Дни памяти

27 декабря  (переходящая) – Неделя святых праотец

3 января  (переходящая) – Неделя святых отец

Житие

Иафет - [евр. , или греч. ᾿Ιαφέθ], 3-й, младший сын ветхозаветного патриарха Ноя, брат Сима и Хама (Быт.5:32). Точная этимология имени И. не установлена. Некоторые исследователи возводят его к евр. глаголу - «быть красивым». Народная этимология имени Иафет, основанная на игре слов МТ: «...да распространит Бог Иафета» (Быт.9:27), связывает его с евр. глаголом - «быть широким» и указывает на наследование Иафетом большой территории.

Во всех списках сыновей Ноя Иафет неизменно упомянут на 3-м месте (Быт.5:32; Быт.6:10; Быт.7:13; Быт.9:18; Быт.10:1; 1 Пар.1:4). Однако в Быт.9:24 Ной называет Хама меньшим сыном, что, вероятно, является отголоском иной традиции, отличной от подчиненных строго хронологическому принципу генеалогических списков. В христианской экзегезе этот стих не связывался с Иафетом, а истолковывался как указание на низкое духовное состояние Хама по сравнению с духовным состоянием других братьев. В раввинистической традиции Иафет считался старшим сыном Ноя.

После спасения от потопа Иафет вместе со своими братьями был удостоен божественного благословения и участвовал в заключении завета (Быт.9:1, Быт.9:17). Когда Иафет получил от Хама известие об опьянении Ноя, то вместе с Симом вернулся в виноградник и почтительно прикрыл наготу отца. После чего Иафет был благословлен Ноем, который сказал: «...да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт.9:27). Это благословение может указывать на последующий союз израильтян с филистимлянами против хананеев во времена царя Давида. В так называемой таблице народов потомки Ноя представлены 7 сыновьями Иафета: Гомером, Магогом, Мадаем, Иаваном (Елиса - по LXX), Фувалом, Мешехом и Фирасом (Быт.10:1, Быт.10:2). Иосиф Флавий сопоставил их с названиями 7 индоевропейских народов: киммерийцев, скифов, мидян, ионийцев, фовелийцев, каппадокийцев и фракийцев. Четыре сына Иафета: Гомер, Иаван, Фувал, Мешех - упомянуты в пророческих книгах (Ис.66:19 и Иез.27:13; Иез.27:32. Иез.27:26; Иез.38:2, Иез.38:3, Иез.38:6; Иез.39:1). Наибольшую известность из потомков Иафета получили племена Киттим (Числ.24:24; Ис.23:11; Иер.2:10) и Фарсис (Ион.1:3; Иер.10:9), давшие название одноименным землям.

В апокрифической традиции самый подробный рассказ об Иафете - в «Книге Юбилеев», где детально описана территория, доставшаяся Иафету в удел. Согласно этому апокрифу, Иафет из зависти к Хаму построил город, который назвал Адотанелек в честь своей жены. В «Сивиллиных оракулах», когда сыновьям Ноя даются имена греческих богов, Иафет идентифицируется с известным из греческой мифологии титаном Иапетом, отцом Атланта, Прометея и Эпиметея. В талмудической традиции благословение Быт.9:27 указывало на восстановление храма персидским царем Киром, потомком Иафета, или на обучение язычников закону на греч. языке. Потомки Иафета - Гог и Магог упомянуты в Апокалипсисе при описании эсхатологической битвы (Откр.20:7). В экзегезе древней Церкви образ Иафета стал назидательным примером скромности и кротости. Благословение, данное патриархом Ноем Иафету, знаменует обращение ко Христу языческих народов.

Согласно средневек. представлениям, от Иафета происходили народы, населявшие преимущественно территорию Европы. В лингвистике начала XVIII в. возникло представление о системе 3 языковых семей, одну из которых составляли яфетические (т. е. восходящие к Иафету) языки. Этот термин применялся в классификациях языков народов мира по отношению к языкам народов Европы и некоторых народов Азии. C развитием сравнительно-исторического метода в языкознании в 1-й пол. XIX в. этот термин был вытеснен терминами «индогерманские» и «индоевропейские» языки.

Источник: www.pravenc.ru

Случайный тест