их на бла­го Церк­ви – по­ру­чал ему чи­тать про­по­ве­ди, обу­чать де­тей в учи­ли­ще, взял его с со­бой на I Все­лен­ский Со­бор в Ни­кее (325 г.). Пре­по­доб­ный Еф­рем 14 лет был в по­слу­ша­нии у свя­ти­те­ля Иа­ко­ва до его кон­чи­ны.

По­сле взя­тия Ни­зи­бии пер­са­ми в 363 го­ду пре­по­доб­ный Еф­рем по­ки­нул пу­сты­ню и по­се­лил­ся в мо­на­сты­ре близ го­ро­да Едес­сы. Здесь он уви­дел мно­го ве­ли­ких по­движ­ни­ков, про­во­див­ших жизнь в мо­лит­вах и псал­мо­пе­нии. Пе­ще­ры бы­ли их един­ствен­ным убе­жи­щем, пи­та­лись они од­ни­ми рас­те­ни­я­ми. Осо­бен­но он сбли­зил­ся с по­движ­ни­ком Иули­а­ном (па­мять 18 ок­тяб­ря), ко­то­рый был с ним од­но­го по­ка­ян­но­го ду­ха. Пре­по­доб­ный Еф­рем со­че­тал с по­движ­ни­че­ски­ми тру­да­ми непре­стан­ное изу­че­ние Сло­ва Бо­жия, по­чер­пая в нем для сво­ей ду­ши уми­ле­ние и муд­рость. Гос­подь дал ему дар учи­тель­ства, к нему на­ча­ли при­хо­дить лю­ди, ждав­шие услы­шать его на­став­ле­ния, ко­то­рые осо­бен­но дей­ство­ва­ли на ду­ши по­то­му, что он на­чи­нал их с об­ли­че­ний се­бя. Пре­по­доб­ный и уст­но, и пись­мен­но учил всех по­ка­я­нию, ве­ре и бла­го­че­стию, об­ли­чал ари­ан­скую ересь, вол­но­вав­шую то­гда хри­сти­ан­ское об­ще­ство. Языч­ни­ки, слу­шая про­по­ве­ди пре­по­доб­но­го, об­ра­ща­лись в хри­сти­ан­ство.

Нема­ло по­тру­дил­ся он и в ис­тол­ко­ва­нии Свя­щен­но­го Пи­са­ния – объ­яс­не­нии Пя­ти­кни­жия Мо­и­сея. Им на­пи­са­но мно­го мо­литв и пес­но­пе­ний, обо­га­тив­ших цер­ков­ное Бо­го­слу­же­ние. Из­вест­ны мо­лит­вы к Пре­свя­той Тро­и­це, Сы­ну Бо­жию, Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це. Он на­пи­сал для сво­ей Церк­ви пес­но­пе­ния на дни дву­на­де­ся­тых Гос­под­них празд­ни­ков (Рож­де­ство Хри­сто­во, Кре­ще­ние), Вос­кре­се­ние, по­гре­баль­ные пес­но­пе­ния. Его по­ка­ян­ная мо­лит­ва "Гос­по­ди и Вла­ды­ко жи­во­та мо­е­го..." чи­та­ет­ся Ве­ли­ким по­стом и при­зы­ва­ет хри­сти­ан к ду­хов­но­му об­нов­ле­нию. Цер­ковь с древ­них вре­мен вы­со­ко це­ни­ла тру­ды пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма: его тво­ре­ния чи­та­лись в неко­то­рых церк­вах на со­бра­ни­ях вер­ных по­сле Свя­щен­но­го Пи­са­ния. И ныне по Уста­ву Церк­ви неко­то­рые его по­уче­ния по­ло­же­но чи­тать в дни по­ста. Меж­ду про­ро­ка­ми свя­той Да­вид, по пре­иму­ще­ству, псал­мо­пе­вец; меж­ду свя­ты­ми от­ца­ми Церк­ви пре­по­доб­ный Еф­рем Си­рин – по пре­иму­ще­ству мо­лит­вен­ник. Ду­хов­ная опыт­ность сде­ла­ла его на­став­ни­ком ино­ков и по­мощ­ни­ком едес­ских пас­ты­рей. Пре­по­доб­ный Еф­рем пи­сал по-си­рий­ски, но его тво­ре­ния очень ра­но бы­ли пе­ре­ве­де­ны на гре­че­ский и ар­мян­ский язы­ки, а с гре­че­ско­го – на ла­тин­ский и сла­вян­ский.

