Благоверный Феодо́сий II Младший, император
Дни памяти
Житие
Феодосий[1] родился 10 апреля 401 года, сын императора Аркадия и Элии Евдоксии. Феодосий был провозглашен августом 10 января 402 г., не имея еще девяти месяцев от роду. После смерти своего отца 1 мая 408 г. стал единственным правителем империи, но до 414 г. державой правил его регент Анфимий. Опекуном же Феодосию завещанием императора Аркадия был назначен персидский царь Йездигерд I, которого Аркадий заклинал употребить все свое могущество и прозорливость на сохранение трона за его сыном. Йездигерд не стал пренебрегать поручением Аркадия, все время хранил с римлянами нерушимый мир и сохранил Феодосию державу. Сенату он тотчас же отправил послание, в котором угрожал войной всякому, кто попытается устроить против него заговор.
С 414 года власть сосредоточилось в руках старшей сестры Феодосия Пульхерии, которая была объявлена августой, соправительницей императора.
Феодосий II получил блестящее образование. Он знал греческий и латинский языки, математику, астрономию, историю, рисовал и даже сам иллюстрировал переписанные им книги, а за красивый почерк получил прозвище Каллиграф. Он много читал, часто по ночам, при свете им самим сконструированной особой лампы. Сестра же давала ему наставления, как держать себя на царских выходах, как следует одеваться, как сидеть и ходить. Не менее руководила она и его благочестием, приучая постоянно молиться и почитать иереев.
В 421 году Пульхерия женила императора на Евдокии, дочери философа Леонтия. Императрица отличалась умом, красотой, красноречием, и Феодосий горячо любил ее.
Обладавший незаурядными способностями и наделенный несомненными душевными достоинствами, Феодосий тем не менее вошел в историю как безвольный и посредственный правитель, во всем подчинявшийся приближенным – сначала сестре, затем жене, а после 441 г. и почти до самой смерти – любимцу евнуху Хризафию. Впрочем, долгое царствование Феодосия II отмечено известной силой и содержательностью благодаря счастливому соединению в его правительстве довольно способных и искусных советников.
Из традиционных развлечений Феодосий II предпочитал охоту, к военным упражнениям страсти не проявлял, хотя физически был крепок.
Религиозная деятельность
Император был весьма благочестив и отличался религиозным рвением, любил церковное пение. В императорском дворце Феодосий устроил порядок, подобный монастырскому: вставал рано утром и вместе с сестрами пел антифоны во славу Божию, знал на память Священное Писание и рассуждал о нем с епископами. Однажды на ипподроме император устроил вместо ожидавшихся зрителями ристаний грандиозный молебен, которым лично дирижировал. Никто не видел его разгневанным. Некто из ближних спросил его: почему ты никогда не наказываешь смертью человека, тебя оскорбившего? – «О, если бы, – отвечал тот, – возможно было мне и умерших возвратить к жизни... Не великое и не трудное дело убить человека, но раскаявшись, воскресить умершего не может никто, кроме Бога».
В годы царствования Феодосия II государство потрясали религиозные раздоры.
В 428 г. император пригласил в Константинополь занять кафедру патриарха знаменитого проповедника Нестория, родом перса, настоятеля одного из антиохийских монастырей. Александрийский патриарх Кирилл добился от Феодосия II созыва Вселенского Собора для осуждения взглядов Нестория, который состоялся в 431 г. в Эфесе. Несторий был низложен и отправлен обратно в Сирию.
Другая серьезная ссора вспыхнула через пятнадцать лет между богословом Евсевием и константинопольским патриархом Флавианом с одной стороны и ересиархом монофизитов Евтихием – с другой. Добившись осуждения последнего на поместном соборе 448 г. в столице, Евсевий и Флавиан торжествовали недолго – по инициативе и под председательством Александрийского патриарха Диоскора, большого приятеля императорского фаворита Хризафия, в Эфесе собрался Собор 449 г., восстановивший Евтихия и осудивший Флавиана и Евсевия. За атмосферу грубого нажима и откровенного террора со стороны Диоскура этот собор впоследствии получил наименование «разбойничьего». Победа монофизитов, однако, была непрочной: Халкидонский Собор 451 г. подверг их окончательному осуждению.
