Дни памяти:

Житие

Житие святителя Феодора, епископа Едесского

Свя­ти­тель Фе­о­дор, епи­скоп Едес­ский, ро­дил­ся в си­рий­ском го­ро­де Едес­се. Вся жизнь свя­то­го угод­ни­ка бы­ла яр­ким сви­де­тель­ством ве­ли­ких дел Бо­жи­их, про­слав­ля­ю­ще­го Сво­их свя­тых.

В два­дцать лет, ли­шив­шись ро­ди­те­лей и раз­дав свое име­ние ни­щим, он от­пра­вил­ся в Иеру­са­лим, где в Лав­ре пре­по­доб­но­го Сав­вы Освя­щен­но­го при­нял по­стриг. Через 12 лет усерд­но­го ино­че­ско­го по­слу­ша­ния и 24 го­да пол­но­го за­тво­ра и ве­ли­ко­го воз­дер­жа­ния Гос­подь при­звал му­же­ствен­но­го по­движ­ни­ка к епи­скоп­ству, чтобы он све­тил ми­ру. По­сле смер­ти епи­ско­па Едес­сы не на­шлось пре­ем­ни­ка бо­лее до­стой­но­го, чем Фе­о­дор, и по об­ще­му со­гла­сию Ан­тио­хий­ско­го и Иеру­са­лим­ско­го пат­ри­ар­хов, а так­же ду­хо­вен­ства и ми­рян этот див­ный муж был из­бран во епи­ско­па. Нелег­ко бы­ло свя­то­му Фе­о­до­ру по­ки­дать свое без­мол­вие, но он по­ко­рил­ся во­ле Бо­жи­ей и всту­пил в управ­ле­ние Едес­ской Цер­ко­вью. Это про­изо­шло во вре­мя цар­ство­ва­ния гре­че­ско­го им­пе­ра­то­ра Ми­ха­и­ла и ма­те­ри его Фе­о­до­ры (842–855). Во вре­мя со­вер­ше­ния над пре­по­доб­ным Фе­о­до­ром епи­скоп­ской хи­ро­то­нии про­изо­шло ве­ли­кое чу­до. На­род уви­дел бе­ло­снеж­но­го го­лу­бя, па­рив­ше­го под ку­по­лом хра­ма, ко­то­рый за­тем опу­стил­ся на гла­ву по­став­ля­е­мо­го. Всту­пив в управ­ле­ние паст­вой, свя­ти­тель Фе­о­дор от­дал сво­е­му слу­же­нию все свои ду­хов­ные да­ро­ва­ния. Он был об­раз­цом для вер­ных в сло­ве, в жиз­ни, в люб­ви, при­ме­ром сво­ей свя­той по­движ­ни­че­ской жиз­ни на­став­лял вру­чен­ную ему Бо­гом паст­ву на путь спа­се­ния. Мно­го сил по­ло­жил Фе­о­дор в борь­бе с ере­ти­ка­ми, твер­дой ру­кой ограж­дая Цер­ковь от со­блаз­нов и раз­но­мыс­лия. Уте­ше­ни­ем и под­держ­кой свя­ти­те­лю Фе­о­до­ру слу­жи­ло ду­хов­ное об­ще­ние с про­зор­ли­вым стар­цем и столп­ни­ком пре­по­доб­ным Фе­о­до­си­ем, ко­то­рый под­ви­зал­ся неда­ле­ко от го­ро­да близ мо­на­сты­ря свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия.

С бла­го­сло­ве­ния стар­ца свя­ти­тель Фе­о­дор пред­при­нял пу­те­ше­ствие в Баг­дад к ха­ли­фу Ма­вию с жа­ло­бой на неспра­вед­ли­вые при­тес­не­ния пра­во­слав­ных. При­дя к Ма­вию, свя­ти­тель на­шел его тя­же­ло боль­ным. При­звав в по­мощь Гос­по­да, свя­той епи­скоп бро­сил в со­суд с во­дой немно­го зем­ли от Гро­ба Гос­под­ня и дал ха­ли­фу ис­пить, и боль­ной ис­це­лил­ся. Бла­го­дар­ный Ма­вий, рас­по­ло­жив­шись к свя­то­му, с удо­воль­стви­ем слу­шал его по­уче­ния и, на­ко­нец, вме­сте с тре­мя при­бли­жен­ны­ми при­нял Свя­тое Кре­ще­ние с име­нем Иоанн.