В мно­го­чис­лен­ных тво­ре­ни­ях пре­по­доб­но­го встре­ча­ют­ся цель­ные кар­ти­ны жиз­ни си­рий­ских по­движ­ни­ков, глав­ное ме­сто в ко­то­рой за­ни­ма­ла мо­лит­ва и за­тем труд на об­щую брат­скую поль­зу, по­слу­ша­ния. Воз­зре­ния на смысл жиз­ни у всех си­рий­ских ас­ке­тов бы­ли оди­на­ко­вы. Ко­неч­ной це­лью сво­их по­дви­гов ино­ки счи­та­ли Бо­го­об­ще­ние и все­ле­ние Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти в ду­шу по­движ­ни­ка, на­сто­я­щая жизнь бы­ла для них вре­ме­нем пла­ча, по­ста и тру­дов.

"Ес­ли Сын Бо­жий в те­бе, то и цар­ство Его в те­бе. Вот Цар­ство Бо­жие – внут­ри те­бя, греш­ник. Вой­ди в са­мо­го се­бя, ищи усерд­нее и без тру­да най­дешь его. Вне те­бя – смерть, и дверь к ней – грех. Вой­ди в се­бя, пре­бы­вай в серд­це сво­ем, ибо там – Бог". Непре­стан­ное ду­хов­ное трез­ве­ние, раз­ви­тие бла­га в ду­ше че­ло­ве­ка да­ет ему воз­мож­ность вос­при­нять труд как бла­жен­ство, и са­мо­при­нуж­де­ние как свя­тость. Воз­да­я­ние пред­на­чи­на­ет­ся в зем­ной жиз­ни че­ло­ве­ка, под­го­тав­ли­ва­ет­ся сте­пе­нью ее ду­хов­но­го усо­вер­ше­ния. Кто на зем­ле взрас­тил се­бе кры­лья, го­во­рит пре­по­доб­ный Еф­рем, тот там вос­па­ря­ет в гор­няя; кто здесь очи­стит ум свой – тот там узрит сла­ву Бо­жию; в ка­кой ме­ре каж­дый воз­лю­бит Бо­га – в той ме­ре на­сы­тит­ся лю­бо­вью Его. Че­ло­век, очи­стив­ший се­бя и стя­жав­ший бла­го­дать Ду­ха Свя­то­го еще здесь, на зем­ле, пред­вку­ша­ет Цар­ство Небес­ное. Стя­жать жизнь веч­ную, по уче­нию пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма, не зна­чит пе­рей­ти из од­ной об­ла­сти бы­тия в дру­гую, а зна­чит об­ре­сти "небес­ное" ду­хов­ное со­сто­я­ние. Веч­ная жизнь не да­ру­ет­ся че­ло­ве­ку од­но­сто­рон­ним про­из­во­ле­ни­ем Бо­жи­им, но, как зер­но, по­сте­пен­но про­из­рас­та­ет в нем чрез по­двиг, тру­ды и бо­ре­ния.

За­лог обо­же­ния в нас – Кре­ще­ние Хри­сто­во, глав­ный дви­га­тель жиз­ни хри­сти­ан­ской – по­ка­я­ние. Пре­по­доб­ный Еф­рем Си­рин был ве­ли­кий учи­тель по­ка­я­ния. Про­ще­ние гре­хов в та­ин­стве По­ка­я­ния, по его уче­нию, это не внеш­нее оправ­да­ние, не за­бве­ние гре­хов, а пол­ное уни­что­же­ние их. Сле­зы по­ка­я­ния смы­ва­ют и сжи­га­ют грех. И еще – они жи­во­тво­рят, пре­об­ра­жа­ют гре­хов­ное есте­ство, да­ют си­лу "хо­дить пу­тем за­по­ве­дей Гос­под­них", укреп­ля­ясь упо­ва­ни­ем на Бо­га. В ог­нен­ной ку­пе­ли По­ка­я­ния, пи­сал пре­по­доб­ный, "сам се­бя пе­ре­плав­ля­ешь ты, греш­ник, сам се­бя вос­кре­ша­ешь из мерт­вых".