Преследование язычников в империи продолжалось без послабления; свобода расправы с ними предоставлялась не только властям, но, по–видимому, и населению. Так, напр., во время волнения из–за религиозных причин в Александрии египетской, толпа христиан растерзала известную женщину-философа Гипатию (415), блестящую представительницу умиравшего паганизма, – и это насилие осталось безнаказанным. По приказу императора в 426 г. была сожжена эллинская святыня – Олимпия. При Феодосии Младшем во время сильного пожара в одном из дворцов Константинополя сгорела вывезенная из разгромленной Олимпии деревянная, покрытая пластинками золота и слоновой кости статуя Зевса работы Фидия – одно из «семи чудес света».
В 448 г. против книг философа–неоплатоника Порфирия он издал эдикт, тон и направленность которого надолго определили приемы в борьбе с религиозным инакомыслием:
«Императоры Феодосий и Валентиниан Августы – префекту претория Хормизду. Предписываем все, что Порфирий [или кто–либо другой], гонимый собственным безумием, написал против благочестивой веры христианской, где бы оно ни было обнаружено, предать огню. Ибо мы хотим, чтобы всяческие произведения, вызывающие гнев Божий и оскверняющие душу, не достигали даже слуха людей».
По характеру император Феодосий был человек незлобивый, легковерный и, по выражению Феофана, всяким ветром носимый, отчего часто подписывал бумаги, вовсе не читая их. Однажды Пульхерия подложила между прочими бумагу об отдаче ей в рабство супруги его, императрицы Евдокии, которую он, не читая, подписал, за что сестра потом укоряла его.
Противостояние Пульхерии и Евдокии
Со временем отношения между Пульхерией и Евдокией стали портиться. В конце 430–х место советника императора занял евнух Хризаф, способный полководец, но безнравственный и жадный до денег. Он стал противником Пульхерии, которая не раз препятствовала его замыслам, и настроил Евдокию против царевны. Постепенно, по своей слабости и недальновидности, в заговор был вовлечён и сам император Феодосий. Хризаф убедил царя, что Пульхерия имеет слишком много власти, и Феодосий потребовал у Константинопольского патриарха, чтобы тот посвятил Пульхерию в диакониссы. Патриарх уведомил Пульхерию о замысле, и она отошла от правления и удалилась из города в Евдемон. При Хризафе начались гонения на православных и возвышение монофизитов. Возможно, уже в то время сама Евдокия также приняла сторону монофизитов.
Однако уже в 441 году сама Евдокия оказалась в опале. Феофан рассказывает, что некто Павлиан, человек весьма образованный и красивый, пользовался особым расположением императрицы, которая часто беседовала с ним наедине. В день Рождественских святок кто–то поднес Феодосию яблоко необыкновенной величины и красоты. Император послал его Евдокии, а та отослала Павлиану. Павлиан же спустя два дня поднес его императору. Таким образом, связь их раскрылась. Феодосий сослал Павлиана в Каппадокию и приказал казнить. Евдокия сама удалилась в Иерусалим и прожила там до самой смерти.
После этого Феодосий с большим трудом уговорил Пульхерию возвратиться во дворец. Пульхерия открыла его глаза на положение дел. Феодосий приказал сослать и казнить Хризафа, а Пульхерия снова стала соправительницей.
Внутренняя политика, образовательная реформа
Ранее в империи учебные заведения устраивались по частной инициативе или по почину муниципальных общин. Император Юлиан Отступник (361–363), желая дать школьному преподаванию направление, соответствующее его идеям, первый издал закон, по которому учителя общеобразовательных школ в городах, назначавшиеся местными выборными властями, должны были подлежать императорскому утверждению. По указу Феодосия II в 425 г. была создана в Константинополе школа, которую теперь бы назвали государственным университетом. Устроена она была в одном из общественных зданий столицы и, как кажется, должна была содержаться на счет казны. Профессоров было 31, в том числе 3 ритора и 10 грамматиков латинских, 5 риторов и 10 грамматиков греческих, 2 юрисконсульта и только 1 философ. Самый этот список свидетельствует о формализме направления, установившемся (или установленном) в преподавании первой государственной высшей школы в Римской империи. Профессора признавались чиновниками государства; после 28 лет службы, если она была беспорочной, они вместе с отставкой получали почетное звание "comes primi ordinis" (с титулом "spectabilis"). Школа получила, так сказать, монополию преподавания. Профессорам запрещалось обучать где бы то ни было в другом месте; никто из вольных ученых не имел больше права открывать частной школы под страхом сурового наказания и высылки из столицы. Частным лицам разрешалось давать уроки только в частных домах отдельным ученикам.
