Дни памяти

27 ноября

7 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Ге­ор­гий ро­дил­ся 24 фев­ра­ля 1874 го­да в го­ро­де Ка­лу­ге в се­мье свя­щен­ни­ка Иа­ко­ва Из­ве­ко­ва. Ге­ор­гий Яко­вле­вич окон­чил Ки­ев­скую Ду­хов­ную ака­де­мию и был на­прав­лен слу­жить пса­лом­щи­ком при по­соль­ской церк­ви в го­ро­де Пра­ге, а за­тем, пе­ре­ехав в Санкт-Пе­тер­бург, был за­ко­но­учи­те­лем в од­ном из учеб­ных за­ве­де­ний. Ру­ко­по­ло­жен­ный во свя­щен­ни­ка, отец Ге­ор­гий во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны слу­жил в са­ни­тар­ном по­ез­де, а за­тем в гос­пи­та­ле.
По­сле боль­ше­вист­ской ре­во­лю­ции отец Ге­ор­гий пе­ре­ехал в Моск­ву; с 1921 го­да он стал слу­жить в хра­ме Дон­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри при стан­ции Пер­лов­ка под Моск­вой; был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. Об­ла­дая уни­каль­ны­ми му­зы­каль­ны­ми спо­соб­но­стя­ми, он пи­сал мно­го цер­ков­ной му­зы­ки для от­дель­ных хра­мов и для Пат­ри­ар­хии. Кро­ме то­го, он пи­сал му­зы­ку для ду­хов­ных и на­род­ных пе­сен и как вы­да­ю­щий­ся ком­по­зи­тор был при­нят в Со­юз ком­по­зи­то­ров.
В на­ча­ле 1931 го­да на­ча­лись мас­со­вые ре­прес­сии про­тив ду­хо­вен­ства, ко­гда в один день аре­сто­вы­ва­лись де­сят­ки свя­щен­но­слу­жи­те­лей, мо­на­ше­ству­ю­щих и ми­рян. Про­то­и­е­рей Ге­ор­гий был аре­сто­ван 14 ап­ре­ля 1931 го­да и 20 ап­ре­ля до­про­шен. «Я ожи­дал сво­е­го аре­ста, – за­явил он, – и да­же хо­тел это­го. Мне как свя­щен­ни­ку бы­ло не удоб­но, что дру­гие стра­да­ют за ве­ру Хри­сто­ву и идут в ссыл­ку, а я не ис­пы­ты­ваю ли­ше­ний, по­это­му я го­тов по­стра­дать и да­же уме­реть за имя Хри­сто­во».
По­сле та­ко­го за­яв­ле­ния свя­щен­ни­ка до­прос был сле­до­ва­те­лем пре­кра­щен. Через два дня сле­до­ва­тель сно­ва до­про­сил свя­щен­ни­ка и за­дал еще ряд во­про­сов; отец Ге­ор­гий, от­ве­чая на них, ска­зал: «По су­ще­ству предъ­яв­лен­но­го мне об­ви­не­ния в аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти... по­ка­за­ния да­вать от­ка­зы­ва­юсь. Об­ви­не­ния за со­бой не при­знаю».
30 ап­ре­ля 1931 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло от­ца Ге­ор­гия к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край, и он был от­прав­лен эта­пом сна­ча­ла в Кот­лас, за­тем в Ве­ли­кий Устюг, а за­тем в Усть-Сы­сольск.
Вер­нув­шись из ссыл­ки, отец Ге­ор­гий по­се­лил­ся в том же под­мос­ков­ном по­сел­ке и за­нял­ся со­чи­не­ни­ем ду­хов­ной му­зы­ки – сна­ча­ла для хра­мов Моск­вы и дру­гих епар­хий, а за­тем, ко­гда чис­ло хра­мов рез­ко умень­ши­лось, толь­ко для Пат­ри­ар­хии; так­же он со­чи­нял му­зы­ку и для свет­ских пе­сен, и ее пуб­ли­ко­ва­ли в пе­ча­ти.
22 июля 1937 го­да про­то­и­е­рей Алек­сандр Ле­бе­дев, на­хо­дясь под аре­стом, дал по­ка­за­ния про­тив от­ца Ге­ор­гия. Бу­дучи сек­ре­та­рем мит­ро­по­ли­та Сер­гия, он хо­ро­шо знал всех по­се­щав­ших мит­ро­по­ли­та, в част­но­сти и от­ца Ге­ор­гия.
2 но­яб­ря 1937 го­да отец Ге­ор­гий был аре­сто­ван и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. 15 но­яб­ря де­жур­ный сви­де­тель, кли­рик Зна­мен­ской церк­ви у Кре­стов­ской За­ста­вы То­лу­за­ков, дал по­ка­за­ния про­тив аре­сто­ван­но­го свя­щен­ни­ка, за­явив, что отец Ге­ор­гий, по­се­щая раз­ные церк­ви, вел ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию. «На мои пред­ло­же­ния, – за­ме­тил сви­де­тель, – о том, чтобы он на­чал пи­сать му­зы­ку для пе­сен на со­ци­а­ли­сти­че­ские те­мы, он брезг­ли­во от­ка­зал­ся, за­явив, что он “идей­ный и пра­во­вер­ный свя­щен­ник-хри­сти­а­нин и жи­дам про­да­вать­ся не на­ме­рен, хо­тя ему и пред­ла­га­ли это”».
16 но­яб­ря сле­до­ва­тель, до­пра­ши­вая от­ца Ге­ор­гия, за­явил:
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми о том, что вы сре­ди окру­жа­ю­щих вас лиц си­сте­ма­ти­че­ски про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию и рас­про­стра­ня­ли все­воз­мож­ные вы­мыш­лен­ные контр­ре­во­лю­ци­он­ные слу­хи. Вы это под­твер­жда­е­те?
– Это я от­ри­цаю, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– Вы го­во­ри­те неправ­ду. След­ствию до­под­лин­но из­вест­но, что вы рас­про­стра­ня­е­те кле­ве­ту по адре­су ме­ро­при­я­тий со­вет­ской вла­сти. Дай­те след­ствию прав­ди­вый от­вет.
– Сре­ди окру­жа­ю­щих ме­ня лиц я го­во­рил: «В СССР су­ще­ству­ет при­тес­не­ние ве­ру­ю­щих, церк­ви за­кры­ва­ют, свя­щен­ни­ков аре­сто­вы­ва­ют и ссы­ла­ют, нам при­хо­дит­ся тер­петь все­воз­мож­ные ли­ше­ния – все это нам по­сла­но в на­ка­за­ние за на­ши гре­хи».
На этом до­прос был за­кон­чен, ста­вя свою под­пись под про­то­ко­лом до­про­са, отец Ге­ор­гий на­пи­сал: «За­пи­са­но с мо­их слов вер­но и мною про­чи­та­но».
23 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ге­ор­гия к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Ге­ор­гий Из­ве­ков был рас­стре­лян 27 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. До­пол­ни­тель­ный том 4». Тверь, 2006 год, стр. 225–228.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

Случайный тест