Пре­по­доб­ный Еф­рем, по сво­е­му сми­ре­нию счи­тая се­бя ни­же и ху­же всех, в кон­це сво­ей жиз­ни от­пра­вил­ся в Еги­пет, чтобы уви­деть по­дви­ги ве­ли­ких пу­стын­ни­ков. Он был при­нят там как же­лан­ный гость и сам по­лу­чил боль­шое уте­ше­ние от об­ще­ния с ни­ми. На воз­врат­ном пу­ти он по­се­тил в Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ве­ли­ко­го (па­мять 1 ян­ва­ря), ко­то­рый по­же­лал по­свя­тить его во пре­сви­те­ра, но пре­по­доб­ный счел се­бя недо­стой­ным иерей­ства и по на­сто­я­нию свя­ти­те­ля при­нял лишь сан диа­ко­на, в ко­то­ром пре­бы­вал до смер­ти. Впо­след­ствии свя­ти­тель Ва­си­лий Ве­ли­кий при­гла­шал пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма на ка­фед­ру епи­ско­па, но свя­той пред­ста­вил­ся юро­ди­вым, чтобы от­кло­нить от се­бя эту честь, по сми­ре­нию счи­тая се­бя недо­стой­ным ее.

По воз­вра­ще­нии в свою Едес­скую пу­стынь пре­по­доб­ный Еф­рем хо­тел ко­нец жиз­ни про­ве­сти в уеди­не­нии. Но Про­мысл Бо­жий еще раз вы­звал его на слу­же­ние ближ­ним. Жи­те­ли Едес­сы стра­да­ли от сви­реп­ство­вав­ше­го го­ло­да. Силь­ным сло­вом пре­по­доб­ный по­бу­дил бо­га­тых ока­зы­вать по­мощь неиму­щим. На при­но­ше­ния ве­ру­ю­щих он по­стро­ил бо­га­дель­ню для ни­щих и боль­ных. За­тем пре­по­доб­ный уда­лил­ся в пе­ще­ру под Едес­сой, где и остал­ся до кон­ца сво­ей жиз­ни.

См. так­же: "Жи­тие пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Еф­ре­ма Си­ри­на" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.


При­ме­ча­ния

[1] Пре­по­доб­ный Еф­рем на­зван Си­ри­ном, т. е. си­рий­цем, по­то­му что Ме­со­по­та­мия, в ко­то­рой он ро­дил­ся, в древ­но­сти при­чис­ля­лась к Си­рии.

Молитвы

Тропарь преподобного Ефрема Сирина

глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Ефреме, отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Ефрема Сирина

глас 2

Час присно провидя Суда,/ рыдал еси горько, Ефреме, яко любобезмолвный,/ делателен же был еси в делех учитель, преподобне./ Темже, отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию.

