День памяти

Житие

Ис­точ­ни­ком све­де­ний о жиз­ни Ев­фи­мия[*] яв­ля­ет­ся По­хваль­ное сло­во, ко­то­рое со­ста­вил его уче­ник мит­ро­по­лит Ки­ев­ский Гри­го­рий Цам­блак по­сле по­лу­че­ния из­ве­стия о его смер­ти, око­ло 1415–1418 гг., с це­лью ини­ци­и­ро­вать его ка­но­ни­за­цию[1].

В мо­ло­дом воз­расте Ев­фи­мий стал по­слуш­ни­ком, а за­тем мо­на­хом Ки­ли­фа­рев­ско­го мо­на­сты­ря, ос­но­ван­но­го око­ло 1350 г. прп. Фе­о­до­си­ем Тыр­нов­ским. Через неко­то­рое вре­мя прп. Фе­о­до­сий пе­ре­дал Ев­фи­мию ру­ко­вод­ство оби­те­лью. В на­ча­ле 60-х го­дов XIV ве­ка мо­на­стырь ра­зо­ри­ли тур­ки, и Фе­о­до­сий вме­сте с Ев­фи­ми­ем и несколь­ки­ми уче­ни­ка­ми (сре­ди них, весь­ма ве­ро­ят­но, был и бу­ду­щий мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и всея Ру­си Ки­при­ан) уехал в Кон­стан­ти­но­поль и по­се­лил­ся в оби­те­ли во имя св. Ма­ман­та. По­сле смер­ти прп. Фе­о­до­сия (1363) Ев­фи­мий жил в Сту­дий­ском мо­на­сты­ре в Кон­стан­ти­но­по­ле, за­тем ушел на Афон и под­ви­зал­ся в Ве­ли­кой Лав­ре, за­тем в ски­ту Се­ли­на близ бол­гар­ско­го мо­на­сты­ря Зо­граф.

Око­ло 1370 го­да, как про­тив­ник унии с Ри­мом, на­вя­зы­ва­е­мой ви­зан­тий­ским им­пе­ра­то­ром Иоан­ном V Па­лео­ло­гом и от­вер­га­е­мой пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским Фило­фе­ем Кок­ки­ном, Ев­фи­мий был под­верг­нут крат­ко­му за­то­че­нию на ост­ро­ве Лем­нос. Ве­ро­ят­но, в 1371 го­ду вер­нул­ся в Бол­га­рию и воз­гла­вил мо­на­стырь Св. Тро­и­цы близ Тыр­но­ва, вско­ре став­ший круп­ней­шим цен­тром пра­во­слав­ной ду­хов­ной и книж­ной де­я­тель­но­сти в Цен­траль­ной и Юго-Во­сточ­ной Ев­ро­пе, здесь пе­ре­во­ди­лись с гре­че­ско­го на сла­вян­ский язык биб­лей­ские, ли­тур­ги­че­ские и дру­гие кни­ги. Уче­ни­ки Ев­фи­мия, по сло­вам мит­ро­по­ли­та Гри­го­рия Цам­бла­ка, «ста­ли учи­те­ля­ми в бла­го­че­стии сво­их оте­честв», так как рас­про­стра­ня­ли про­све­ще­ние в Сер­бии, Ва­ла­хии, Мол­да­вии, Ве­ли­ком Ли­тов­ском кня­же­стве и мос­ков­ских зем­лях. Сре­ди уче­ни­ков Ев­фи­мия по­ми­мо мит­ро­по­ли­та Гри­го­рия бы­ли бу­ду­щий мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и всея Ру­си Ки­при­ан, мит­ро­по­лит Ун­гро-Вла­хий­ский Ан­фим (Кри­то­пу­лос), игу­мен Тисман­ско­го мо­на­сты­ря прп. Ни­ко­дим Ру­мын­ский и дру­гие.

В 1375 го­ду на Со­бо­ре бол­гар­ско­го ду­хо­вен­ства Ев­фи­мий был из­бран Тыр­нов­ским пат­ри­ар­хом. Управ­ляя Бол­гар­ской Цер­ко­вью, Ев­фи­мий сле­до­вал за цер­ков­ной по­ли­ти­кой Кон­стан­ти­но­поль­ских пат­ри­ар­хов-ис­их­а­стов Кал­ли­ста I и Фило­фея Кок­ки­на, стро­го сле­дил за чи­сто­той пра­во­сла­вия и вел борь­бу с раз­ны­ми ере­ся­ми, в том чис­ле и с позд­ни­ми фор­ма­ми бо­го­миль­ства. Ев­фи­мий за­бо­тил­ся о нрав­ствен­ном со­сто­я­нии паст­вы, за­пре­тил 4-й брак, осуж­дал небла­го­че­сти­вые обы­чаи на­се­ле­ния. Пра­во­слав­ные сла­вяне и ру­мы­ны ува­жа­ли Ев­фи­мия и об­ра­ща­лись к нему за разъ­яс­не­ни­ем цер­ков­ных ка­но­нов и пра­вил.