Вско­ре за от­кры­тое ис­по­ве­да­ние пе­ред му­суль­ма­на­ми сво­ей ве­ры во Хри­ста ха­лиф Иоанн был убит вме­сте со сво­и­ми при­бли­жен­ны­ми. Явив­шись во сне од­новре­мен­но свя­ти­те­лю Фе­о­до­ру и столп­ни­ку Фе­о­до­сию, он по­ве­дал о том, что спо­до­бил­ся по­стра­дать за Хри­ста, при­чис­лен к ли­ку му­че­ни­ков и вско­ре встре­тит­ся с ни­ми в Цар­стве Небес­ном. Это бы­ло ука­за­ни­ем угод­ни­ку Бо­жию, что кон­чи­на его при­бли­жа­ет­ся. Через три го­да, уеди­нив­шись сно­ва в Лав­ре свя­то­го Сав­вы Освя­щен­но­го, он мир­но ото­шел ко Гос­по­ду (IX). Свя­ти­тель Фе­о­дор Едес­ский оста­вил хри­сти­а­нам свои на­зи­да­тель­ные тво­ре­ния. Жи­тие свя­ти­те­ля Фе­о­до­ра Едес­ско­го бы­ло из­люб­лен­ным чте­ни­ем на Ру­си в ХVI-ХVII вв. и со­хра­ни­лось во мно­гих ру­ко­пи­сях.

На рус­ском язы­ке из­да­но:

1. Сто весь­ма ду­ше­по­лез­ных глав. – "Хри­сти­ан­ское чте­ние", 1825, ХVII, с. 123 слл.

2. Умо­зри­тель­ное сло­во. – Там же, с. 178 слл. Так­же "Доб­ро­то­лю­бие", III, с. З18-358. Здесь же: Гла­вы де­я­тель­ные.

См. так­же: "Жи­тие свя­то­го от­ца на­ше­го Фе­о­до­ра, епи­ско­па Едес­ско­го" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Молитвы

Тропарь святителю Феодору, епископу Едесскому, глас 4

Апо́столом подража́тель/ и боже́ственных уче́ний столп бысть,/ тем ко Христу́ притече́,/ моле́нием, блаже́нне, Моа́вия царя́ све́том Креще́ния просвеще́на показа́, Фео́доре,/ и испове́дания ра́ди кровь свою́ излия́л есть,/ исхода́тайствен тому́ яви́ся вене́ц от Христа́ Царя́,// Его́же моли́ спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Ты был последователем апостолов и столпом Божественных учений, потому пришел ко Христу и молитвой, блаженный, светом Крещения просветил царя Мавия, Феодор. Исповедуя веру, [Мавий] пролил свою кровь и получил испрошенный тобой, Феодор, венец от Христа Царя, Его же моли о спасении душ наших.

Ин тропарь святителю Феодору, епископу Едесскому, глас 4

Нево́лею па́ству святи́тельскую прии́м,/ но во́лею подви́гнувся о Бо́жии Це́ркви,/ и пе́рстию Христо́ва гро́ба неве́рнаго Моа́вия царя́ уве́рив,/ и с теле́сною слепото́ю вку́пе и душе́вную ему́ исцели́в, благове́рна показа́,/ с ни́мже и еретики́ от Бо́жия Це́ркве, я́ко во́лки, отгна́в,/ честны́й святи́телю Фео́доре,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Против желания приняв паству как епископ, но по своей воле подвизаясь о Божией Церкви, и неверующего царя Мавия обратив к вере с помощью земли от гроба Господня, и, вместе с телесной слепотой исцелив ему и душевную, научил его благочестию, вместе с тем и еретиков прогнав от Божией Церкви, как волков, почитаемый святитель Феодор, моли о спасении душ наших.

показать все

Кондак святителю Феодору, епископу Едесскому, глас 4

Я́ко со́лнце, осиява́я све́тлым житие́м, Фео́доре, я́ве,/ вавило́нскому царю́ яви́ся чудесы́/ и сего́ уго́дника Христу́, святи́телю, показа́,/ с ни́мже ны́не Тро́ице предстоя́,// нас помина́й, све́тло торжеству́ющих па́мять твою́, му́дре.

Перевод: Как солнце, просияв светлой жизнью, Феодор, ты явился к вавилонскому царю с чудесами и его сделал ты, святитель, служителем Христу, с ним же сейчас Троице предстоя, вспоминай нас, радостно торжествующих память твою, мудрый.

Ин кондак святителю Феодору, епископу Едесскому, глас 4

Благохоте́ния ра́ди/ просвеще́ннаго тобо́ю по благода́ти ча́да, честна́го Моа́вия,/ животворя́щаго дре́ва получе́ния,/ подви́гнуся во ца́рствующий град,/ и та́мо Христо́вою пе́рстию до́блей цари́це Феодо́ре о́ка зре́ние очи́сти,/ и отту́ду с жела́емым сокро́вищем па́ки в Вавило́не честна́го Моа́вия по Христе́ на муче́ние утверди́,/ сего́ ра́ди ти вопие́м:/ ра́дуйся, честны́й Фео́доре,// учениче́ Христо́в, пасту́ше до́брый.

Перевод: По доброй воле благодатно просвещенного тобой чада, почитаемого Мавия, за Животворящим Древом [Крестом], ты направился в царствующий город [Константинополь], где землей от гроба Господня очистил глаза добродетельной царице Феодоре и исцелил ее зрение, и оттуда, с желаемым сокровищем снова в Вавилоне почитаемого Мавия укрепил на мученичество за Христа, потому мы взываем к тебе: «Радуйся, почитаемый Феодор, ученик Христов, пастырь добрый».

Случайный тест