Каноны и Акафисты

Канон преподобному и богоносному отцу нашему Ефрему Сирину

Преподобный Ефрем Сирин, Едесский

тропарь, глас 8. Слезами твоих источников пустыни безъчадное напоил еси и, еже из глубины, воздыхании во сто труды уплодоносил еси - и бысть светильник вселенней, сияя чудесы, Ефреме-отче наш, моли Христа-Бога спастися душам нашим. Слава, и ныне. Иже нас ради Рождеи Ся от Девы и распятие претерпев, Благии, Испровергии смертию смерть и восресение Явлеи яко Бог
- не презри, их же созда рукою Своею,
- яви человеколюбие Свое, Милостиве,
- приими рождьшую Тя - Богородицу, Молящуюся за нас,
- и спаси, Спасе наш, люди согрешьшыя.
Канон, поем в глас 6. Песнь 1, ирмос: Яко по суху ходив израиль по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема - Богу победную песнь поем, вопияше.
ЗАПЕВ. Преподобне отче Ефреме, моли Бога о нас. Евъфратъским одождением - твоими молитвами душю мою напой, изъсохшую зноем страстей. И слово ми вдохни, твой восхваляющу праздник, преблаженне.
ЗАПЕВ. Свет мысленыи облистал еси - светло явился еси солнце: добродетельми светолучными и учении добротами, Ефреме, озаряя верных все исполнение.
СЛАВА. Струями слез пламень страстей погасив, был еси сосуд честен, Ефреме, Святаго Духа - источник источая учением, Богоблаженне.
И НЫНЕ. Нетленно Слово во утробе приимши, родила еси - Избавляющаго от тли Тому служащыя присно, Мати-Дево, Чистая, Двери - воистину - Живота.
Песнь 3, ирмос: Несть Свята, якоже Ты, Господи, Боже мой, - Вознесыи рог верных Си, Блаже, и Утвердивыи их на камени исповедания Ти.
ЗАПЕВ. Тины всякия страстныя себе очищь - явил ся еси приятилище добродетелем, воистину, и сосуд въмещен дарованиям Святаго Духа.
ЗАПЕВ. Никакоже сна очима подав - храм явил ся еси Святей Троице и Премудрости сокровище, мир обогащая златозарными учении, блаженне.
СЛАВА. Познавает другии Ефрат Христова честная Церкви: златыми течении напояюща мудрых учения водами - и тварь всю напояюща.
И НЫНЕ. Во двою естеству - единыи от Святыя Троицы - от чистых Твоих кровий воплощь Ся, Боголепно пройде, яже от Адама спасая благостию, О, Пречистая.
седален, глас 5. Сокровище Премудрости тайнам Христовем, чашю Божественаго умиления - воспоем вернии в памяти его: тезоименно бо всегда сердца верных веселит утешении Божествеными Ефрем, яко делатель и таиник Господним откровением. Слава, и ныне. Богородичен: Теплая Предстательнице, и Непобедимая, Упование известное и непостыдное, Стено и Покрове, и Пристанище притекающим Ти, присно Дево, Чистая, - Сына Своего и Бога моли со Ангелы Мир даровати мiрови и спасение и велию милость. Кресто-Богородичный: Крестом Сына Твоего, Богоблагодатная, идольская лесть вся упразднися и бесовъская крепость попрана бысть, сего ради вернии подолгу Тя присно поем и благословим и, Богородицу - воистину! - исповедающе, величаем.
Песнь 4, ирмос. Христос мне - Сила, Бог и Господь - честная Церкви Боголепно зовет, вопиющи от совести чисты, о Господе празднующи.
ЗАПЕВ. Сила глаголом твоим протече весь мир, высоко творя сиянием смирения, отгоня ослепление душам, блаженне.
ЗАПЕВ. Непорочно прошел еси житие, слезами себе омывая - и Судии всех Пришествие написуя словесы мудрыми, Богоявленне, досточюдне.
ЗАПЕВ. Видев твоего смирения преславную высоту Господь - дарует тебе слово высокотворно, имже ересем лютая возношения смиришася.
СЛАВА. Укрепль себя благодатию Вседержителя - ополчи себя къ началом бесовъским, отче, - и победил еси, о нас моляся тепле, восхваляющих тя.
И НЫНЕ. Яко Божественыи храм, яко Гору Святую, яко Источник Нетления, яко Избранну едину бывшую Зиждителю нашему Богу --- ДЕВУЮ (Ис. 7:14), ублажаем.
Песнь 5, ирмос. Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Тебе душя любовию, просвети, молюся, Тебя ведети, Слове Божии, истиннаго Бога - от мрака греховнаго Изимающа.
ЗАПЕВ. Слезными каплями до конца, отче, изъсушил еси сластей пучину, а истечением твоих учении, блаженне, вся ересем потоки всяко потопил еси.
ЗАПЕВ. Отче, ум твой воззрением, еже к Богу, просвещаемь, Ефреме, Боговиден весь бысть, якоже зерцало Божественаго Духа, невеществено явления приемля.
СЛАВА. Отче - храм был еси, воистину, вместен Троице и испещрен благодатию и чистых добродетелей озарением и учением целостию.
И НЫНЕ. Умерщвлена мя показа во едеме вкушение древа лукавым наветом змия - Ты же, Живодавца-Христа рождьши, оживи мя, едина Богорадованная.
Песнь 6, ирмос. Житейскаго моря воздвизаема зря напастей бурею, в тихое пристанище Твое притек, вопию Тебе: возъведи от тли живот мой, Многомилостиве.
ЗАПЕВ. Не на песце основание, но на вере незыблеме Богоносец положи - от вражиих всяческих навет не преклоним пребысть, непобедимою Дланию окормляем.
ЗАПЕВ. Воистину, язык твой - «трость книжника скорописца» (Пс. 44:1) был еси, показующь разум всеблагочестив, начертающь на скрижалех сердечных, отче, закон Духоныи.
СЛАВА. Твоим плавающеи утешения учением, Ефреме Богомудре, пучины треволнения душевредныя и бурь ересей избавляются: възывающе - верою спасаются.