По распоряжению императора в 438 г. был издан Феодосиев кодекс, обобщивший нормотворческие материалы указов римских императоров.
Феодосий вел активные строительные работы в столице и других городах империи.
Внешняя политика
В правление этого императора государству пришлось много и с различным успехом воевать.
В 412 г. энергичный и умелый регент Анфимий отразил натиск гуннов и приступил к сооружению новых укреплений разросшейся со времен Константина Великого столицы. Сначала была построена мощная и длинная стена, шедшая от Мраморного моря к бухте Золотой Рог. Впоследствии, в 440–х гг., после землетрясения, префект города Кир Панопольский не ограничился починкой пострадавших участков, возвел еще одну линию и приказал выкопать ров (оставшийся не закрытым стеной болотистый участок у Влахернского дворца был защищен в 625 г.). Девяносто две грозные башни, значительные высота и толщина стен, глубокий ров и обилие боевых машин надолго обеспечили безопасность Константинополя.
В 420–422 гг. полководцы Феодосия отразили в Месопотамии натиск армий персидского шахиншаха Бахрама V, сменившего Йездигерда I.
С западной половиной империи благоразумно поддерживались дружественные отношения, скрепленные в 437 г. браком западного императора Валентиниана III с дочерью Феодосия II Евдокией.
Ослабленные схватками соперничавших западных полководцев Аэция и Бонифация Испания и Африка к 435 г. стали добычей предводителя вандалов Гизериха. После ряда безуспешных попыток отразить натиск завоевателя западное правительство было вынуждено признать его власть на захваченных территориях. Феодосий II решил вмешаться, но поход восточно–римских легионов, предпринятый около 443 г., окончился неудачно и никак не изменил создавшегося положения.
Незадолго до его смерти империя пережила разрушительное нашествие гуннов. В 442 г. гуннский правитель Аттила потребовал от Феодосия, чтобы ему были выданы все переметчики и выслана дань, а также, чтобы были отправлены посланники для переговоров о платеже дани на будущее время. В ответ он получил уведомление, что римляне не выдадут прибегших под их покровительство людей, но вместе с ними примут войну. Разгневанный этим высокомерным ответом, Аттила двинул свои орды на империю. В трех последовательных сражениях римская армия была разбита. После этого гунны взяли и разрушили все города в Иллирии и Фракии, кроме Андрианополя и Гераклеи, и раздвинули свое владычество от Геллеспонта до Фермопил и предместий Константинополя. В 447 г. был заключен позорный для римлян мир. Феодосий согласился выдать Аттиле всех переметчиков, немедленно выплатить 6000 литр золота и каждый год выплачивать еще по 2000. По словам Приска, ужас перед Аттилой был так велик, что римляне повиновались всякому его требованию и на любое понуждение с его стороны смотрели как на приказ повелителя.
Император Феодосий скоропостижно скончался 28 июля 450 года. Во время охоты лошадь сбросила его в реку Лик; он повредил при падении позвоночник и на другой день умер.
Примечание
[1] Не включён в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.
Жития и книги в библиотеке
- Память св. благоверного императора Феодосия Младшего иером. Макарий Симонопетрский
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
...Евхаристия – это Таинство Таинств, исполнение и венец всего в Церкви. Евхаристия всегда завершает, всегда следует после других служб. Это окончательное действо, реальное участие в Царстве Божием. После Евхаристии никакие другие службы духовно невозможны. Добавление молитв после Евхаристии есть свидетельство литургического упадка.