В 1393 го­ду в от­сут­ствие бол­гар­ско­го ца­ря Иоан­на Шиш­ма­на он раз­де­лил с паст­вой тя­го­ты оса­ды и па­де­ния бол­гар­ской сто­ли­цы, ре­прес­сии и вы­се­ле­ние за­хват­чи­ка­ми. Гри­го­рий Цам­блак на­ме­ка­ет на ка­кое-то про­ти­во­дей­ствие тур­кам знат­ных граж­дан го­ро­да, за что все 110 че­ло­век, в том чис­ле и Ев­фи­мий, бы­ли при­го­во­ре­ны к каз­ни. Как опи­са­но в По­хваль­ном сло­ве, ко­гда Ев­фи­мий, ожи­дая каз­ни, по­ло­жил го­ло­ву на пла­ху, вне­зап­но ру­ка па­ла­ча оне­ме­ла. Ту­рец­кие вла­сти ис­пу­га­лись и за­ме­ни­ли казнь ссыл­кой в так на­зы­ва­е­мую Ма­ке­до­нию – то­по­ним, ко­то­рый в XIV в. вос­при­ни­мал­ся весь­ма ши­ро­ко и ино­гда охва­ты­вал и Фра­кию. По всем дан­ным Ев­фи­мий был со­слан в Бач­ков­ский мо­на­стырь. В мо­на­сты­ре он про­дол­жил книж­ную де­я­тель­ность. Ев­фи­мий был из­ве­стен крас­но­ре­чи­ем, его совре­мен­ник мит­ро­по­лит Бдин­ский Иоасаф пи­сал в 1396 го­ду, что «то­гда… го­во­ри­ли мно­гие: «Луч­ше бы солн­це угас­ло, но не за­мол­кал бы Ев­фи­ми­ев язык!»»

Точ­ных све­де­ний о вре­ме­ни и ме­сте смер­ти Ев­фи­мия не со­хра­ни­лось. Воз­мож­но, он скон­чал­ся 10 ян­ва­ря, как ука­за­но в за­гла­вии един­ствен­но­го мол­дав­ско­го спис­ка По­хваль­но­го сло­ва Гри­го­рия Цам­бла­ка. 20 ян­ва­ря как день его па­мя­ти по­явил­ся в рус­ских спис­ках в XVI и XVII вв. по ана­ло­гии с днем па­мя­ти прп. Ев­фи­мия Ве­ли­ко­го. Мно­го­чис­лен­ные ле­ген­ды о по­след­них го­дах его жиз­ни бы­ли со­бра­ны в кон­це XV–XVI в. в «Лов­чан­ском сбор­ни­ке». Од­на из при­пи­сок к сбор­ни­ку со­об­ща­ет о тай­ном по­гре­бе­нии Ев­фи­мия (здесь он уже на­зван свя­тым, что ука­зы­ва­ет на его по­чи­та­ние) в Бо­го­ро­диц­кой церк­ви Бач­ков­ско­го мо­на­сты­ря, ко­то­рая в мо­мент со­став­ле­ния сбор­ни­ка уже бы­ла раз­ру­ше­на. Это сви­де­тель­ству­ет о том, что в кон­це XV в. ме­сто за­хо­ро­не­ния Ев­фи­мия бы­ло неиз­вест­но. В на­сто­я­щее вре­мя мо­ги­ла Ев­фи­мия счи­та­ет­ся утра­чен­ной.

В на­ча­ле ХХ ве­ка в мо­на­сты­ре бы­ли от­кры­ты гроб­ни­цы: близ за­пад­но­го вхо­да в глав­ную цер­ковь (XVII в.) и под сво­да­ми церк­ви Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла (XI в.), в од­ной из ко­то­рых, воз­мож­но, был по­гре­бен Ев­фи­мий, но ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют эти мо­ги­лы «бла­го­че­сти­вой фаль­си­фи­ка­ци­ей». Наи­бо­лее ве­ро­ят­но, что Ев­фи­мий был по­хо­ро­нен в од­ной из 17 гроб­ниц, ко­то­рые на­хо­ди­лись в при­тво­ре ста­ро­го ка­фо­ли­ко­на (XI в.), разо­бран­но­го при стро­и­тель­стве но­во­го в 1604 го­ду[2].

 

При­ме­ча­ния

[*] Не включён в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.

[1] Гри­го­рий Цам­блак. 1971. С. 166-168.

[2] Чеш­меджи­ев Д. Бач­ков­ски­ят ма­на­стир и гробът на Пат­ри­арх Ев­ти­мий // Црквене сту­диjе. Ниш, 2005. № 2. С. 169-195.

Случайный тест