И НЫНЕ. Иже всякоя вышъши - яко Бог- разумныя и видимыя твари, воплощ Ся, пройде ис Твоея утробы, содела Тя нетленну, якоже бе прежде рожества, О, Мати-Дево.
кондак, глас 2. Час всегда провидя испытания, рыдаше горце, Ефреме, яко любя безъмолвие - делательник же был еси, в делех учитель Божественныи, темже, отче-всекрасне, ленивыя возъставляеши к покаянию. икос: От воды благодати твоея одожди в душю мою, омывая ю* от всякия скверны нечистыя, яко да от сих очистит ся и ревнительно житие по-всему Духовно в прочее лето скончавши - сладости Божественныя насладит ся, ея же насладился еси - и напоил еси вся, прежде страстьми исъсохшыя: се есть словесы твоими: ленивыя возъставляеши к покаянию.
Песнь 7, ирмос. Хладодательну убо пещь сотвори Ангел преподобным детем, халдеи же опали велением Божиим, мучителя увеща вопити: Благословен Бог отцев наших.
ЗАПЕВ. Законоположитель инокующим известен явился еси, пречестне, изиматель же от вражиих всяческих сплетении, темже, твою на земли почитают честную и священную, отче, память.
СЛАВА. Изряден Духу, преславне, орган был еси: всегда Того возглашая дохновения - и покаяния глас спасеныи нам поя, воспевающим тя.
И НЫНЕ. Паче слова Твое зачатие, Богоневесто: Бога бо Слова родила еси - Избавляющаго от безсловесия вся человеки и слово Подающаго вопити: Благословен Бог отцев наших.
Песнь 8, ирмос. Из пламене Святым росу источи, а праведнаго жертвы и воду попали - вся бо твориши, Христе, елико хощеши, тем, Тя превозносим - Господа! - во веки.
ЗАПЕВ. Яко светоносное явися другое солнце - учение яко зарю испущая во вся пределы вселенныя: светом покаяния, блаженне, отгнал еси тму несветлую всякаго греха. (дважды).
СЛАВА. Струями Божественных учении окружаемь, яко же другая река из едема текущи - лице земли напаяя чюдне, а нечестия плевелы подавляя.
И НЫНЕ. Истинную Богородицу исповедающе Тя, якоже Ангел: Радуися, - вопием Ти: едина бо Радость на земли родила еси, Обрадованная, Присноблаженная.
Песнь 9, ирмос. Бога человеком неудобь видети, на Него же не смеют чини Ангельстии зрети - Тобою бо, Пречистая, яви Ся нам Слово Воплощено, Его же величающе, съ Небесными вои Тя величаем.
ЗАПЕВ. Укрепль ся любовию Вседержителя, все свое житие - рыдая - скончал еси, О, преподобне, вопия со удивлением: послаби моря житейскаго волнам, О, Твоею, Спасе, благодатию, ею в будущей жизни мя богатно соблюдая.
ЗАПЕВ. Сладъко слово твое - умиления подательно, исполнь просвещения притекающим, О, Богоносне Ефреме, досточюдне, непорочно же житие - всеми украшаемь Богосиянными добродетельми и просвещаемь.
СЛАВА. Храм Духу был еси и - река вод животных исполняема; - Церкви основание непоколебимо; - утвержение инокующим; - источник всегда текущии Божественнаго умиления, Ефреме досточюдне.
И НЫНЕ. Разумети не может ум человеческии, еже паче ума рожества Твоего, Дево, таиньство: Бог бо всель Ся посреди Тебе,
ключь девьства не поколеба,
яко же весть един Сам,
Непостижимыи.

Случайный тест

(2 голоса: 5 из 5)